Поделиться новостью —

Читайте также

13 Августа 2018

В Президентской библиотеке открылась выставка к 95-летию Михаила Боброва

11 Августа 2018

Сегодня исполняется 95 лет Михаилу Михайловичу Боброву

09 Августа 2018

«Ленфильм» посетил генеральный консул Индии Дипак Миглани.

К списку новостей

Игорь Масленников: "Пушкин никогда не был мистиком"

14 Февраля 2018

В эти дни в Пскове проходит 25-й Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль. Зрители смотрят постановки по русской классике. И, конечно, многие посвящены Пушкину: “Пушкин и деньги” от московского Театр.doc, “Метель” и “Онегин – Жест” Псковского театра драмы, моноспектакль “Пушкин+“Евгений Онегин” актрисы Электротеатра Станиславский Елены Морозовой, “Онегин. Избранные страницы” в исполнении актера Омского театра драмы Ивана Маленьких, “Ужин с Пушкиным” от актеров новосибирского театра “Красный Факел“…

А в кинотеатре “Победа” состоялся показ художественного фильма “Пиковая дама”, снятого по повести Пушкина на “Ленфильме” 35 лет назад, в 1982 году. Его автор – известный режиссер Игорь Масленников, создатель “Шерлока Холмса и доктора Ватсона”, “Зимней вишни”.

Таинственная история о трех картах. “Моя “Пиковая дама” в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза”, – писал Пушкин в 1834 году.

Накануне псковского показа режиссер сказал корреспонденту “РГ”:

- Кто видел фильм, которым я горжусь больше всего и считаю своим лучшим – “Пиковая дама”? Текст от автора читает Алла Демидова. Одиннадцать сцен, которые написаны в виде диалогов, сыграли замечательные актеры. Старая графиня – выдающаяся театральная актриса, народная артистка СССР, лауреат трех Сталинских премий Елена Гоголева, десятилетиями не снимавшаяся в кино. Виктор Проскурин – подлинный Германн, петербургский немчик, каких Пушкин терпеть не мог. Виталий Соломин в роли Томского, Иннокентий Смоктуновский – Чекалинский.

В фильме звучит музыка из произведений Дмитрия Бортнянского. Главный оператор – Юрий Векслер. Художник Исаак Каплан придумал оригинальную декорацию – сквозную, комбинированную, ее построили в Первом павильоне “Ленфильма” и сняли там практически всю картину. А еще снимали заснеженные улицы Петербурга, Михайловский замок, Летний сад, Никольский собор…

Игорь Масленников обратился к псковичам через экран, был организован телемост:

- Я вам завидую: вы увидите фильм, который не просто экранизирует повесть Пушкина, а дословно ее рассказывает. Услышите подлинный пушкинский текст, от начала до конца, вплоть до эпиграфов на французском языке. Слушать Пушкина да еще в исполнении талантливых артистов – большое удовольствие всегда, даже если вы читали эту повесть. А если не читали, получите еще большее удовольствие.

Для меня работа над этим фильмом была довольно неожиданной и одновременно ответственной. Я вдруг обнаружил, что наш народ практически не знает пушкинскую “Пиковую даму”. Была гениальная опера Чайковского “Пиковая дама”. Но между этими произведениями мало общего. Оперная постановка – это мистический спектакль, действие происходит в ХVIII веке. А у Пушкина – уже в начале ХIХ века, прозаическая история петербургского немчика, военного инженера по фамилии Германн, он даже имени ему не дал.

Все время говорят: мистическая пушкинская “Пиковая дама”. Да никогда он не был мистиком. В отличие от других поэтов того времени. Обратитесь к тексту Пушкина. Герман был пьян, и во сне ему привиделась графиня. Пушкин и мистика – вещи суть не совместимые. Он реальный человек, гений. Мы до сих пор говорим его языком.

Пушкин проводил лето в Болдине, там и прочитал на французском мистический роман шведского ученого, философа, писателя Сведенборга, в котором рассказывалось, как швед встретился с потусторонними силами. И что же сделал Александр Сергеевич? Как человек иронический, скучающий от безделья в деревне, написал пародию на роман! Под названием “Пиковая дама”. Надо относиться к этому с юмором.

Я общался с выдающимся ученым, замечательным пушкинистом Борисом Викторовичем Томашевским. Он и объяснил мне, что Пушкин не мистик, что сделал из “Пиковой дамы” пародию. С нее началась целая вереница петербургских повестей Гоголя, Достоевского, Гаршина…

“Пиковую даму” хотел снять Михаил Козаков, а до него – Михаил Ромм, братья Васильевы, Сергей Эйзенштейн. Но все посчитали, что это мистическая история, не стали связываться. И когда Козаков отказался, я, в то время худрук Творческого объединения телевизионных фильмов студии “Ленфильм”, сам решил взяться, никогда не боялся мистики. У меня филологическое образование, и мне было смешно слышать про Пушкина – мистика.

- Игорь Федорович, почему фильм не показывали несколько лет? Ему не повезло и с прокатом в 1982 году?

- Фильм снимался как телевизионное кино. На протяжении нескольких лет Центральное телевидение показывало его в день рождения Пушкина 6 июня. На картину хорошо отреагировала наша интеллигенция. Булат Окуджава написал в то время в “Литературной газете”: “Это беспретенциозное прочтение Пушкина мне дороже, приятнее иных режиссерских ухищрений”.

К слову

Фильм “Пиковая дама” в Пскове показал “Ленфильм-клуб”. Такие киноклубы появились в Петербурге, Калининграде, Пскове. Основные задачи “Ленфильм-клуба” – объединить зрителей и профессионалов кино, дать им возможность регулярно встречаться и общаться на одной площадке.

Копию “Пиковой дамы” предоставил Госфильмофонд.

Тем временем

- Как идет работа над “Зимней вишней- 4”? Почему вы решились на продолжение?

Игорь Масленников: Те три фильма мы сняли по сценариям Владимира Валуцкого, моего друга, ныне покойного. Они рассказывали истории из трех времен. Первый фильм вышел в 1985 году, это был еще Советский Союз. Второй – 1990 год, распад страны во время правления Горбачева. “Зимняя вшня-3” – 1995 год, уже полный развал экономики в нашей стране, народ стал уезжать за границу… Сейчас мы живем в новом времени, не похожем на те времена, когда выходили картины. У наших героев были дети. Прошло 30 лет, они выросли, уже взрослые люди. Что происходит с ними и с нашей страной – вот это мы и хотим рассказать. История называется “30 лет спустя, или “Зимняя вишня-4”. Снимать будут мои ученики, талантливые ребята Николай Котяш и Евгений Черепанов. Мой сценарий, я буду худруком. Параллельно с этим превращаю сценарий в киноповесть.

Автор: Светлана Мазурова

Источник