Поделиться новостью —

Читайте также

30 Апреля 2024

68 лет исполнилось режиссёру Ларсу фон Триеру

29 Апреля 2024

Специальные показы на «Ленфильме»

26 Апреля 2024

«Ленфильм» примет участие в «Ночи музеев»

К списку новостей

Гамлет глазами Козинцева

14 Ноября 2014

В начале декабря киностудия «Ленфильм» организует выставку посвященную пятидесятилетию знаменитой картины киностудии «Ленфильм» – «Гамлет», по одноименному произведению великого английского писателя Уильяма Шекспира.

Выставка «50 лет фильму «Гамлет» – знаковое событие в культурной жизни Санкт-Петербурга. В основе экспозиции – подлинные бесценные артефакты из коллекции «Ленфильма»: исторические костюмы, фрагменты декораций, плакаты, эскизы, фотографии.

Трагедия Шекспира за всю историю кино была экранизирована свыше 40 раз. Среди признанных шедевров – и фильм Григория Михайловича Козинцева (1964). К постановке своего «Гамлета» знаменитый режиссер шел всю свою жизнь. Еще в 1920-е Козинцев буквально «заболел» Шекспиром. Писал о нем, ставил пьесы в ведущих театрах.

Из публикации газеты Mond, одной из влиятельнейших газет Парижа (16.06.1964 г.):
««Гамлет» Козинцева легко выдерживает сравнение с «Гамлетом» Лоренса Оливье.
Черно-белый фильм Козинцева – чудесный фильм, произведение искусства, с хорошо продуманными мизансценами, с очень красивыми экстерьерами, что любопытно сочетается с таинственными ритмами музыки Шостаковича. Надо было бы хорошо знать русский язык, для того, чтобы оценить во всей полноте перевод Бориса Пастернака, но даже непривычное иностранное ухо может почувствовать его красоту».

Козинцев не остался абсолютно верен тексту: он свободно обращался с отдельными сценами, переставляя их. Знаменитое «Быть или не быть?» дается как внутренний монолог, Гамлет произносит его, обратившись лицом к морю.

«Шекспир, – как говорил Козинцев, – дает нам крупным планом испытания человека и как бы с панорамной широтой показывает движение истории».

В фильме Козинцева датское королевство не только прогнившее, оно – тюрьма… И он подчеркивает это бесчисленными изображениями подъемных мостов Эльсинора, замка, где Гамлет борется с несправедливостью.

По словам художника-постановщика, необходимо было найти для съемок либо хорошо сохранившийся замок эпохи раннего «нордического» средневековья, либо выстроить натурную декорацию в адекватном пространстве. После обследования группой всего побережья Эстонии было найдено место неповторимой красоты со скалистым пейзажем. Особенным образом решалась и техническая сторона вопроса: при строительстве каркаса замка проблемы создавал вечный ветер побережья.
Режиссер-интеллектуал на съемочной площадке собрал уникальную команду. В основу сценария лег перевод лауреата Нобелевской премии Бориса Пастернака, над картиной работали лучшие художники страны.

Музыку к спектаклю Григория Козинцева «Гамлета» в Театре имени Пушкина написал Дмитрий Шостакович. Когда режиссер приступил к работе над фильмом по этой пьесе, он хотел использовать уже сочиненный Шостаковичем материал, записав его в новой аранжировке. Узнав об этом, композитор заявил: «Ни одной ноты из этой музыки я не возьму!..» И написал для картины новую музыку.
Гамлет, сыгранный Смоктуновским в фильме Григория Козинцева – меланхоличный, рефлексирующий, утончённый, и вместе с тем для самого актера он был прежде всего борцом – «за человеческое в человеке». Критики упрекали Смоктуновского в том, что для его Гамлета не существует «быть или не быть?», и сам актер говорил, что не считает знаменитый монолог (в фильме он сокращен) кульминацией роли, как не считает и самого Гамлета человеком, колеблющимся и сомневающимся. Герой Шекспира виделся ему сильным и решительным, наделённым «огромной душевной волей и умственной энергией», его трагедия была трагедией знания, а не сомнения.

«Если можно максимально приблизить к нам шекспировского героя, – писал один из критиков, – Смоктуновский делает это».

Роль, бывшая до него «коронной» у многих прославленных актеров, включая Лоуренса Оливье и Михаила Чехова, принесла Смоктуновскому широкое международное признание, была высоко оценена и зрителями, и критиками, и даже коллегами-актерами, однако сам Смоктуновский остался не удовлетворен как своей работой, так и режиссерской трактовкой трагедии. Он вообще редко бывал доволен собой.

Важным фактором успеха Анастасии Вертинской, которая сыграла Офелию явилась её восприимчивость к музыке. «У нее были реальные восемнадцать лет, великолепные, очень подходящие для шекспировского образа внешние данные – хрупкость, чистота, облик, похожий на портреты раннего Возрождения… Всё было хорошо: и руки, и шея, и походка, но сердце не билось. Сердце заставил биться Шостакович. Так бывает», – писал режиссер Козинцев в лекции «О режиссуре».
Вертинская говорила, что работа в «Гамлете» стала для нее, с одной стороны, серьезным испытанием, с другой – настоящей школой актерского мастерства. Особенно много дала ей совместная работа с И.Смоктуновским.

«Кухня, которую я увидела в нём, она была… совершенно магической. Тогда я поняла, что профессия актера – не только ремесло, но и какое-то таинство», – позже рассказывала актриса.
Фильм, получивший многочисленные награды (в частности, специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля), также как и Смоктуновскому, принес Вертинской международную известность: ее стали называть «самым талантливым сердцем советского кино», «Вивьен Ли советского экрана». Эта роль явилась поворотным пунктом творческого развития актрисы. Вертинская говорила, что именно после Офелии по-настоящему «поняла, что хочет стать актрисой».

Критики газеты The Gardian писали, что актерский ансамбль был безукоризненным, и что они никогда не видели «Гамлета», которого актеры играли бы «столь впечатляюще, как русские».

Для справки:

На Венецианском кинофестивале 1964 года фильм Гамлет стал одним из номинантов на главный приз – «Золотой Лев» и был отмечен Специальным призом жюри. На Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде лента получила специальную премию жюри «За выдающееся воплощение на экране трагедии Шекспира», а на Фестивале шекспировских фильмов в Висбадене (Германия) – Приз за лучший фильм. В 1965 году фильм Козинцева получил Почетный диплом клуба кинокритиков от Союза польских журналистов, а на МКФ в Сан-Себастьяне (Испания) – специальный приз жюри и премию Национальной федерации испанских киноклубов. В 1966 году картина была удостоена премии национального совета киноцензуры «Серебряная лама» на МКФ в Лиме (Перу), премии «Фемина» (Бельгия), «Золотого лаврового венка» Фонда Дэвида Селзника (David Selznick) – «За вклад в международное понимание путем разработки общечеловеческих тем и демонстрации кинематографического искусства высшего уровня», приза «Серебряное блюдо» на МКФ в Панаме, номинирована на премию BAFTA в категориях «Лучший фильм» (Григорий Козинцев) и «Лучший зарубежный актер» (Иннокентий Смоктуновский) и на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».