Поделиться новостью —

Читайте также

27 Марта 2024

Вспоминая Виктора Титова

26 Марта 2024

«Ленфильм-дебют» продлевает прием заявок

26 Марта 2024

«Последняя цена» стала абсолютным триумфатором кинофестиваля «Дух огня»

К списку новостей

Зритель не заметит: секреты декораторов

22 Марта 2017

При просмотре фильма зритель обращает внимание на актерскую игру, музыку, операторскую работу. Однако заметно меньше приглядывается к тому, что обеспечивает атмосферу картины, — декорациям. О том, как создается иллюзия реальности в фильмах, рассказывает начальник цеха декоративно-технических сооружений киностудии «Ленфильм» Виктор Дороговичев.

Этапы проектирования

Мы получаем задание только от художника: ответственность за проектирование, создание эскизов и конечного вида декорации полностью лежат на нем. До того как начнется строительство декораций, проходит несколько этапов. Сначала команда из режиссера, оператора, художника-постановщика и работников цеха декоративно-технических сооружений (ЦДТС) обсуждает декорацию и ставит задание архитектурному бюро. Его представители тесно работают с художником, обсуждая детали до мелочей: какого размера будут арки, сечения наличников и даже вид перекрытий в домах. В результате к нам попадают чертежи, по которым мы строим декорации. С этого момента мы вполне самостоятельны и изготавливаем все сами.

Дополняем реальность

Многие ошибочно полагают, что декорации используются только в павильонах, но это далеко не так. Например, съемки могут идти в старом деревенском доме, и по сценарию нам нужна русская печь, которой в доме уже нет. Недавно мы снимали фильм про блокаду, съемки шли на улицах города. Были найдены подходящие здания, но для некоторых сцен не хватало полуразрушенных кирпичных стен, и мы их построили из фанеры.

Три волшебных материала

Для изготовления таких предметов, как забор или печь, кирпич не применяется. Все делается из пенопласта или фанеры, красится, фактурится и после работы бутафоров выглядит как настоящее. Основа всех декораций — три материала: бумага, дерево и пенопласт. Что-то другое применяется крайне редко, так как любой иной материал проще сымитировать. Из-за этого в павильонах серьезное отношение к пожарной безопасности — даже самая маленькая декорация обрабатывается жидкостью против возгорания.

От крыши до пола

Сейчас у нас строится декорация «крыша» (название фильма — коммерческая тайна). По ее краям должны быть металлические решетки, но мы их не куем, а вырезаем лазером из фанеры. Мрамор, например, имитируем с помощью обычной бумаги, покрытой краской и лаком, в кадре все выглядит настоящим. Это может быть и пол, и подоконники, и колонны. Если фильм современный, то проблем с полами нет — это линолеум или ламинат. В историческом фильме может использоваться паркет. Недавно снималась картина про Сталина. У него в доме лежал дорогой паркет, но выкладывать 250 кв. м покрытия, конечно, никто не собирался. Он был нарисован, напечатан на бумаге и даже не раскрашен, а просто покрыт лаком. Может показаться, что в кадре паркет не будет выглядеть как настоящий. Но в постпродакшене озвучивается скрип, и отличить пол от деревянного зритель уже не сможет.

Компьютерная графика

На нашу работу она не сильно влияет, потому что используется в основном на натурных съемках. Например, когда необходимо убрать современные здания или наоборот что-то добавить. Интерьер и декор всегда воспроизводятся натурально. Так что работу у нас никто не отнимает. Если говорить про компьютерную графику на хромакее, то даже там используются декорации. Недавно снимали «люстру» (название фильма снова опустим): комната перевернута вверх дном, а из пола «висит» люстра, кроме нее — только хромакей и актеры.

О реализме миниатюрных объектов

Скорее, это вопрос к операторам, это их магия. Мы строим по эскизам или чертежам, главное — сохранить пропорции оригинала. А операторы с помощью оптических иллюзий придадут реализм картинке. В главном здании Ленфильма на входе представлен пример такой работы — замок из кинофильма «Золушка» (1947 год), перестроенный для «Спящей красавицы» (1964 год). Кстати, зритель не замечает, но элементы реквизита и наполнения не выбрасываются, а кочуют из одного фильма в другой. Мы можем их перекрасить или немного изменить, а бывает, переносим даже без изменений.

Самый сложный проект

Из последних — «Контрибуция». Снимался в пятом павильоне — самом большом в нашей студии. Там был построен особняк с парадным входом и красивой мраморной лестницей, ведущей в приемную с камином, но ненастоящим. После приемной следовала гостиная с дубовым столом, паркетом и уже настоящим камином, от которого вела специальная труба на улицу. Камин работал, и на съемках в нем жгли различные документы. Интересно было работать над фильмом «28 панфиловцев»: для съемок в башне танка мы построили специальную декорацию на пружинах, чтобы движение машины казалось максимально реальным. Танки — это не компьютерная графика, а радиоуправляемые модели: съемки происходили в павильоне с помощью роботизированной руки, и помощники, управляя танками, имитировали бой.

Жизнь после кино

Не поверите, но от нашей работы меняется восприятие. В любой сцене начинаешь присматриваться к деталям, к ошибкам, пытаешься понять, как построена декорация или некоторые ее элементы. Посмотреть кино, как обычному зрителю, к слову, у меня больше не получается и вряд ли получится.

Источник