Поделиться новостью —

Читайте также

18 Апреля 2024

«Блокадный Трезорка»: съемки завершены

17 Апреля 2024

55 лет назад на экраны вышел «Мертвый сезон»

16 Апреля 2024

«Ленфильм» и Flysound стали партнерами «INтонации»

К списку новостей

110 лет со дня рождения Янины Жеймо

29 Мая 2019

29 мая 1909 года родилась любимая всеми актриса театра и кино – Янина Жеймо.

С трехлетнего возраста Жеймо выступала на арене цирка, с шестнадцати лет снималась в кино. Кинодебют Янины состоялся в 1925 году в травести-роли Мишки в фильме «Мишки против Юденича». В 1929 году она окончила киномастерскую ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера), которой руководили Григорий Козинцев и Леонид Трауберг.

На «Ленфильме» в довоенные годы она сыграла в картинах: «Мишки против Юденича», «Братишка», «Чертово колесо», «Шинель», «С.В.Д.», «Новый Вавилон», «Чужой пиджак», «Голубой экспресс», «Дорога в мир», «Двадцать два несчастья», «Одна», «Человек из тюрьмы», «Моя Родина», «Разбудите Леночку», «Горячие денечки», «Леночка и виноград», «Враги», «Доктор Калюжный», «Приключения Корзинкиной», «Боевой киносборник № 2». Актриса снялась почти в трех десятках фильмов. Особенную популярность принес ей фильм «Подруги», после которого «Ленфильм» завалило письмами с адресом: «Ленфильм, Пуговице» – так звали героиню Жеймо. Однако в историю отечественного кино она вошла искренней и милой Золушкой.

Янина Болеславовна целый год прожила в блокадном Ленинграде. Актриса активно снималась в «Боевых сборниках» и агитационных фильмах. Днем она работала на киностудии, вечером и ночью дежурила на крышах города, гасила «зажигалки».

Ей многократно предлагали покинуть Ленинград на самолете, но она долго не соглашалась. «Это не по-товарищески», – говорила она. Ее дом был открыт для друзей, и многих спасали эти вечера. В своей большой ленинградской квартире Янина разместила многих, оставшихся без крыши над головой.

Однажды она вышла с концертным номером перед бойцами, ее спросили: «Зачем же Вы остались в Ленинграде?», она ответила: «Но ведь должен же кто-то защищать город!» Грянул хохот — но только внешняя сторона этого заявления (из-за миниатюрной внешности героини) могла показаться забавной.

Янина получала, как все, скудный блокадный паек. Трудно представить маленькую хрупкую актрису в ватнике, тулупе, валенках, с винтовкой. Но так было. Она была зачислена в истребительный батальон, состояла в концертной бригаде «Ленфильма», выступала в госпиталях, парках. Вслух Янина шутила: «Гитлер сделал одно доброе дело – я похудела».

Немало помогла актрисе возродиться после тяжелых испытаний войны и блокады ее звездная роль Золушки. Она позволила почувствовать себя снова нужной и востребованной. А после выхода картины на экран Янина Жеймо стала знаменитой. Ей приходили тысячи писем, ее узнавали на улицах и просили автограф. Она была счастлива.

Режиссер Надежда Кошеверова рассказывала: «В сорок четвертом году, возвращаясь из эвакуации, я встретила в Москве Жеймо. Она сидела в уголке — такая маленькая, растерянная… Я взглянула на нее и неожиданно предложила: «Яничка, вы должны сыграть Золушку…».

Она немного повеселела, и мы тут же отправились к Помещикову, который заведовал тогда Сценарным отделом в Комитете кинематографии. Возражений у него не было, он только спросил: «А кто напишет сценарий?» И я, не задумываясь, выпалила: «Шварц». Разумеется, никакой предварительной договоренности с Евгением Львовичем у меня не было, но, узнав о замысле, он тоже им загорелся. Сценарий писался специально для Жеймо».

Евгений Шварц сочинил сценарий в сжатые сроки. 15 мая 1946 года Кошеверова уже получила первый вариант «Золушки». Янина Жеймо сыграла блестяще. Ее Золушка смотрит с экрана широко открытыми, доверчивыми и счастливыми глазами ребенка, искренне готового к чуду. И как характеристика именно такой Золушки звучат в фильме слова Короля — Эраста Гарина, представляющего ее своим гостям на балу: «Господа! Позвольте мне представить вам девушку, которая еще ни разу не была здесь, сверхъестественно искреннюю и сказочно милую…».

Специально для Янины Жеймо были заказаны «хрустальные туфельки» уникального тридцать первого размера, в которых реквизиторы разрешали лишь войти в кадр — ни ходить, ни танцевать в башмачках из оргстекла было невозможно. В экспозициях музея «Ленфильма» одним из главных экспонатов является подлинная «хрустальная туфелька», потерянная Золушкой на ступеньках лестницы королевского дворца.