Поделиться новостью —

Читайте также

16 Марта 2024

140 лет со дня рождения Александра Беляева

15 Марта 2024

100 лет со дня рождения Владимира Самойлова

15 Марта 2024

Умер Александр Ширвиндт

К списку новостей

На «Ленфильме» прошел Международный коллоквиум киношкол

20 Декабря 2018

В четвертый раз «Ленфильм» стал главной площадкой одной из самых интересных и ярких секций Культурного форума – секции кино. На этот раз предметом обсуждения стало кинообразование.

В киноцентре «Ленфильм» состоялся международный коллоквиум, а также продемонстрирована программа фильмов различных киношкол. Жанровые и стилистические особенности картин отразили различные тенденции современной киноиндустрии – от сугубо экспериментальных видео до документальных репортажей. Все фильмы демонстрировались на языке оригинала и сопровождались вступительным словом мастера или представителя киношколы.

Открыл коллоквиум генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин:

«Ленфильм» – старейшая киностудия России. Она имеет давние традиции кинообразования, для нашей киностудии это всегда было одним из важнейших направлений деятельности. Ленинградская, ленфильмовская киношкола стала уникальным явлением XX века с особым почерком и взглядом на мир, высокой художественной планкой. Режиссеры «Ленфильма» Григорий Козинцев, Иосиф Хейфиц, Илья Авербах, Владимир Венгеров, Семен Аранович, Алексей Герман считали своим долгом передать знания своим ученикам. Так что, для нас преемственность поколений – не пустой звук».

В дискуссии приняло участие огромное количество ярких представителей кино, каждый из которых представлял свою киношколу: Федор Бондарчук и Андрей Золотарев – школу кино и телевидения «Индустрия», Киёси Куросава – Токийский университет искусств, Кристин Газарян – французскую киношколу La Femis, Владимир Фенченко и Алексей Учитель – ВГИК, Николай Хомерики и Дмитрий Мамулия – Московскую школу нового кино, Игорь Толстунов – Высшие курсы сценаристов и режиссеров, Светлана Дрыга – кинофестиваль «Короче», Франко Бернини – Итальянскую национальную киношколу, Клод Мурьерас – французскую киношколу La CinéFabrique, Изабель Штевер – Берлинскую киношколу, Александр Митта – Школу-студию Александра Митты, Алексей Попогребский – Московскую школу кино, Алексей Агранович – Сахалинский кинофестиваль; Павел Печенкин – Пермскую синематеку; Константин Лопушанский и Виктор Будилов – СПбГУКиТ.

Российское кинообразование переживает период реформирования и изменений. В ходе обсуждения были сформулированы основные проблемы отечественного кинообразования: неразвитая инфраструктура, нехватка практики и опыта, опоздание с реакцией на технические нововведения и многое другое. Пути их решения участники коллоквиума искали в рамках обсуждения трех основных тем: «Киношкола и индустрия, перспектива взаимодействия», «Инновационные подходы в кинообразовании», «Кинообразование в регионах и арт-кино».

Меньше теории, больше практики

Большинство отечественных киношкол по примеру зарубежных коллег начало в последнее время ориентироваться прежде всего на практику. Все киношколы разными способами стараются как-то решить эту задачу.

Николай Хомерики из Московской школы нового кино отметил, что часто те, кто приходит учиться или на практику, не выдерживают жесткий ритм и график съемок и буквально через неделю работы устают: «Можно попробовать систему интернатуры, но это должно быть, как экзамен, чтобы претендент осознавал свою ответственность, а не исчезал бесследно, потому что ему надоело. Думаю, нужно обязательно ежедневно уделять внимание практикантам на съемках, хотя бы в конце рабочего дня по пятнадцать минут. Спрашивать у него, что он за прошедший день узнал нового, полезного для себя. Это может оказаться весьма действенным».

Общее мнение выразил Игорь Толстунов: «В принципе, кинопроектам интерн не нужен. На каждой позиции в группе должен находиться профессионал. Если кто-то что-то сделал не так, проблемы потом будут разгребать все. Но при этом мы прекрасно понимаем, что работа в группе – практически единственная возможность человеку, который хочет освоить профессию, в нее чуть-чуть вступить. Практика внутри обучения – безответственная радость. В производстве все гораздо жестче, и студенты должны это почувствовать. Поэтому система интернатуры была бы замечательной, так как работает в обе стороны. А если приходит нормальный интерн, его тут же возьмут на серьезную работу».

