Поделиться новостью —

Читайте также

27 Марта 2024

Вспоминая Виктора Титова

26 Марта 2024

«Ленфильм-дебют» продлевает прием заявок

26 Марта 2024

«Последняя цена» стала абсолютным триумфатором кинофестиваля «Дух огня»

К списку новостей

Интервью Эдуарда Пичугина "Радио Балтика"

15 Июля 2016

14 июля генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин дал интервью в прямом эфире на «Радио Балтика». Предлагаем вашему вниманию полную версию беседы.

АЛЕКСЕЙ ДАНИЛИН: Встречаем в прямом эфире генерального директора киностудии «Ленфильм» Эдуарда Пичугина. Эдуард, здравствуйте.

ЭДУАРД ПИЧУГИН: Добрый день.

ЕЛЕНА ЖИРКОВА: Здравствуйте.

А. ДАНИЛИН: Мы со слушателями сериалы обсуждали. А вы какие-нибудь сериалы смотрите?

Э. ПИЧУГИН: Так случилось, что если что-то смотрю, то только по диагонали или отдельные материалы. Целиком – времени не хватает. Мы специализируемся в основном на полном метре, тем более надо вычитывать рекордное число сценариев каждый день, ночью. У нас сейчас открыт конкурс «Кинолофт» – все жанры, кроме скучного. Вот это всё заполняет всё время и пространство. Конечно, материалы, которые у нас снимаются, – в рабочем порядке.

А. ДАНИЛИН: Мне интересен ваш взгляд на сериальную культуру. Наши сейчас проигрывают зарубежным аналогам, американским в том числе?

Э. ПИЧУГИН: Да, идеи некоторых удачных сериалов были приобретены у CBS, в Америке ты их видишь под другим названием, здесь что-то переделано, адаптировано. Да, качество чувствуется, но всё-таки у нас другой зритель, евразийский, он с другим ощущением жизни, мира, вкусовыми пристрастиями. Мы стараемся делать зрительское жанровое полнометражное кино –– то, чего нам не хватало долгое время, потому что с 90-х годов, как вы помните, вообще кинопроизводство кануло в Лету. Появился канал НТВ, и он стал заказывать всевозможные сериалы, и так мы превратились в «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург» –– и пошло, пошло, пошло. Единственное, отдельные моменты появлялись, как «Бумер», «Брат» у Сельянова. Потом все сообща стали делать полнометражные фильмы, и дирекция «Первого канала» хорошо поучаствовала, поддержала несколько серьёзных полных метров. И наш зритель наконец-то стал ходить в кино, в кинотеатры и полюбил именно российский полный метр. То есть мы на этом сконцентрировали внимание с коллегами, когда возрождали «Ленфильм». И в нашем портфеле только сложнопостановочные, исторические, эпохальные картины, разножанровые абсолютно.

Е. ЖИРКОВА: Вы говорили, что в этом году вы пять фильмов собираетесь выпустить.

Э. ПИЧУГИН: Да, так и есть. Одна картина – уже финальная, восьмая итерация, монтаж. Её рабочее название «Блокада». Она будет готова к осени. Уже определим удачную дату для выпуска, выхода. Музыкальный ряд, саундтрек, который 25 лет все привыкли делать, ориентируясь на заказчика, телеканал, то есть под сериалы, – это в основном электронная музыка, естественно, созданная синтезатором, компьютерами, с фонами известными, компиляциями. Редко пишется отдельная партитура. В нашем случае именно на «Блокаде» мы возродили замечательную традицию. Композитор Антон Лубченко больше шести месяцев потратил –– больше часа партитура, индивидуальная музыка прям под эту картину. И под его руководством как дирижёра в Мариинском театре был записан саундтрек.

А. ДАНИЛИН: С симфоническим оркестром!

