Поделиться новостью —

Читайте также

23 Апреля 2024

Фильму «Ярославна, королева Франции» исполнилось 45 лет

22 Апреля 2024

Специальные показы на «Ленфильме»

22 Апреля 2024

Илья Желтяков получил приз за режиссуру на «Золотом вороне»

К списку новостей

ТАТЬЯНА ШАПИРО: «БЫЛА САМАЯ ДЛИННАЯ БЕЛАЯ НОЧЬ...»

25 Февраля 2019

На «Ленфильме» продолжает работать выставка «Летописцы подвига: кино и журналистика в осажденном городе». Один из героев этой выставки – знаменитый кинооператор Евгений Шапиро. Материал о Евгении Вениаминовиче нам помогла собрать его дочь, Татьяна Шапиро.

Евгений Шапиро – один из крупнейших мастеров отечественного кинематографа. На «Ленфильм» пришел в 1940 году. Съемки его первой самостоятельной операторской работы – фильма «Антон Иванович сердится» – завершились 21 июня 1941 года. На следующий день началась война, и Шапиро добровольцем ушел на фронт. Впервые он увидел свою картину в госпитале, куда попал по ранению. Его дочь, Татьяна Евгеньевна Шапиро проработала на студии «Ленфильм» более сорока лет. Она – монтажер многих известных фильмов: «Синяя птица», «Хроника пикирующего бомбардировщика» и других. Татьяна Евгеньевна согласилась рассказать нам о жизни своего отца во время блокады.

– Как ваш отец узнал о начале войны?

- В вечернюю смену 21 июня 1941 года отец закончил снимать последний кадр на картине «Антон Иванович сердится». Актер Нелидов, игравший профессора, пригласил отца и его ассистента Фастовича в ресторан отпраздновать окончание съемок. Они немного посидели и ушли. Была самая длинная белая ночь. Каждый из них рассказывал о своих дальнейших планах. Так, проговорив еще какое-то время, они расстались, и отец уехал на дачу. Разбудил его мальчик, который кричал с улицы: «Дяденька, война!». Так мы узнали о начале страшного периода в нашей жизни. В дальнейшем, так же, как Червяков, Фрид и многие другие ленфильмовцы, мой отец ушел на фронт добровольцем.

– Когда началась блокада, вы остались в Ленинграде?

- Нас планировали эвакуировать вместе с другими ленфильмовцами. Всех работников студии и их семьи разделили на группы и эвакуировали в разные дни. В день отправления нашего поезда одна актриса закапризничала, что не хочет ехать в тесном вагоне с неизвестно какими людьми. Таким образом наша группа осталась. Мы должны были уехать в другой день, но в итоге пережили всю блокаду. Эту актрису я вспоминаю самыми «ласковыми» словами.

– Ваш отец жил с вами во время блокады?

- Нет, он был на фронте, навещал нас только временами, когда ему давали выходной. Обычно он приносил пленку, которую монтировала мать. Мы тогда жили на Невском проспекте, 61, в квартире 30, и часто во время блокады нас посещала будущая Золушка – Янина Жеймо. Она очень дружила с нашей семьей, а ее сын – со мной. Мы много играли, пока взрослые о чем-то разговаривали. Ее сын ухаживал за мной и хотел жениться, а я называла его «дураком», потому что он был слишком маленьким.

Отца же направили во вторую дивизию народного ополчения, потом она была переформирована в 57-ю дивизию действующей армии. Там он и служил в пехотном полку командиром взвода, потом командиром роты.

– Получается, что сначала Шапиро был простым солдатом?

- Офицером. Как он начал снимать кинохронику – это целая история. В начале 1942 года отца ранило, и он попал в госпиталь. Однажды бойцов посетил член Военного совета, начальник политотдела армии генерал Овчаренко, который страстно любил кинематограф. Ему рассказали, что в госпитале его армии оператор, старший лейтенант, снимавший фильм «Антон Иванович сердится». Генерал пришел в палату, подошел к койке моего отца и… отругал его по первое число. «Нам, – сказал он, – надо учиться у немцев. У них в каждой дивизии свой кинооператор, а у нас операторы служат командирами рот. На кой черт нам такие командиры?». Когда папа выписался, его вызвали к генералу Овчаренко. Тот был в землянке; там же стояла кинопередвижка, крутили фильм «Антон Иванович сердится». Удивительно, но мой отец до этого момента так и не посмотрел этот фильм. Из-за начала войны он пропустил премьеру. Генерал Овчаренко направил отца в Ленинград на дальнейшее прохождение воинской службы во фронтовой съемочной группе. Это было в марте 1943 года.

Хочу отметить, что усы, которые остались у отца на всю жизнь и по которым многие его знают – результат недоделанной работы. Его парикмахер погиб в бою, так и оставив отца с усами, которые он носил в память до конца жизни.

– Ваш отец рассказывал о каких-нибудь особенно запомнившихся съемках?

- Отца прикрепили к 23-й армии, действовавшей на финском фронте, на Карельском перешейке. Задания он получал от штаба фронта и, когда было нужно, направлялся и в другие армии. Из самых важных событий, которые ему пришлось снимать, – прорыв блокады Ленинграда и взятие Шлиссельбурга. Он рассказывал, что на всю жизнь запомнил первых пленных немцев. Командование для поднятия бодрости ленинградцев дало приказ провести их по Невскому проспекту. И ему довелось их снимать. Это было в 43-м, вскоре после прорыва блокады.

– А вы тоже хотели идти по стопам отца?

- Да, я хотела поступить во ВГИК на оператора, но отец сказал, что женщине нельзя становиться оператором. Тогда я пошла в монтажеры. Благодаря своей работе я узнала, насколько мой отец был хорошим оператором. Он всегда снимал четко под монтаж. Было нечего вырезать и легко клеить. Я всегда ему говорила, что с ним настолько легко работать, что даже скучно. Его все любили и его очень многим не хватает.

Источник