Поделиться новостью —

Читайте также

29 Марта 2024

«Голос мой услышь»

28 Марта 2024

Три сквера Петербурга назовут именами режиссеров «Ленфильма»

27 Марта 2024

Вспоминая Виктора Титова

К списку новостей

Волшебной киносказке «Золушка» исполнилось 70 лет

16 Мая 2017

В мае 1947 года, 70 лет назад, в Ленинградском доме кино состоялась премьера фильма «Золушка» . Первую экранизацию известной сказки Шарля Перро сделали режиссеры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро по сценарию Евгения Шварца. Великолепные декорации и эскизы костюмов принадлежали замечательному художнику Николаю Акимову.

Сказку о трудолюбивой Золушке, злой мачехе и ленивых сестрах знают все. Сколько поколений выросло на этом фильме, где добрая фея дает бедной девушке возможность побывать на королевском балу, где тыква превращается в карету, мыши – в кучеров, а лохмотья Золушки – в роскошное платье…

Золушку сыграла 37-летняя актриса Янина Жеймо, а Принца – 34-летний Алексей Консовский. В фильме снимались Эраст Гарин (король), Фаина Раневская (мачеха), Елена Юнгер (одна из сводных сестер Золушки), Василий Меркурьев (лесничий, отец Золушки), Сергей Филиппов (капрал). Все – легенды нашего кино, всех уже давно нет в живых…

На балу

Роль “приглашенной на бал” досталась молодой ленинградской артистке Татьяне Пилецкой. Ныне – легенда театра и кино, ведущая актриса театра-фестиваля “Балтийский дом”. Татьяна Львовна поделилась с “РГ” своими воспоминаниями.

- В этой картине я танцевала на всех балах, а их было довольно много, поэтому приглашали учащихся хореографического училища и артистов Кировского театра, – говорит Татьяна Пилецкая. – Это была моя вторая работа в кино, мои еще робкие, но очень запомнившиеся мне шаги в кинематографе. Мне 19 лет, я только что закончила учебу в Хореографическом училище имени Вагановой, была артисткой балета Театра эстрады, и, конечно, приглашение танцевать в фильме приняла с удовольствием. Мне сшили замечательное платье из чудесной парчи небесного цвета. Часто на съемки приходили режиссеры. И однажды на площадку зашел Фридрих Эрмлер (я тогда понятия не имела, что это известный ленфильмовский режиссер, снявший “Великий перелом”, “Она защищает Родину”) и сказал мне: “О-о, платье прямо под цвет глаз!”.

Меня сняли крупно. А рядом – великолепные актеры: Эраст Гарин, Янина Жеймо, Алексей Консовский, Фаина Раневская. Помню, как Жеймо перегримировывали на каждый крупный план, чтобы личико было свеженьким. Все-таки она была уже далеко не девочка, мать двоих детей, а играла юную принцессу.

Все восхищались замечательными декорациями, построенными в первом павильоне “Ленфильма”. Обстановка на съемках была очень приятной, сказочной, радостной. Звучала прекрасная музыка Антонио Спадавеккиа. Вообще фильм очень романтичный, милый, добрый. Несколько лет назад его решили сделать цветным. Мне тогда многие журналисты звонили, спрашивали мое мнение. Я против раскрашивания! Считаю, что фильм теряет свою эстетику. Когда оператор начинает снимать черно-белый фильм, у него есть определенная эстетика, решение того или иного кадра. Тем более у такого величайшего мастера, каким был Евгений Шапиро. Не думаю, что эта идея пришлась бы ему по душе. Вообще черно-белое кино – удивительно выразительное, прекрасное искусство.

Тогда же случился такой курьез. Раздался звонок из Москвы, из газеты. Журналист представился: “Мы знаем, что вы снимались в этом фильме. Можно задать вам несколько вопросов по поводу раскраски “Золушки”?” Я ответила: “Раз режиссеры снимали фильм в черно-белом варианте, значит, у них был на это свой творческий взгляд. Ведь цветные фильмы тогда уже выходили”. Он спросил, каково было мое участие в фильме. “Я танцевала на всех балах, в чудном голубом платье”.

Спустя время вышла большая статья под названием “Какого цвета были глаза у Янины Жеймо”. Далее – о Раневской, о Гарине… И маленький абзац: “По счастью, оказалась жива ассистент режиссера Татьяна Пилецкая, ей уже 95 лет, но она помогла нам восстановить палитру фильма”. Вот это да! Я вдруг стала не актрисой, а ассистентом режиссера, меня состарили на 14 лет. А еще и на экране я появилась не в голубом, а в розовом платье, с жемчужным ожерельем на шее, чего тогда не было.

