Поделиться новостью —

Читайте также

25 Апреля 2024

В ГЭС-2 открылась выставка, посвященная Динаре Асановой

23 Апреля 2024

Фильму «Ярославна, королева Франции» исполнилось 45 лет

22 Апреля 2024

Специальные показы на «Ленфильме»

К списку новостей

30 лет «Собачьему сердцу»

27 Ноября 2018

26 ноября в Санкт-Петербурге прошли торжественные мероприятия в честь празднования 30-летия выхода на экраны одного из самых любимых советских фильмов – «Собачье сердце».

На Моховой улице у дома 27 в понедельник был открыт памятник героям повести Михаила Булгакова и фильма Владимира Бортко – профессору Преображенскому и Шарику.

Автор монумента – студент Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина – Игорь Сенин. Красную ленточку на мероприятии перерезал режиссер фильма, депутат Госдумы России, народный артист России Владимир Бортко. Также на мероприятии присутствовали: генеральный директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин, Ректор РГИСИ Наталья Пахомова, актриса Анжелика Неволина, режиссер Виктор Тихомиров и др.

Тем же вечером на «Ленфильме» прошла творческая встреча с режиссером. Перед полным залом Владимир Владимирович рассказал, как проходили съемки, как он работал актеров и работал с ними. Встречу модерировал журналист Сергей Ильченко.

«Когда мы весело снимали, я не думал, что фильм так полюбится зрителю, и я буду через 30 лет стоять здесь, на «Ленфильме», беседовать с вами об этом фильме, а утром открывать памятник героям картины. Признаюсь, это очень приятно».

Фильм – экранизация одноименной повести Михаила Булгакова, действие которой разворачивается в России 1920-х годов во время разрухи. Профессор Преображенский выполняет уникальную операцию по пересадке гипофиза человека обыкновенной дворняжке… И совершается чудо – пес начинает обретать человеческий облик! Но постепенно становится ясно, что собаке лучше было бы оставаться собакой.

Знаменитые актеры, режиссерский талант Владимира Бортко, высокий профессионализм оператора Юрия Шайгарданова, мастерство художника-постановщика Владимира Светозарова, костюмеров и гримеров, музыкальные номера, созданные композитором Владимиром Дашкевичем и поэтом Юлием Кимом, – все это позволило настолько ярко воплотить на экране образы персонажей повести, так убедительно воссоздать эпоху, что фильм до сих пор по праву считается одной из лучших экранизаций Булгакова.

Владимир Бортко говорит, что к замыслу экранизации произведения его подтолкнул режиссер Сергей Микаэлян, возглавлявший тогда телевизионное объединение «Ленфильма». «Встретив меня в коридоре студии в тот раз, Микаэлян протянул журнал. Я пришел домой, начал читать, дошел до монолога профессора и понял, что буду снимать и даже знаю как. Это должно быть черно-белое кино…», – вспоминает Бортко.

Актера на роль профессора Преображенского подбирали долго. Среди кандидатов были Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Владислав Стржельчик. Но режиссер отдал предпочтение Евгению Евстигнееву. Эта роль стала одной из самых ярких работ народного артиста СССР.

«Хотите историю расскажу? Евстигнеев снимался из-за занятости в театре, в основном, по субботам и воскресеньям. В то время он переживал серьезные личные неприятности. А, получалось, что в выходные нужно приезжать в Ленинград, на съемки… Сразу скажу, что пьянства за ним никогда не замечали. Иногда он выпивал, конечно, но больше для того, чтобы поднять свой тонус… Был случай, когда в конце смены мы решили снять крупный план. А на крупном плане видно все. Он должен произнести какие-то слова. Мы камеру поставили. Ну, давайте, начали! И он стал говорить каким-то странным басом, как у выпившего человека. Я был тогда никто и ничто… Спасибо Микаэляну, что он дал мне это снимать! Просто молодой режиссер… И вдруг я превратился в зверя: «Выйти всем из павильона! Как Вы можете? Мы снимаем Булгакова, а вы нажрались! На морду свою посмотрите! Что это такое?» Он сначала начал оправдываться: «Да я же ничего, я же дома…». И вдруг он вспомнил, что он – народный артист Евстигнеев: «Как ты мне здесь будешь говорить!?». Крепко мы тогда поругались. И в конце Евстигнеев сказал: «Все, я больше не приеду». Но ничего. Через неделю, в субботу, он снова был на студии. Но после того случая каждый раз спрашивал: «Надеюсь, крупного плана не будет?», – рассказал Владимир Бортко.

Из восьмерых кандидатов на роль Шарикова, среди которых был Николай Караченцов, Владимир Бортко остановил свой выбор на малоизвестном актере Алма-Атинского русского театра драмы Владимире Толоконникове.

На пробах Толоконников играл сцену за ужином, когда Шариков произносит свою ставшую впоследствии знаменитой фразу: «Желаю, чтобы все!..» Артист произнес тост так ярко, что у режиссера исчезли всякие сомнения по поводу кандидатуры.

А вот пса, который сыграл Шарика, нашли через ленинградский Клуб служебного собаководства. «Из 20 претендентов его выбрали за то, что он выглядел как чистокровная дворняга. Звали его, если не изменяет память, Карай», – рассказал историк кино Александр Поздняков.

«Этот пес был замечательным. Разве что по-французски не говорил. Он выполнял все команды на «отлично». Единственное – вел он себя как народный артист. Больше двух дублей с ним снять было невозможно. Один хорошо, второй… ну ладно, можно. Третий же никак – не обсуждается», – поделился воспоминаниями Владимир Бортко.

Съемки проходили в Ленинграде, и «роль» уголков Москвы, где разворачивается действие фильма, с успехом «сыграли» улицы Северной столицы. Пречистенкой, где произошла судьбоносная для Шарика встреча с профессором, стала Боровая ул. Обухов пер., где находится дом Преображенского, снимали на Моховой. Также съемки проходили на Преображенской пл., на ул. Рылеева, в Дегтярном пер. и в других местах города на Неве.

Как вспоминал художник-постановщик фильма Владимир Светозаров, дом профессора Преображенского выбрали по его рекомендации. Художник когда-то учился в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, который располагался прямо напротив. И в парадных большого доходного дома на Моховой студенты после занятий часто устраивали дружеские посиделки. Поэтому он знал его как свои пять пальцев.

Фильм «Собачье сердце» в 1989 г. получил приз «Золотой экран» на Международном кинофестивале в Варшаве и Гран-при на фестивалях телефильмов в Душанбе и Перудже.

Фото: архив киностудии «Ленфильм», фотограф Андрей Федечко, фотограф Ольга Смирнова

Часть материала взята из источника.