Э. ПИЧУГИН: Называется, почувствуйте разницу. Недавно озвучили заставку «Ленфильма»: это же изображение, но 11 секунд симфонического оркестра, в кинозале поставили –– действительно, почувствуйте разницу. Совершенно всё по-другому. И мы вместе с Антоном Лубченко, Фабио Мастранжело решили собрать настоящий симфонический оркестр нашей киностудии «Ленфильм», то есть постоянный. Мы в пятницу опубликуем правила конкурса и 26–27 августа будем уже отслушивать вместе с жюри. В жюри Фабио, у меня тоже за плечами музыкальная школа – поучаствую. И подберём коллектив из 60 человек под руководством маэстро. В первые дни сентября проведём концертную презентацию. Стали готовить День знания для школьников и решили показать, что культура российского кино возвращается в своих лучших традициях. Попробуем предложить нашим молодым постоянным зрителям кинотеатров посетить киностудию «Ленфильм» в Год кино такой презентацией. Видите, наоборот, возвращаем традиции и уходим от сериальности.

А. ДАНИЛИН: Это здорово. Не каждая студия может позволить себе собственный оркестр.

Э. ПИЧУГИН: Да, здесь есть некоторые нюансы, не буду раскрывать их. Но самое главное, что это будет постоянный состав, и видно будет все новости: на сайте отдельно страничка. Очень хороший план работы у нас.

А. ДАНИЛИН: В общем, осталось дождаться этого светлого момента. Будем ждать.

Э. ПИЧУГИН: 27 августа опубликуем результаты.

А. ДАНИЛИН: Мы также ждём чемпионат мира по футболу 2018-го года и – ждём или не ждём –– но следующий год столетия Революции. На эти темы что-то делается: сценарии, может, рассматриваются, съёмки какие-то планируются.

Э. ПИЧУГИН: Да, обязательно. Самое главное – сценарии. Здесь, как при строительстве хорошего архитектурного комплекса, здания, много времени уходит на разработку проектной документации. Без проекта, без красивого архитектурного решения ничего не получается. Будешь перестраивать: как нам известно, некоторые проекты по несколько раз перестраиваются и дорожают в десятки раз. Мы себе такого позволить не можем, поэтому много сил отдаётся созданию сценариев. Конечно, 17-й год – не только время трёх больших, ярких событий: Революция, отречение, опять Революция, но и создание совершенно новых для государства служб, нового молодого государства. То есть много событий. Конечно, мы их сейчас стараемся отразить: прорабатываем проект о Кронштадте, историю вплоть до кронштадтского мятежа. Многое же матросики наши сделали. То есть, по сути дела, Санкт-Петербург, и Петроград, – не только колыбель революции, но и столица Российской Империи. И матросы и солдаты, в основном военно-морской флот – это же элита страны, страна гордилась всегда своими моряками. И сердце, конечно, было в Кронштадте. Много чего происходило, много было противоречий. Сейчас пытаемся немножко коснуться этой истории. Плюс были отдельные подвиги, судьбы людей, то есть не всё всегда было так однобоко, как нам рассказывали 80 лет кряду. Но и не всё было ужасно. Тут важно правильно подать, чтобы не быть вторичным, чтобы был новый взгляд, новые истории.

Е. ЖИРКОВА: В ночь на субботу нам обещают вернуть «Аврору» на место стоянки. Как-то планируете её задействовать – может быть, как площадку для съёмок?

Э. ПИЧУГИН: По крайне мере, как экстерьер – точно. То есть внутрь нам необязательно заходить, тем более, что на таких объектах очень низкая высота была, то есть с современными приборами нам там не разместиться. Если потребуется строить «Аврору», внутренний интерьер, помещения, то легко мы справимся и на студии, в павильонах. Всё создадим, сделаем для удобства работы всех служб: инженеров, гаферов и операторов с актёрами, самое главное. Точно так же в американском фильме «Ярость», где все действия происходили в основном в танке, был создан макет на два метра шире и больше. Я очень хорошо знаю продюсеров этой картины, наблюдали мы за процессом, тем более там оператор наш работал.

А. ДАНИЛИН: Если я правильно понял, то сразу несколько проектов к 100-летию Революции? Или это пока один реально существующий, про моряков?

