Поделиться новостью —

Читайте также

27 Марта 2024

Вспоминая Виктора Титова

26 Марта 2024

«Ленфильм-дебют» продлевает прием заявок

26 Марта 2024

«Последняя цена» стала абсолютным триумфатором кинофестиваля «Дух огня»

К списку новостей

Алексей Герман – младший – вновь в гостях у Президентской библиотеки

13 Марта 2019

В Президентской библиотеке состоялась встреча с режиссером Алексеем Германом – младшим и художником-постановщиком его киногруппы Еленой Окопной. Творческая пара рассказала о своем пути в кино, азах овладения профессией, а также поделилась с молодежью мыслями о принципах ремесла, о создании картин.

Аудиторию составили студенты и преподаватели Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, Российской гимназии при Государственном Русском музее, Академической гимназии имени Д.К. Фаддеева СПбГУ и др. В режиме видео-конференц-связи вопросы известным российским кинодеятелям могли задать любители кино из Саранска, Новосибирска, Карелии, Кемерово, Калининграда, Владимира и других регионов.

Давая советы молодым режиссерам, Алексей Алексеевич сформулировал, пожалуй, главное: «Можно учиться разному и много у наших талантливых мастеров, в лучших вузах. Но пока ты сам не начнешь что-то делать, ничего тебе не поможет». Алексей Герман – младший родился в семье прославленной пары – большого мастера кино Алексея Германа и сценариста Светланы Кармалиты. У режиссера с фамилией Герман непростая судьба, ведь о каких бы работах Алексея-младшего ни шла речь, у собеседника всегда наготове отсыл к фильмам Германа-старшего.

«Надо было с чего-то начинать, нарабатывать профессиональные навыки, – говорит Алексей, – у меня тоже было какое-то количество малого метра. Я сделал фильм «Знамя» – вполне себе наивное нечто (хотя Кустурица отобрал ленту себе на мастер-класс). И вдруг слышу отзыв одного из наших маститых: «Леш, ну это хуже, чем фильмы твоего папы». Что я мог на это ответить? Что относился к этой картине с нежностью и уставал на съемках так же, как потом при работе с полным метром?.. Кстати, это качество – выкладываться сполна на картине вне зависимости от ее метра – сохранилось у меня, видимо, навсегда; по-другому заниматься кино невозможно».

Алексей и Елена учились делать кино в разных вузах, в разное время и у разных мастеров, да и специализации у них были разные: Герман пытался проникнуть в законы театроведения. Елена выбрала организацию кинопроцесса. Но оба оказались способными перевернуть все в своей жизни, нащупав главное. Герман-младший «в какой-то момент понял, что ему нужно заниматься чем-то более активным», и в 2001-м окончил режиссерский факультет ВГИКа. А недоучившаяся студентка, встретив Алексея, решила, что он – ее университет. Хотя процесс взаимообогащения был встречным, Елена нередко выступает в роли арбитра в сложных творческих вопросах, и ей удается обосновать свою правоту.

Неоспорим ее вклад в последнюю полнометражную работу Германа-младшего – фильм «Довлатов», в котором Елена Окопная была художником-постановщиком и художником по костюмам, – именно по этим номинациям картина получила награду Берлинского кинофестиваля в 2018 году. Жюри особо отметило достоверность, с которой команда режиссера воссоздала атмосферу Ленинграда 1960-х.

Фильмография Германа-младшего пока невелика: «Гарпастум», «Бумажный солдат», «Под электрическими облаками» и «Довлатов». Но ведь и начинающие кинематографисты замечательно молоды, полны творческой энергии и готовности категорически «не следовать общей модели траспарентности» («надеюсь, не поддамся», выразился на встрече в Президентской библиотеке Алексей Герман). А это очень многое обещает. Означает нашу будущую встречу с небанальным, точным и вдумчивым кинематографическим прочтением времени.