Поделиться новостью —

Читайте также

09 Декабря 2019

Фильм о театральном закулисье Петербурга выйдет в эфир ночью в пятницу 13-го

08 Декабря 2019

Сегодня юбилей у Алисы Бруновны Фрейндлих

06 Декабря 2019

«Ленфильм» помог создать ролик для Пскова

К списку новостей

Курортный роман в стиле XIX века: как на «Ленфильме» снимали «Даму с собачкой»

25 Июня 2018

Когда режиссеру Иосифу Хейфицу предложили снимать фильм по рассказу Чехова «Дама с собачкой», он с радостью согласился. Но работа над фильмом в итоге заняла 2 года.

В чеховском рассказе описана не забавная водевильная история. Случайное знакомство в Ялте Гурова и Анны Сергеевны не завершается с возвращением домой. Встреча летом у моря перерастает в глубокое чувство. И оказывается, что два семейных человека очень одиноки.

Чеховская легкость обманчива. Но то, что он передавал словом, никак не ложилось на кинематографический язык. В своих воспоминаниях Хейфиц писал, как представлял себе, что пишет сценарий с самим Антоном Павловичем. Когда возникали вопросы, режиссер мысленно обращался к Чехову. И получал один и тот же ответ, который часто давал классик при постановке своих пьес: «У меня же там все написано!»

В Ялте Хейфиц искал детали, дающие представление об атмосфере того времени. И столкнулся с неожиданной догадкой: а изменилось ли что-то с прошлого века? В своем дневнике режиссер отметил: «Оскверненная природа. Парфюмерный запах вместо аромата цветов. Скука. Сонное море. Пустые бутылки. Праздность прохожих. Ленивый фотограф. Чиновник и жена по очереди взвешиваются на весах…» Так это ж тот же мир, в котором существовали два хороших, но несчастных человека, герои чеховского рассказа. И вот они встретились…

СПОРЫ ВОКРУГ ЧЕХОВА

Хейфиц пригласил на роль Гурова одного из своих любимых актеров – Алексея Баталова, который снимался в его картинах «Большая семья», «Дело Румянцева» и «Дорогой мой человек». Этот выбор многих удивил.

Хейфица начали убеждать, что Баталов не годится для этой работы. Но Баталов не подвел. «Мне очень хотелось работать над этой ролью, – вспоминал актер. – Гуров давал возможность перейти в другое амплуа, в круг совсем иных человеческих переживаний. Именно поэтому я стремился преодолеть все, что как-то могло смущать Хейфица. Я отпустил бороду и стал больше сутулиться, дабы убедить противников моего возраста в пригодности по годам. Для проб я выбрал туфли большего размера, чтобы походка казалась солиднее и потяжелее».

К работе над фильмом привлекли ялтинского лодочника, который несколько раз встречался с писателем. Тот, увидев Баталова, воскликнул: «Как похож на Чехова! И ведь косолапит, как Антон Павлович!»

Именно Баталов предложил взять на главную женскую роль Ию Саввину. Она была студенткой факультета журналистики МГУ, но играла в студенческом театре. Баталов увидел ее в спектакле «Такая любовь» и был поражен внешним сходством Ии с героиней рассказа Чехова.

Еще одним важным персонажем в фильме был шпиц, с которым Анна Сергеевна прогуливалась по набережным Ялты. В жизни собаку звали Джими. Известно, что нашли его у одной из сотрудниц «Ленфильма». Собачка оказалась с характером. Она отказывалась оставаться с героиней фильма «тет-а-тет». Хозяйку срочно вызвали в Ялту. Решили, что она будет водить шпица. Поэтому на крупных планах – шпиц и юбка, в которую вместо Ии Саввиной облачалась хозяйка собачки.

Во время приемки картины на худсовете «Ленфильма» режиссер, народный артист СССР Фридрих Эрмлер сказал: «Мне очень нравится Анна в исполнении артистки Саввиной. У меня такое ощущение, что именно с нее списал Чехов свою “Даму с собачкой”. Интонация ее голоса музыкальна и бесконечно волнует».

ВРЕМЯ РАССУДИЛО

Премьера фильма состоялась 28 января 1960 года – накануне 100-летия со дня рождения Чехова. Многие тогда и предположить не могли, что эта, казалось бы, очень русская экранизация завоюет огромную популярность во всем мире. Картиной восхищался Федерико Феллини. Марчелло Мастроянни заявил, что счел бы за честь сыграть в таком фильме. Ингмар Бергман посвятил ленте «Дама с собачкой» большую статью в английском журнале Films and Filming: «Мало есть фильмов, способных создать впечатление цвета так, как этот фильм: несмотря на то что он черно-белый, вы ощущаете его в цвете… Чрезвычайно редко встречаешь что-либо столь совершенное».

Сегодня фильм Иосифа Хейфица «Дама с собачкой» считается признанным киношедевром во всем мире. На XIII Международном кинофестивале в Каннах Ия Саввина получила специальную премию «За лучшее исполнение женской роли», а сам фильм – приз лучшей национальной программы «За гуманизм и исключительные художественные качества» (вместе с «Балладой о солдате»). Британский киноинститут включил «Даму с собачкой» в число лучших фильмов года.

К СЛОВУ

Народному артисту СССР Григорию Козинцеву картина не понравилась: «Фильм скорее напоминает попурри из Чехова».

НАГРАДЫ

1960 год – XIII Международный кинофестиваль в Каннах: специальный приз (Ия Саввина).

1960 год – IV Международный смотр фестивальных фильмов в Лондоне: почетный диплом за режиссуру (Иосиф Хейфиц).

Источник