Э. ПИЧУГИН: Несколько. Попасть и сделать удачный сценарий – это бинго, выиграть джекпот. Поэтому надо идти сразу в нескольких направлениях. Плюс у нас конкурсы объявлены, «Кинолофт» мы запустили, получили уже больше пятисот заявочек – наверняка может быть что-то интересное. Участвуют студенты и выпускники ВГИКа, нашего Института кино и телевидения, состоявшиеся сценаристы тоже присылают свои идеи, заявки, что дальше, после финала, превращается в сценарий. Сейчас ещё один специальный конкурс будем делать про эти все события – про создание Службы госбезопасности, у которой тоже 100-летие будет в будущем году. Много чего-то нового появлялось в стране, что потом так и осталось с нами.

А. ДАНИЛИН: Я про футбол не зря вспомнил. Учитывая провальное выступление российской сборной на Евро-2016 и праздники некоторых футболистов, о которых широко сообщали СМИ в последнее время, появилось предложение – оно зрело в недрах законодательных –– ввести в школах урок, который был бы посвящён истории футбола. Понятно, что, наверное, вся страна готовится принимать чемпионат мира, и здесь нам нужно как-то думать о повышении статуса футболистов в глазах соотечественников, о том, как сделать российских футболистов героями нации. Как мы помним, важнейшее из искусств –– кино, и оно, наверное, не должно в стороне от этого процесса остаться?

Э. ПИЧУГИН: Конечно. У нас на студии были сняты замечательные ленты в прошлые времена, фильм «Матч» великолепный, прекрасный. Возвращаясь к образованию, к спортивной культуре, к любви детей к спорту, конечно, надо начинать со школы. Обязательно, на мой взгляд, среди уроков физкультуры раз в неделю делать один игровой. Любой игровой вид объединяет, учит ребят командной работе даже. Я сам, например, на баскетбол с шести лет в ДЮСШ пошёл, шесть уроков в неделю.

А. ДАНИЛИН: У вас рост соответствующий. Меня бы не взяли.

Э. ПИЧУГИН: Спорт, конечно, учит в жизни многому. Задумайтесь, футбол –– это игра, которая к нам пришла не сразу, а вот по климатическим соображениям, мне кажется, акцент надо сделать на хоккее и поддерживать эту игру. Хотя, вы знаете, как раз льда, то есть площадок ледовых, у нас мало, не хватает. И к физкультурным комплексам вместе с бассейнами добавили бы ледовые площадки. Может быть, настоящие любители не приходили бы в ночную смену, потому что лёд весь расписан. А это тоже командная работа, во-первых. Во-вторых, лёд, площадка и хоккей сам по себе – то, чем мы гордимся сегодня и всегда. И про баскетбол не надо забывать, но этих площадок у нас хватает. А про футбол: надо приучать со школы ребят к игре в футбол, может быть, какой-то урок поменять на игру. А кинематограф всегда будет рядом. Здесь есть своя особенность, об этом можно отдельно поговорить, минут на 40, про спортивное кино. Допустим, культ спортивного кино и зрительская любовь к спортивному кино в Америке и у нас немножко отличаются. И наши фильмы о спорте, за редким исключением, собирают своего зрителя, имеют зрительскую симпатию, интерес. Конечно, можно всё постепенно поменять: взгляд, отношение. Но работать, создать фильм с экранизацией серьёзнейшего состязания, сделать его ещё и интересным – это очень сложная работа. Сложнее, чем с актёрами. Представьте, если баскетболисты – где вы найдёте таких актёров в таком количестве. А если это непрофессиональный актёр, спортсмен, с ним очень сложно работать на площадке, очень сложно просто снять кино.

А. ДАНИЛИН: У нас много вопросов от слушателей. Макс спрашивает: «Давно мечтаю побывать на «Ленфильме». Скажите, пожалуйста, как это осуществить?»

Э. ПИЧУГИН: Каменноостровский проспект, дом 10. С 9.30 двери открыты для наших гостей, друзей до последнего сеанса – там киноцентр есть, выставочное пространство, даже можно экскурсию заказать. Без выходных.

А. ДАНИЛИН: Можно в массовку попасть?

