Поделиться новостью —

Читайте также

26 Апреля 2024

«Ленфильм» примет участие в «Ночи музеев»

25 Апреля 2024

В ГЭС-2 открылась выставка, посвященная Динаре Асановой

24 Апреля 2024

«Чайка»: специальный показ на «Ленфильме»

К списку новостей

Дранковы: связь поколений

16 Сентября 2015

В кафе «Дранковъ», киноцентра «Ленфильм» на днях чествовали необычного гостя. Киноцентр посетил Евгений Виткин-Дранков – родственника Александра Дранкова, в честь которого и названо кафе.

Александр Дранков (1886-1949)- пионер российской киноиндустрии, снявший первый российский фильм «Понизовая вольница» в 1908 году. Внучатого племянника именитого первого русского продюсера пригласил историк кино – Александр Николаевич Поздняков, который посвятил много лет судьбе перового русского кинематографиста.

Евгений Виткин-Дранков презентовал в кафе свою новую книгу «Мемуарная проза и стихи», прочитал свои стихи. Большая часть книги посвящена Александру Дранкову. Заместитель генерального директора Мария Дуплевская подарила Евгению Семеновичу цветы.

Нам удалось поговорить с Евгением Виткиным-Дранковым, узнать его впечатления о кафе, о киностудии:

– Евгений Семенович, вот что-то есть такое символическое, что мы сидим с Вами в кафе, которое называется кафе «Дранковъ»? Скажите, что Вы испытываете, находясь сейчас здесь, и насколько фамилия Драков Вашу жизнь определила?

- Во-первых, я рад и счастлив, что нахожусь здесь, на «Ленфильме». На студии, которая мне очень дорога, которую я люблю. И я счастлив, что кафе, которое открылось на «Ленфильме», носит имя моего предка Александра Осиповича Дранкова. Работая над книгой, которую представляю сегодня на «Ленфильме», я мечтал о том, что придет наконец признание к Александру Осиповичу, признание его заслуг, благодарность потомков. Ведь он умер на чужбине, в бедности и нищете. Будем надеяться, что это первая ласточка и что когда-нибудь на «Ленфильме» появится памятник Александру Дранкову.

Там, где он делал свои фильмы, на Николаева 12, в том доме, где он жил и работал, появится мемориальная доска, или же памятный знак. Чтобы люди помнили об этом, не забывали его имя. И чтобы о нем были сняты не только документальные фильмы, но и игровые. Ведь его жизнь полна очень интересных фактов и событий. Он был яркой, неординарной личностью. Вообще патриотизм – это сейчас модное слово – заключается не только в том, чтобы кричать о Родине, но и том, чтобы что-то для нее сделать, быть благодарной ей. Помнить о тех людях, которые внесли вклад в ее историю, в ее культуру, науку. Я в это очень верю.

– Скажите, вы всегда знали, что Дранков является вашим родственником, его фигура долго прибывала в таком забытье, забвении. И как Вы узнали, что он пионер кино?

- Я понял, что он пионер нашего кино в детстве, когда бабушка открыла кинематографический словарь на букву «Д» и прочла – «Дранков – основоположник русской кинематографии». Я знал, что у нас дома была его фотография, где он запечатлен вместе с Иваном Мозжухиным – исполнителем роли отца Сергия. Бабушка рассказывала, что он познакомил ее в Ялте с Чеховым и Горьким. Дранков создал кинопортреты выдающихся деятелей русской культуры и русской науки – Леонида Андреева, Льва Толстого и других. Я знал, что он дружил с Власом Дорошевичем и вместе с ним уехал в эмиграцию. Я как-то писал статью для журнала «Семья и школа», который когда-то издавался в Москве. Там я упомянул имя Власа Дорошевича в связи с тем, что цитировал его фельетон – «Как писать сочинение». И оказалось, что все эти проблемы старой русской школы, характерны и для советской.

– Где Вы жили в Ленинграде?

- В Ленинграде я жил в разных местах. На Петроградской стороне – на Большом проспекте 74.

– Скажите, сколько сыновей было у Иосифа Дранкова?

- У него было, насколько мне известно, двое сыновей – Александр и Лев. И еще один брат, о котором мало кто знает – Николай. Он был инженером-путейцем. И я подозреваю, что именно он познакомил Александра с Гончаровым – тоже инженером-путейцем, который написал сценарий «Понизовой вольницы». Но это мои догадки. А Лев Дранков помогал Александру и был его правой рукой. Снимал вместе с ним «Понизовую вольницу».

– А какова судьба Николая?

- Этого я, увы, не знаю. Судя по всему, из России он никуда не уезжал и умер здесь. А у Льва Осиповича судьба сложилась трагически, он умер в блокаду. Он обожал певчих птиц и последнюю свою еду, отдавал своим пернатым друзьям. Умер от голода. Он похоронен на Пискаревском. Но я не ручаюсь, плохо помню. И это знаменательно – один брат умер в нищете за границей, а другой – в блокаду. Эта судьба многих русских интеллигентов и очень важно не забывать о них. Это главное – это и есть элемент патриотизма.

– Как Вы в первый раз пришли на «Ленфильм»? Что Вы думаете о «Ленфильме»?

- «Ленфильм» – это колыбель отечественного кино. Я очень люблю фильмы Ильи Авербаха. И так получилось, что моя судьба не связана с кинематографом вообще. Я не умею фотографировать, не умею снимать даже видеокамерой. Я пишу книги, пишу рассказы, стихи, а вот чисто генетически я связан с кино.

– Последний вопрос. Ранняя Ваша, школьная жизнь прошла на Петроградской стороне. Что значит для Вас Петроградская сторона?

- Я знаю, что там, у мечети, состоялся первый показ фильма «Понизовая вольница». Поэтому в этом плане мне Петроградка очень близка. И вообще я люблю все, что связано с Питером. У меня даже стихотворение есть – «Милый Питер, прости» – это ностальгия по родному городу. Эта тема занимает меня и в стихах и в прозе.

Для справки: Евгений Виткин-Дранков родился в Санкт-Петербурге. После окончания Пединститута им. Герцена много лет преподавал литературу и одновременно занимался журналистикой. С 1996 года живет в Германии, под Гамбургом. Пишет статьи и очерки, стихи и рассказы. Печатался в Московском литературно-художественном альманахе «Братина» и в различных русскоязычных газетах и журналах ФРГ.