Хорошенькая Золушка

А вот что рассказала корреспонденту “РГ” дочь выдающегося оператора Евгения Шапиро – Татьяна, которая помнит, как проходили съемки. Татьяна Шапиро – человек в кино не случайный: 40 лет работала на “Ленфильме” монтажером, начинала еще на картине “Дама с собачкой” Иосифа Хейфица.

- Я приходила к папе почти на все съемки, когда снимали в павильонах “Ленфильма” и когда снимали натуру под Ригой, в Майори, отец взял меня с собой. Декорации, костюмы – красота невероятная! Мне было 7 лет. Помню эпизод, когда Золушка в деревянных башмачках, шапочке, с сажей на лице, разбирала фасоль-горох. Я заплакала. “Танечка, что ты плачешь?” – спросили меня. – “Мне Золушку жалко”. Яничка подошла ко мне и говорит: “Танюша, это же я играю, работаю”. А я все равно рыдаю.

На съемках мне довелось примерить туфельки и башмаки Золушки. У меня в то время был 32-й размер обуви, и у Янички – тоже. Она заказывала в Риге красивые бархатные туфли на высокой танкетке, а я, девчонка, бегала в сандаликах. Естественно, как только я видела где-нибудь эти туфли, тут же влезала в них и убегала. “Татьяна, отдай мои туфли!” – кричала Яничка. – “В сандалях моих походишь”, – смеялась я.

С сыном Жеймо Юликом мы одногодки и дружили до 1957 года, пока они не уехали в Польшу. Третий муж Янички, режиссер Леонид Жанно, был поляком, работал на “Ленфильме”. Очень хороший человек. Жили они напротив студии, и мы ходили друг к другу в гости.

Многие удивляются, как Жеймо удалось в возрасте 37 лет сыграть девочку. Выглядела она великолепно. Маленькая, как куколка, очаровательная. Очень следила за собой. Рано ложилась спать, чтобы хорошо выспаться, чтобы мешочков под глазами утром не было. На съемки приходила хорошенькая. И Принц – красавец, в него все девушки были влюблены. Когда Консовский приходил в Дом кино, там его всегда встречали поклонницы.

Янина Жеймо была прекрасной актрисой, “русской Джульеттой Мазиной”. Но ее мало снимали, на нее нужно было писать сценарии. Она озвучила много иностранных фильмов, ее голосом говорят, например, Джина Лоллобриджида и Софи Лорен. В Польше Жеймо жила очень скромно, не снималась.

Реквизит из сказки

Какие волшебные туфельки приготовила фея для девушки? Хрустальные, золотые, из шелка, сандалии, меховые башмачки? В сказке Перро Золушка обута в стеклянные башмачки…

В выставочном пространстве “Под колоннами” на “Ленфильме” все желающие могут увидеть уникальный кинореквизит: единственный сохранившийся костюм Придворного из сказки, туфельку Золушки и табурет из дворца Короля.

- Это наша большая удача, что сохранились какие-то вещи, поскольку платья Золушки уже давно нет, – вспоминает Елизавета Пахомова, старожил студии, начальник цеха подготовки съемок. – Костюмы из этого фильма активно использовали и в других картинах и, конечно, они износились. А вот костюм Придворного довольно специфичный и размер его относительно небольшой… Рядом – замечательный табурет, он складной, изготовлен в нашем цехе, ножки – под золото, сохранилась обивка. Его тоже использовали в других фильмах. На табурете выставлена туфелька. Конечно, она не хрустальная, а из плексигласа. Их было сделано несколько штук и некоторые дожили до наших дней (материал сжался, изменился цвет, но мы их тоже храним). Благодаря огромному мастерству оператора, осветителей на экране туфельки выглядели великолепно.

Интересные факты

Съемки “Золушки” начались на “Ленфильме” в 1946 году. Съемочная группа выглядела в глазах властей сомнительно, и в другой ситуации им просто не позволили бы работать вместе. Второй режиссер Михаил Шапиро был женат на родственнице Льва Троцкого. Композитор Антонио Спадовеккиа по национальности итальянец. Фаина Раневская – подруга опальной поэтессы Анны Ахматовой. Алексей Консовский – из семьи “врагов народа”. Василий Меркурьев был женат на дочери “чуждого советским гражданам” режиссера Всеволода Мейерхольда. Сценарист Евгений Шварц – друг репрессированных поэтов Николая Заболоцкого и Николая Олейникова. Янину Жеймо недолюбливал Иосиф Сталин, считал, что миниатюрной женщине не место в советском кинематографе, в котором должны блистать только такие красавицы, как Любовь Орлова.

Текст: Светлана Мазурова/РГ