Э. ПИЧУГИН: Конечно. Надо попасть, во-первых, в актёрскую базу. Это актёрский отдел, вход служебный, тоже Каменноостровский, 10. Есть телефон на сайте, можно записаться, портфолио разместить.

Е. ЖИРКОВА: То есть нужна фотография, чтобы ваш типаж определили?

Э. ПИЧУГИН: Там целый набор, форму надо заполнить. То есть надо появиться, показаться. У нас своя фотостудия, наш фотограф сделает портфолио.

Е. ЖИРКОВА: Ты Макса направил не только на студию, а сразу в массовку.

А. ДАНИЛИН: Я просто не понял, почему человек не может попасть на «Ленфильм». Действительно, двери открыты всегда. На экран человек, возможно, хочет. Мистер Хренг –– человек подписался – спрашивает: «Планируете ли съёмки детских и юношеских фильмов в «советском» духе? Меня эта тема интересует как родителя».

Е. ЖИРКОВА: Это сейчас очень актуальная тема. Очень многие советское время начинают компенсировать.

Э. ПИЧУГИН: Помните, как советский знак качества выглядел? Становишься в такую же позу: ноги шире плеч, руки в стороны – и говоришь: «Лучше не можем».

А. ДАНИЛИН: Морская звезда.

Э. ПИЧУГИН: Да-да. Если возвращаться к теме, то существовали ГОСТы, как в некоторых продуктах питания. Например, очень сильно отличается сгущёнка ГОСТ 80-го года или 70-ых, 78 в конце написано, и современная. И по вкусу, и по технологии приготовления, мне кажется, более здоровыми были продукты для организма. То же касается во многом и знака качества [в кино]. Возвращаясь к симфоническому оркестру: 25 лет не было его в озвучании саундтреков к полнометражным фильмам. То есть детские фильмы перестали снимать с конца 80-х – 90-х. По причине простой – детских кинотеатров не стало, негде показывать, средства не вернуть в производство. А при создании детского фильма, при работе с детьми даже немного другие съёмочные нормативы. Они чуть сложнее, чуть больше, поэтому и картина чуть дороже. С ребёнком должен быть воспитатель, родитель, должны быть психологи, то есть он на площадке не совсем адаптируется. Это серьёзная, очень тяжёлая работа – игра актёров. Мы, например, сейчас выпускаем картину с Иваном Охлобыстиным. Там героиня – ребёнок 12 лет, девочка. В общем-то, она молодец, она трудоголик, хорошо поработала актрисой и всех приятно удивила. Мы будем показывать на Выборгском кинофестивале эту картину и потом уже по всем фестивалям пойдём, а потом на широкий экран. Это дебютная работа Ксении Баскаковой. Также мы подготовили детскую картину из первого пакета уже обновлённого «Ленфильма», «Самый рыжий лис», по народным сказкам. В основе сюжета были сказки Гёте, но они были, конечно, более добрыми, теми, к которым мы привыкли, ближе к русским народным сказкам. Но это игровое кино, где была задействована аниматроника, новая технология, ростовые фигуры. Конечно, в нашем сценарном пакете есть и детское кино, и мультипликация. Вспомните ту мультипликацию, когда первый сериал появился в советские времена, – «Приключение капитана Врунгеля». Как он был популярен. Мы и это направление тоже взяли.

Е. ЖИРКОВА: То есть могут родители привести к вам ребёнка?

Э. ПИЧУГИН: Будет это направление. Будем мы выпускать на экран, большое внимание этому уделяем. Правда, наши дети – это самый обделённый зритель на сегодня. Очень мало детского снимается. Мы, несмотря на то, что это сложнее, тяжелее, не настолько коммерчески оправдано, стараемся нести эту миссию социальную. Это очень важно. Все же думают про коммерцию. Куда ты поставишь детское кино? В вечернее время никто не возьмёт. Понятно, что на детский канал. Естественно, что небольшая стоимость прав показа, потому что рекламодателя дорогих продуктов там нет, время утреннее. В кинотеатрах, если даже соревноваться с голливудской мультипликацией за аудиторию, всё равно это утреннее, ранее время, то есть более дешёвое, то есть небольшим прокатом кинотеатры поставят. Поэтому для продюсеров это считается неблагодарным занятием. Тем не менее для нас это восклицательный знак. Я сразу и редакции, и всем поставил задачу – обязательно в пакете должны быть сценарии детских картин.

