Поделиться новостью —

Читайте также

25 Апреля 2024

В ГЭС-2 открылась выставка, посвященная Динаре Асановой

23 Апреля 2024

Фильму «Ярославна, королева Франции» исполнилось 45 лет

22 Апреля 2024

Специальные показы на «Ленфильме»

К списку новостей

Ради нескольких минут на экране

30 Ноября 2018

Кинематографисты обожают Петербург. Наш город – прекрасная декорация к любому фильму. Будь то история о современниках или экскурс в прошлое. Тут и правда можно найти все, а талант художников, декораторов и реквизиторов довершает дело: они создают подлинные шедевры. Но есть один большой минус: декорации можно увидеть только в фильмах. Увы, после съемок их разбирают, чтобы создать новые.

Это Лондон, сэр!

Принято считать, что свой знаменитый сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» режиссер Игорь Масленников снимал в Риге. Да, Бейкер-стрит на экране переместилась на улочку Яуниела недалеко от Домского собора. Но многие петербургские здания волей художников картины Иса­ака Каплана и Беллы Маневич превосходно сыграли роль лондонских.

Клуб молчальников «Диоген» в серии «Король шантажа» снимали в Доме ученых на Дворцовой набережной, 26. Эпизод фильма «Охота на тигра» в оранжерее происходит в Ботаническом саду – улица Профессора Попова, 2. Витебский вокзал играет роль вокзала «Виктория». Прекрасно вписались в кадры особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте, 1, и арки дома Толстого на набережной Фонтанки – Масленников даже посвятил им одну из своих картин «Вспоминая Шерлока Холмса».

В одном из эпизодов Ватсон, дожидаясь Холмса, разгуливает под дождем в Кавендиш-сквере – у дома на Пушкинской улице, 9. Лондон – в двух шагах от Невского проспекта!

По той же Пушкинской улице в серии «Сокровища Агры» Холмс и Ватсон едут на встречу с мисс Морстен. В кадре даже мелькает номер дома: 9. Темзу в сериале изображала наша Нева, также погрузившаяся в туман, а Большеохтинский мост (мост Петра Великого) своими башням отдаленно напоминает лондонский Тауэрский мост.

Ленфильмовских художников всегда отличало прекрасное знание родного города. Настоящая звезда нашего кино – Каменный остров. Здешние особняки красуются в десятках фильмов. В особняке Клейнмихель (набережная Крестовки, 12) поселили Бартоломью Шолто из «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Дачу Гаусвальд на углу 2-й Березовой аллеи, 32, и Большой аллеи, 14, снимали в фильме «Без семьи» Владимира Бортко и комедиях «Летучая мышь» и «Дон Сезар де Базан» Яна Фрида.

Многие известные ленфильмовские художники преподают в вузах. Одно из их учебных заданий для студентов – найти в нашем городе уголки зарубежных столиц.

Эльсинор из ящиков для молока

Но одно дело найти и приукрасить здание. Другое – создать все на пустом месте. Безусловный шедевр «Ленфильма» – фильм «Гамлет» режиссера Григория Козинцева. Мрачные интерьеры Эльсинора построили в павильоне «Ленфильма». Куранты замка сохранились и до сих пор украшают вход на киностудию. А где снимали сам замок? Съемочная группа объездила немало мест и приняла решение замок… построить «с нуля».

Художник Георгий Кропачев возводил Эльсинор полгода в эстонском местечке Кейла-Йоа. Технологии киностроительства можно смело патентовать: в качестве арматуры выступали ящики из-под молока – из металлической проволоки. Их выставляли в конструкции, заливали бетоном, обшивали фанерой и материей, которую сверху также штукатурили. Получилось поистине величественное сооружение с 15 башнями по 18 метров каждая. Общую картину дополнили тучи и мощные волны, которые снимали на Баренцевом море, поскольку на мелководье Финского залива была сплошная рябь.

После съемок замок, как положено, разобрали.

Храм и рынок

Действие масштабного исторического фильма Алексея Мизгирева «Дуэлянт» разворачивается в середине XIX века. Среди сложнейших съемочных объектов – рынок на Екатерининском канале, над которым вдали возвышается Казанский собор. Идея заключалась в том, чтобы создать контраст между рынком и храмом. Контраст между грязью и величием.