«Очень важно, чтобы человек, который хочет работать в кино, понимал, что это рынок с огромной конкуренцией и его тут не особенно ждут. Это должен быть психологически сильный человек, который выдержит любой стресс. Именно потому мы не должны избегать стрессовых ситуаций – они закаляют, добавляют опыта и отсеивают лишних», – добавил Федор Бондарчук.

Японский режиссер из Токийского университета Киёси Куросава признался, что сам он не никогда не учился в киношколе и многое ему дала именно работа. Он высказал свою позицию: для учебного заведения, которое дает образование в сфере кино, базой должно быть именно коммерческое кино.

Деление на мастерские устарело

Честь московского ВГИК отстаивал режиссер Алексей Учитель. Он рассказал, что у него небольшой опыт преподавания, но во ВГИК стараются экспериментировать и постоянно вводить новации.

«Деление на мастерские игрового кино, документального уже устарело. Нужно готовить режиссеров, которые умеют все. В этом смысле мы стараемся учить практической режиссуре. Мастер не должен заниматься рассказами о своем опыте и творчестве, развлекать байками. Во ВГИК просят сделать три работы за пять лет обучения – этого мало, учитывая современные технологии. Каждые полгода студент обязан снять фильм. Причем обязательно чередование – документальный и игровой. Это принесло бы колоссальную пользу с точки зрения и понимания жизни. Главная проблема в российском кино – нет опыта работы. Даже если есть мозги, их никак не реализовать. А за счет новой программы, сняв девять фильмов, выпускник придет в профессию уже с определенным опытом. Также важна командная работа. Если все будут действовать порознь, то результата не будет. Сейчас культ одного мастера, но должна быть команда – тренерский состав и практическая режиссура».

Виктор Будилов рассказал об образовательных экспериментах главной киношколы города на Неве – Санкт-Петербургского университета кино и телевидения. «В институт я пришел недавно. И сразу столкнулся с проблемами, о которых мы уже говорили – неумением работать в команде. Что удалось? Мы придумали программу учебных лагерей. Тут ряд задач. Первое – нужно собрать команду. Второе – дисциплина: мы старались научить работать быстро, в сжатые сроки. Задачу мы поставили жесткую: за три недели смены снять короткометражный детский фильм. Также каждый вечер по внутреннему лагерному телевидению мы готовили обзоры фильмов. Все это нам было нужно, чтобы научить ребят работать на результат. Итог получился довольно любопытным. Многие говорили, что за три недели научились большему, чем за три года. Так что опыт работы в команде эффективен».

Французский опыт

Кристина Газарян рассказала о французской системе обучения. Школа La Femis существует с 1943 года и считается одной из самых уважаемых в мире. На первый фильм французские студенты получают бюджет в размере 9 тысяч евро, что дает им возможность сосредоточиться на творчестве. «Поскольку у нас очень мало студентов, мы пытаемся стимулировать их работать вместе. Они работают в командах по шесть человек. Понятно, что режиссер – глава этой команды, сценарист пишет, оператор снимает, а продюсер занимается организацией. Но все начинается с того, что режиссер, сценарист и продюсер обсуждают проект и формулируют общую идею. Мы также поняли, что если режиссеры не умеют писать сценарии, то им намного сложнее заниматься кино. Очень важно, чтобы все ученики понимали профессии друг друга. У нас есть упражнение, когда студенты делают очень короткие фильмы. Мы даже не называем их фильмами – мы называем их упражнениями. Короткое упражнение в драме, короткое упражнение в комедии, боевик. Есть упражнение со специалистом по спецэффектам или звукооператором. Скажем, если команда должна снимать фильм на берегу моря, она должна понимать, как будут работать звукоинженеры. И режиссеру нужно учиться у звукорежиссера. У студентов во время обучения происходит огромное количество встреч с продюсерами, с юристами, дистрибьюторами. Они начинают понимать, как работает эта система. Но главный аспект – они совместно создают кино. Эти фильмы устанавливают связи. Франсуа Озон, который у нас очень известен, именно так познакомился со своими первыми продюсерами», – рассказала Кристина Газарян.

Наши не отстают

Федор Бондарчук рассказал о своей киношколе «Индустрия» и о ее методе работы с теми, кто хочет оказаться в кино. Школа полностью нацелена на практику и создание фильмов.