А. ДАНИЛИН: Здесь ведь можно коллаборировать. Понятно, что детей в кинотеатры ведут родители. Я просто про себя могу сказать – на что можно купить меня. Если бы сделали ремейк, продолжение или что-то в традициях советской фантастики, которая была рассчитана на подростков, например, «Москва – Кассиопея», я бы и мои сверстники, 35+, 100% пошли бы сами и отвели бы детей на этот фильм. Другое дело, что фантастика –– это дорогостоящее удовольствие, здесь, наверное, ценник в разы увеличивается.

Э. ПИЧУГИН: Опять же хотел бы подчеркнуть, что самое важное – это возраст актёров. Сложность в основном в этом, потому что всё остальное рисуется сегодня, декорации создаются. Первое, конечно, сценарий, а второе – вот этот актёрский состав и умение работать. Потом, любовь режиссёра, свой взгляд на детскую историю, умение работать с этим актёрским составом, терпение.

Е. ЖИРКОВА: Вы всё время подчёркиваете, что сценарий очень важен. Но при этом очень много выпускается фильмов, где акцент сделан на визуальном ряде. Кино уходит в виртуальную реальность, и сейчас сценарий стоит далеко не на первом месте.

Э. ПИЧУГИН: Да, это проще, может быть. Посмотрите по американским картинам. Помните Роланда Эммериха в «Дне независимости», первом, который вышел к 4 июля? Насколько интересна была подача самой истории: она инновационна, она была первична на тот момент. Всё, начиная от техники, самой истории, сценария, тех линий, которые внутри закручены, –– смотрели, и можно было пересматривать. Сегодня это даже как классика фантастических историй. И одновременно выходит второй фильм. Что вы видите – вторичность истории.

Е. ЖИРКОВА: При этом масса эффектов.

Э. ПИЧУГИН: Да, получается компьютерная нагрузка на зрение, мозг зрителя. Может быть, кому-то и понравится, но пересматривать из-за того, что история послабее, вторична, не совсем хочется. Да, там есть какие-то находки, но, на мой взгляд, они намного слабее.

А. ДАНИЛИН: Да и в принципе эти ремейки, продолжения – посмотрите на ту же не эволюцию, а деградацию «Терминатора». Насколько первый и второй фильм смотрелись на одном дыхании. Сейчас, по-моему, исчерпали себя все: и сам Терминатор, и сюжет.

Э. ПИЧУГИН: Поэтому сценарий – это самое важное. Это фундамент, основа. Что такое кино? Это прежде всего интересная история, которая рассказана не просто интересным языком и технологиями. Вот здесь помните, как неожиданно появился «Аватар». Это было сверхсобытие, потому что он привёл с собой какие-то новые технологии, 3D стали смотреть зрители. На всякий случай лучше посмотреть один раз хотя бы, в очках. Все старались посмотреть именно в 3D, на большом экране. Хотя сама история вторична –– это же, по сути дела, обычное освоение конкистадорами Запада. Но найден был баланс, несмотря на то, что это трёхчасовое, долгое чтиво. Сейчас второй «Аватар» готовится.

Е. ЖИРКОВА: При этом 3D-технологии сейчас применяют в фильмах, в которых это даже не нужно.

Э. ПИЧУГИН: Сама по себе технология 3D была интересна как аттракцион. Она ворвалась в жизнь зрителя, посмотрели на «Аватар», потом, может быть, ещё на что-то на всякий случай. Мы, помню, делали эксперимент: ставили футбольный матч в 3D на экран. В виде эксперимента и первого аттракциона это интересно всегда, а потом всё-таки хочется смотреть в 2D преимущественно, то есть без очков, по старинке.

