Поделиться новостью —

Читайте также

18 Декабря 2018

Елки на «Ленфильме»

17 Декабря 2018

«Извилистый путь» к блокбастеру: от замысла до фильма

17 Декабря 2018

«Воспитательница» на «Ленфильме»

К списку новостей

В кадре — рельсы

06 Декабря 2018

В художественных фильмах снялись почти все модели ленинградских трамваев.

В ХХ веке Ленинград называли трамвайной столицей мира. В конце 1980—х годов он даже был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как город с самой большой протяженностью трамвайных путей – 600 километров, почти как расстояние до Москвы! А накануне Великой Отечественной войны, когда еще не было метро, трамвай был главным видом транспорта трехмиллионного мегаполиса. В 1940 году ленинградские трамваи перевезли 1 миллиард 200 миллионов пассажиров. Половина тогдашнего населения земли!

Трамвай — практически ровесник кино. И конечно, самое массовое из искусств не могло обойти стороной самый массовый и любимый вид транспорта.

«Трамвай очень хорошо подходит для характеристики героя. В фильме «Брат» Алексея Балабанова 1997 года главная героиня Света — водитель грузового трамвая. Этот вагон — побитый, грязноватый, она в нем все время в непривлекательной одежде. По сюжету Света так и не идет за Данилой: она, как старый трамвай привязан к рельсам, привязана и к этому страшному миру, к этому городу, который есть сила поглощающая», — рассказал газете «Бумага» специалист музейного дела Музея городского электрического транспорта, историк культуры Александр Духтанов.

В фильме Владимира Бортко «Собачье сердце» можно увидеть первый петербургский трамвай «Бреш». Именно такие вагоны открыли движение 29 (16) сентября 1907 года. Впоследствии трамваи фирмы «Бреш» очень долго использовались в качестве прицепных. Отличительная особенность — деревянные вагоны и двери в виде красивых ажурных решеток. В вагоне располагалось 24 места для сидения. В фильме трамвай появляется в начале и в конце картины: он проезжает по Дегтярному переулку, как бы закольцовывая повествование.

В картине «Как стать звездой» режиссера Виталия Аксенова герои из театра «Лицедеи» гоняются за «американкой». Заграничное прозвище ленинградцы дали трамваю потому, что модель строилась по измененному проекту заокеанского инженера Питера Витта. Такие же составы до сих пор бегают по историческим линия Сан-Франциско, а в нашем городе их делали на Ленинградском вагоноремонтном заводе с 1933 по 1940 годы. Многие жители нашего города до сих пор с нескрываемой теплотой вспоминают вагоны этого типа. Они служили ленинградцам 45 лет. Последний поезд серии ЛМ-ЛП – 33 совершил прощальный рейс 18 марта 1979 года.

Трамвай марки КМ прославился благодаря своему участию в фильмах «Мастер и Маргарита» сначала у режиссера Юрия Кары, а затем у того же Владимира Бортко. Именно он бежит по рельсам навстречу несчастному Берлиозу, судьбу которого решила Анушка, которая «пролила масло». Трамвайные вагоны серии КМ выпускались с 1926 по 1939 год на Коломенском паровозостроительном заводе и на заводе «Красное Сормово». В 1930—е годы КМ пополнили и трамвайный парк Москвы, став одной из наиболее приметных черт столицы. А вот гениальный булгаковский сюжет в наши дни экранизировали в Петербурге, потому что в Москве из-за загруженности улиц современным транспортом довоенную столицу уже не снять.

В картине «Три дня до весны» о блокадных днях 1942 года трамваю была поручена целая роль.

— Весной 1942 года после страшной первой блокадной зимы в Ленинграде снова запустили движение трамваев. Когда узнали немцы, это стало для них настоящим шоком. «Такой город захватить невозможно», — говорили они. Трамвай стал символом стойкости города, — рассказал режиссер фильма «Три дня до весны» Александр Касаткин. — Мы взяли один из сохранившихся трамваев в Музее городского электрического транспорта и снимали, как он проезжает. Но были и свои сложности. Поскольку это настоящий трамвай, к слову, работающий и подлинный, он должен двигаться по настоящим рельсам. И его не развернуть. Поэтому после каждого дубля мы ждали 30 минут, когда наш «герой» сделает круг по маршруту и вернется в кадр.

