Поделиться новостью —

Читайте также

30 Апреля 2024

68 лет исполнилось режиссёру Ларсу фон Триеру

29 Апреля 2024

Специальные показы на «Ленфильме»

26 Апреля 2024

«Ленфильм» примет участие в «Ночи музеев»

К списку новостей

Жанровая паранойя от именитого режиссера-оператора. Обзор фильма «Материнский инстинкт»

29 Марта 2024

28 марта в российский прокат вышел фильм «Материнский инстинкт» Бенуа Деломм, чья премьера состоялась в кинотеатре «Ленфильма». Криминальная комедия, аккуратно прячущаяся за маской семейного психологического триллера, вызывает противоречивые эмоции.

О чем фильм?

История развивается в 1960-е годы. Эстетика идеализированной двухэтажной Америки: благополучный городок, разноцветные домики вплотную соседствуют друг с другом вдоль дороги; идеально остриженные зеленые газоны; на заднем дворе обязательно аккуратный сад. В центре сюжета две соседские семьи – жены-домохозяйки Селин (Энн Хэтэуэй) и Элис (Джессика Честейн) хорошие подруги, делящиеся друг с другом семейными тайнами, в то время как их мужья обсуждают космическую гонку сверхдержав. Неизменная тема разговора двух женщин – беспокойство о собственных детях: внешне спокойная, более мудрая и опытная Селин постоянно успокаивает параноидальную Элис. Все идет своим чередом, пока не случается трагический случай: ребенок Селин Макс (Бэйлен Д. Билиц) разбивается с крыльца второго этажа насмерть – триггер развития всего последующего действия.

Кто снял?

Бенуа Деломм – французский режиссер-дебютант, успевший поработать оператором над фильмами «Мальчик в полосатой пижаме» (2008) Марка Хермана, «Один день» (2011) Лоне Схерфиг, «Вселенная Стивена Хокинга» (2014) Джеймса Марша, также помогал Аль Пачино в его экранизации «Саломеи» (2013) по пьесе Оскара Уайльда.

«Материнский инстинкт» – экранизация одноименной новеллы Ира Геката 2012 года, что уже в 2018 году экранизировал Оливье-Массе-Депасса на французском языке. Конечно, экранизация этого года – более коммерческий фильм, направленный на массового зрителя и продающийся за счет экранного противостояния двух именитых актрис. В пользу этого говорит достаточно традиционная, скорее даже функциональная, постановка. Мы не увидим режиссерских сюрпризов или залихватских операторских приемов, но обилие планов-деталей, нервная ручная камера, постоянные аудиовизуальные контрапункты неплохо работают на саспенс. Но главными украшения этого фильма так и остаются Джессика Честейн, правдоподобно сыгранной паранойи которой хочется верить, и Энн Хатуэй, чья скорбь была передана потрясающе.

Вместо вывода.

«Материнский инстинкт» – Бенуа Деломм довольно классический пример фильма-обманки: изначально кажущаяся «идеальность» дружбы двух семей превращается из истории переживания травмы в хронику распада человеческой личности. Но фильм, кажется, пытается обмануть не только зрителя, но и самого себя – за хорошим динамичным началом и интригой идет очень долгое развитие взаимного недоверия между подругами, что по итогу перетекает в ненависть. Постоянная игра контрастов на перепадах настроений (из душевного спокойствия в истерию) довольно быстро ощущается как самоповтор, а конфликт внутреннего «Я» главных героинь быстро отходит на второй план.

Триллерную составляющую фильма не хочется сравнивать ни с Хичкоком, ни с Полански, чья «Резня», вновь вышедшая в российский прокат, определенно имела влияние на фильм. И классическую цитату Льва Толстого из «Анны Каренины» приводить не хочется, ведь эти семьи оказались несчастливы достаточно вторично.

Текст подготовил Владислав Насыров, студент СПбГУКиТ.