Поделиться новостью —

Читайте также

23 Апреля 2024

Фильму «Ярославна, королева Франции» исполнилось 45 лет

22 Апреля 2024

Специальные показы на «Ленфильме»

22 Апреля 2024

Илья Желтяков получил приз за режиссуру на «Золотом вороне»

К списку новостей

Зритель не заметит: секреты декораторов

22 Марта 2017

При просмотре фильма зритель обращает внимание на актерскую игру, музыку, операторскую работу. Однако заметно меньше приглядывается к тому, что обеспечивает атмосферу картины, — декорациям. О том, как создается иллюзия реальности в фильмах, рассказывает начальник цеха декоративно-технических сооружений киностудии «Ленфильм» Виктор Дороговичев.

Этапы проектирования

Мы получаем задание только от художника: ответственность за проектирование, создание эскизов и конечного вида декорации полностью лежат на нем. До того как начнется строительство декораций, проходит несколько этапов. Сначала команда из режиссера, оператора, художника-постановщика и работников цеха декоративно-технических сооружений (ЦДТС) обсуждает декорацию и ставит задание архитектурному бюро. Его представители тесно работают с художником, обсуждая детали до мелочей: какого размера будут арки, сечения наличников и даже вид перекрытий в домах. В результате к нам попадают чертежи, по которым мы строим декорации. С этого момента мы вполне самостоятельны и изготавливаем все сами.

Дополняем реальность

Многие ошибочно полагают, что декорации используются только в павильонах, но это далеко не так. Например, съемки могут идти в старом деревенском доме, и по сценарию нам нужна русская печь, которой в доме уже нет. Недавно мы снимали фильм про блокаду, съемки шли на улицах города. Были найдены подходящие здания, но для некоторых сцен не хватало полуразрушенных кирпичных стен, и мы их построили из фанеры.

Три волшебных материала

Для изготовления таких предметов, как забор или печь, кирпич не применяется. Все делается из пенопласта или фанеры, красится, фактурится и после работы бутафоров выглядит как настоящее. Основа всех декораций — три материала: бумага, дерево и пенопласт. Что-то другое применяется крайне редко, так как любой иной материал проще сымитировать. Из-за этого в павильонах серьезное отношение к пожарной безопасности — даже самая маленькая декорация обрабатывается жидкостью против возгорания.

От крыши до пола

Сейчас у нас строится декорация «крыша» (название фильма — коммерческая тайна). По ее краям должны быть металлические решетки, но мы их не куем, а вырезаем лазером из фанеры. Мрамор, например, имитируем с помощью обычной бумаги, покрытой краской и лаком, в кадре все выглядит настоящим. Это может быть и пол, и подоконники, и колонны. Если фильм современный, то проблем с полами нет — это линолеум или ламинат. В историческом фильме может использоваться паркет. Недавно снималась картина про Сталина. У него в доме лежал дорогой паркет, но выкладывать 250 кв. м покрытия, конечно, никто не собирался. Он был нарисован, напечатан на бумаге и даже не раскрашен, а просто покрыт лаком. Может показаться, что в кадре паркет не будет выглядеть как настоящий. Но в постпродакшене озвучивается скрип, и отличить пол от деревянного зритель уже не сможет.

Компьютерная графика

На нашу работу она не сильно влияет, потому что используется в основном на натурных съемках. Например, когда необходимо убрать современные здания или наоборот что-то добавить. Интерьер и декор всегда воспроизводятся натурально. Так что работу у нас никто не отнимает. Если говорить про компьютерную графику на хромакее, то даже там используются декорации. Недавно снимали «люстру» (название фильма снова опустим): комната перевернута вверх дном, а из пола «висит» люстра, кроме нее — только хромакей и актеры.

О реализме миниатюрных объектов

Скорее, это вопрос к операторам, это их магия. Мы строим по эскизам или чертежам, главное — сохранить пропорции оригинала. А операторы с помощью оптических иллюзий придадут реализм картинке. В главном здании Ленфильма на входе представлен пример такой работы — замок из кинофильма «Золушка» (1947 год), перестроенный для «Спящей красавицы» (1964 год). Кстати, зритель не замечает, но элементы реквизита и наполнения не выбрасываются, а кочуют из одного фильма в другой. Мы можем их перекрасить или немного изменить, а бывает, переносим даже без изменений.

Самый сложный проект

Из последних — «Контрибуция». Снимался в пятом павильоне — самом большом в нашей студии. Там был построен особняк с парадным входом и красивой мраморной лестницей, ведущей в приемную с камином, но ненастоящим. После приемной следовала гостиная с дубовым столом, паркетом и уже настоящим камином, от которого вела специальная труба на улицу. Камин работал, и на съемках в нем жгли различные документы. Интересно было работать над фильмом «28 панфиловцев»: для съемок в башне танка мы построили специальную декорацию на пружинах, чтобы движение машины казалось максимально реальным. Танки — это не компьютерная графика, а радиоуправляемые модели: съемки происходили в павильоне с помощью роботизированной руки, и помощники, управляя танками, имитировали бой.

Жизнь после кино

Не поверите, но от нашей работы меняется восприятие. В любой сцене начинаешь присматриваться к деталям, к ошибкам, пытаешься понять, как построена декорация или некоторые ее элементы. Посмотреть кино, как обычному зрителю, к слову, у меня больше не получается и вряд ли получится.

Источник