«Студенты объединяются в группы – режиссер, продюсер, сценарист, и результат этой работы – защита сценариев. Дальше у них появляются кураторы – активные деятели индустрии, у которых есть время. В этом году мы немного изменили правила: студенты должны убедить мастеров, чтобы у них появился куратор. Мы провели эксперимент, который дал нам интересные результаты. Мы построили декорацию квартиры на студии Горького и всем студентам выдвинули одинаковые условия: нужно было высветить декорацию под жанр, под который они хотят снимать. Мы дали шесть недель на подготовку, но всего шесть часов на все работы в декорации. Результаты очень удивили. Многие не справились, мы считаем это тоже результатом, но были те, кто благодаря этому заданию показали себя с новой, лучшей стороны», – поделился опытом Федор Сергеевич.

Достойную конкуренцию «Индустрии» составляет МШК – Московская школа кино, которую представлял Алексей Попогребский: «Московская школа кино существует с 2012 года. Мы заставляем в первый семестр снимать раз в неделю, причем документальное кино. Нужно начинать снимать сразу. Потом мы обсуждаем и учимся на ошибках. Главный вопрос, который я задаю новым ученикам: а у вас есть идеи для короткого фильма? Если нет, то всё. Как можно прийти в режиссуру без идеи? Наличие идеи – это первое, с чем нужно приходить учиться. Я говорю: воруйте идеи не у других фильмов, воруйте у жизни. Она талантливее всех нас вместе взятых. Поэтому первый семестр – документальный. Когда я выслушиваю идею, у меня сразу возникает вопрос: хочу ли я этот фильм увидеть? Второй – насколько это реализуемо. У нас отличная база – и павильоны, и свет, и звук, и камеры RED. Когда приходят ученики, которые, в отличие от нас, верят в свою идею, мы все-таки стараемся давать им шанс. Такие идеи мы называем «СССР» (снимай на свой страх и риск). И были случаи, когда эти работы получались очень оригинальными. Еще один факт: наши студенты работают с реально действующими, работающими продюсерами. Наши студенты платят за обучение, и я хочу, чтобы выпятившись, они умели зарабатывать».

Татьяна Волынова, глава Учебного центра киностудии «Ленфильм», так же поделилась своим мнением: «Не стоит забывать, что кино состоит не только из режиссеров и продюсеров, и не все сразу ими становятся. Начинать свои «первые титры» можно с ассистента. Наш перечень курсов ориентирован на наиболее востребованные профессии, которые можно освоить в более сжатые сроки: получить начальную подготовку и познакомиться с миром кино (как профориентация), или повысить свою квалификацию, получив реальный шанс поработать на кинопроектах. Поэтому для меня наиболее приятный показатель, когда я узнаю, что ассистенты художника по костюмам, вторые режиссеры, администраторы, гримеры и другие наши выпускники работают на больших проектах».

Развитие кино в регионах

Одна из главных болевых точек российского кинообразования – 90% киноиндустрии сконцентрировано в Москве, 9% – в Санкт-Петербурге и только около 1% – это якутские фильмы, о которых начали говорить несколько лет назад.

Модератор Константин Шавловский из «КоммерсантЪ-Weekend» сообщил, что советская студийная система развалена, в регионах есть ценные кадры, но они вынуждены ехать учиться только в Санкт-Петербург и Москву. В качестве редкого исключения Шавловский рассказал об опыте Александра Сокурова, который семь лет назад набирал курс режиссерской мастерской в Кабардино-Балкарском университете: «Большинство поступивших даже не понимали, куда идут, а конкурс не был достаточно высок. В курсе предусматривалось очень много литературы. Александр Николаевич старался создать максимально оптимальный курс в условиях требований российских вузов. А итог таков: фильм «Теснота» Кантемира Балагова получил приз «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля в прошлом году. Еще три студента уже сняли полнометражные фильмы. И они тоже имеют успех на различных фестивалях. На подходе еще одна из ленфильмовских работ – «Мальчик Русский» Александра Золотухина. Абсолютная победа в том, что Сокуров создал этих режиссеров, не выбирая исключительно самых талантливых, а обучил простых людей, пришедших к нему учиться. Главная мысль Александра Николаевича в том, что вредно набирать курс, «забирая кровь» из регионов в столицы. Важно приезжать на место и создавать условия развития на месте».

Источник: СК-новости