А. ДАНИЛИН: Наш слушатель DaBoroda пишет: «Дети переехали на YouTube. Советую размещать контент для детей там – будут деньги. Топ российской ветки YouTube наполовину из контента для детей. Однако качество некоторых каналов вызывает сомнение и оставляет желать лучшего. Я бы занялся его проверками, иногда там детям впаривают «дичь». А у меня по следам этого комментария несколько иной вопрос, Эдуард. Может быть, такое уже есть на «Ленфильме», я не в курсе, но «Мосфильм» выложил для бесплатного просмотра сотни фильмов в интернете. Есть ли подобный проект или план у «Ленфильма»?

Э. ПИЧУГИН: Вот, как раз правильный вопрос. У нас больше 10 лет назад в результате изменений законодательных правообладателем на свою коллекцию остался только «Мосфильм». А все киностудии, 21 киностудия страны, автоматически лишились своих прав на собственно произведённые фильмы. В нашем пакете сегодня права только на тот контент, который мы сейчас создали, – там восемь фильмов. На это обратил своё внимание президент и дал поручение в результате своего визита. 20 июня он приезжал, очень был доволен всем, тем, что выполнили его поручение. Пожелал киностудии большой жизни. Нам очень приятно было, что в конце визита он такие выводы правильные сделал.

Е. ЖИРКОВА: Тем более, что он сказал, что у «Ленфильма» дела лучше, чем у футболистов.

Э. ПИЧУГИН: Да, это правда. Это нас порадовало. Всё-таки мы не готовились перерезать ленточки, какую-то модернизацию ещё не закончили, она поэтапная. Вроде бы не презентация картины. Это неожиданный визит: приехать и посмотреть, что изменилось за три года, потому что он видел, в каком всё было состоянии. Появилась возможность выступить с докладом. Доклад был принят и высоко оценен. Для нас это очень важно, для меня лично тоже важно. Так вот в результате визита он сформулировал поручение министерству культуры подготовить проект указа президента и все нормативные документы, чтобы передать киностудии «Ленфильм» права на всю коллекцию, которая была здесь произведена. Для нас это, конечно, открывает огромное количество дверей. Виртуальный кинотеатр –– вы правильно говорите –– обязательно будет работать.

А. ДАНИЛИН: Здорово.

Э. ПИЧУГИН: У нас же огромное количество архивных материалов, направление мерчандайзинга, сувенирных каких-то вещей, создание всевозможных курсов, лекториев из этого всего материала. Опять же можно наполнять телевидение. Процентов 25 эфира суточного телеканала – база, основа. Дальше добавляешь характер канала, допустим, исторический, называешь его «Ленфильм». У многих голливудских киностудий есть свой собственный телеканал. И вот за непродолжительное время, года за три, можно создать очень успешное направление.

Е. ЖИРКОВА: Многие фильмы же нужно будет реставрировать.

Э. ПИЧУГИН: Это всё делается, у нас и пространство есть, и оборудование необходимое. И новые площадки нам город предоставляет для филиала, есть где разворачиваться. И такое правовое решение – не то что новое дыхание, а как старт, взрывной старт.

А. ДАНИЛИН: А приблизительные сроки известны? Или пока всё на уровне поручения?

Э. ПИЧУГИН: 20 июня он отдал поручение, сейчас комплект документов уже разработан. Дальше это межведомственная работа: подготовка, подписание, согласование, министерство юстиции, аппарат правительства, Минфин, Минэк.

А. ДАНИЛИН: Мы просто уже очень хотим онлайн кинотеатр.

Э. ПИЧУГИН: А мы как хотим. Все наши кинематографисты, все ветераны «Ленфильма», когда услышали, были счастливы от этой новости.

А. ДАНИЛИН: Спасибо, что вы сегодня сделали нас немножко счастливее. Мы желаем вам, чтобы всё реализовывалось, чтобы президент не забывал дорогу на нашу любимую киностудию, и заходите к нам почаще, с вами приятно общаться.

Э. ПИЧУГИН: Спасибо.

А. ДАНИЛИН: Генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин был с нами в этом часе.