Трамвай ЛМ-68 выпускались в Ленинграде в 1968 – 1975 годы. Эксплуатировались до 1988 года. ЛМ-68 в народе получили название «аквариумы», поскольку отличались большими окнами и крышевым остеклением. Увидеть «Аквариум» можно в фильмах «Сержант милиции» Герберта Раппапорта и «Сестры» Сергея Бодрова.

Очень часто в фильмах снимаются трамваи МС (Моторный стальной) и ПС (Прицепной стальной), которые выпускались на ленинградском заводе «Красный путиловец» с 1927 по 1933 год, а использовался до 1968 года. Название дала характерная особенность — эта модель стала первой, в которой вагоны были не деревянными, а металлическими. К началу Великой Отечественной войны эти трамваи составляли большую часть трамвайного парка города. Они были достаточно легкими и в случае повреждения контактной сети пассажиры могли вытолкать вагон за пределы обесточенного участка. А после списания с рейсовых маршрутов МС и ПС использовались трампарками в служебных целях.

— Снимать в трамваях весьма комфортно. Да, тесновато. Но лучше, чем в коммунальной квартире. Мы как-то снимали в трамвае для сериала «Менты», рассказал один из директоров сериала. — Договорились с «Горэлетротрансом» и нам специально выделили отдельный вагон на весь день. Единственные, кто остался недоволен — горожане, которые по привычке спешили к трамваю, а он не останавливался.

На «Ленфильме» живут два трамвая. Внешне они выглядят как серийные модели МС-20, на самом деле оба —не настоящие. Изготовлены они были для фильма про Ландау — «Мой муж гений» режиссера Татьяны Архипцовой.

— В фильме они были оборудованы камерами и мониторами — для удобства операторов. Таким образом трамвай снимали не только снаружи, но и в движении. Участвовали трамваи в кадрах у собора Спаса-на-Крови. Специально для этих сцен у собора были проложены рельсы, ведь трамвайных маршрутов там нет. Также они играли в клипе у Расторгуева и во многих фильмах о войне, —рассказал начальник цеха игрового транспорта Сергей Григорьев.

Ленфильмовские «трамваи» также использовались для съемок фильма «Сталинград». Причем для картины об эпическом сражении Великой Отечественной над ними пришлось совершить настоящий акт вандализма. Все стекла были выбиты, вагоны заляпаны грязью и обожжены — все для того, чтобы создать образ войны. После съемок вагоны, конечно же, вернули к первозданному виду.

Трамвай – часть эпохи. Поэтому еще не раз мы увидим его на экранах — как о стремительно уходящем в историю ХХ веке, так и в качестве полноправного героя современной жизни мегаполиса.

Кстати:

В петербургском «Горэлектротрансе» любят документальный фильм «Трамвай идет по городу» режиссера Людмилы Станукинас. Это поэтичная картина начала 1970—х, снятая методом «скрытой камеры». Он демонстрирует нам портреты людей того времени, улицы города на Неве, его состояние и настроение. За кадром идет повествование вагоновожатой Людмилы Григорович, свой рассказ она ведет под завораживающую музыку из произведений Валерия Арзуманова и Александра Кнайфеля.

В фильме снялся всеми любимый трамвай ЛМ—57, получивший в народе прозвище «Стиляга». Эти трамваи всегда ходили только одиночками. «Стиляга» считался самым комфортным ленинградским вагоном. Благодаря тележкам новой конструкции ЛМ—57 передвигался по городу почти бесшумно. Современным зрителям также рекомендуемпосмотреть фильм—экскурсию канала «Санкт—Петербург» «Идет трамвай по городу», в котором закадровый текст читает Елизавета Боярская.

Факт:

На «Ленфильме» до сих пор ходят легенды о съемках некоторых кинокартин, когда герои сидят в вагоне, а для ощущения передвижения его либо раскачивает вся мужская половина съемочной группы, либо подвешивают на крюки —как качели.

Источник – газета «Мой район»