Первоначально планировали снимать у Казанского. Но в тот момент началась реконструкция, собор оделся в строительные леса. Декорацию решили строить на пустыре за КАД, где никто не помешает, а фантазия может разгуляться на полную катушку.

Начали с того, что изготовили точный макет. Для работы использовали чертежи самого автора собора – архитектора Андрея Воронихина. Через объектив кинокамеры изучили, как объект будет смотреться на экране. Конечно, еще один Казанский собор возводить не пришлось, но масштабы работы впечатляют. Декораторы изготовили семь трехметровых колонн, вырыли искусственный 80-метровый канал, перекинули через него мост и мостки, возвели здания рыночных лавок. То, что не построили, позже дорисовали при помощи компьютерной графики.

«Мы продумывали каждую мелочь и каждое цветовое решение. Наша цель заключалась в том, чтобы зрителям было интересно рассматривать все детали на экране. Только колонны «фактурили» два дня. Зато, мне кажется, нам удалось передать атмосферу времени и настроение», – говорит один из художников фильма Сергей Зайков.

На создание только этой декорации потратили три месяца. Четыре дня снимали, а на экране сцены на рынке заняли не больше десяти минут.

Тихий домик у реки

Скоро на экраны выйдет новая ленфильмовская картина «Чужая жизнь» режиссера Виктора Татарского. Это триллер, действие которого происходит в уединенном домике у реки. Нашли райское местечко на берегу Вуоксы под Приозерском. Но по мере развития сюжета напряжение в фильме должно нарастать, и прежде безобидные вещи и предметы должны вызывать тревогу и навевать безотчетный страх.

Художники начали пре­ображать охотничий домик и природу вокруг него. Деревья у дома огородили забором. Вроде ничего необычного: такие подпорки оберегают и поддерживают саженцы. Но по замыслу художников они постепенно должны все отчетливее ассоциироваться у зрителей с образами клеток. Каждый съемочный день бутафоры вносили какие-то изменения в окружение дома. Только что выкрашенный забор вдруг превращался в старую обветшалую ограду. Вокруг дома добавили «скелеты» старых лодок, вносящих свою нотку уныния: на этих лодках никуда не уплыть…

«В итоге получилось так, что уютный домик в уединенной бухте в начале фильма по мере развития сюжета становится местом зловещим», – говорит художник-постановщик фильма Сергей Зайков.

Дворец в павильоне

Для фильма Сергея Снежкина «Контрибуция» в самом большом павильоне киностудии – Пятом – художник-постановщик Владимир Южаков создал особняк пермского губернатора с просторным вестибюлем, парадной лестницей, гостиной, кабинетом, будуаром. Декорация заняла почти все пространство павильона размером 1000 кв. метров.

Помещения богато украсили лепниной, колоннами. В залах разместили старинную мебель, под потолками – бронзовые люстры в стиле ар-нуво. Интерьер дополнили ковры и картины. Продумали все до мелочей. Даже дрова в камине пылали живым огнем.

Смотришь на экран, и даже не верится, что вся эта роскошь создана из копеечных материалов. В основе стен – фанера. Элементы декора прибивались обычными гвоздями, которые замазывались шпаклевкой или закрашивались. Художники при помощи красок разрисовывали бумагу и ткань так, что ее было не отличить от мрамора и гранита. Лепнину, которая украшала губернаторский дом, сделали из полиуретана и наклеили на стены с помощью жидких гвоздей.

«Основа всех декораций – три материала: бумага, дерево и пенопласт. С их помощью можно в кадре изобразить все, что угодно. Но особо серьезное отношение к пожарной безопасности – даже самая маленькая декорация обрабатывается жидкостью против возгорания», – рассказал декоратор Виктор Дороговичев.

Вокруг декорации разместили огромные тканевые полотна с видами Перми. Для создания объема в свободном пространстве установили «уличные объекты» – деревья, телефонные будки, афишные столбы и фонари. А поскольку действие картины происходит зимой, пол павильона усыпали искусственным снегом…

Источник