Поделиться новостью —

Читайте также

25 Апреля 2024

В ГЭС-2 открылась выставка, посвященная Динаре Асановой

23 Апреля 2024

Фильму «Ярославна, королева Франции» исполнилось 45 лет

22 Апреля 2024

Специальные показы на «Ленфильме»

К списку новостей

Сегодня исполнилось 70 лет актрисе театра и кино, народной артистке РСФСР Анастасии Вертинской.

19 Декабря 2014

Среди лучших ролей актрисы – ее работы на «Ленфильме»: Гуттиэре в картине «Человек-амфибия» и Офелия в «Гамлете».

В 1961 году на экраны страны вышел фильм Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева «Человек-амфибия», снятый по роману Александра Беляева.

В. Чеботарев говорил, что когда ассистенты по всему Советскому Союзу разыскивали актеров на главные роли, он дал им установку: у «Гуттиэре в глазах должно быть небо, а у Ихтиандра — море». Анастасия Вертинская на 100-процентов подходила для роли. Многие из участников съемок вспоминали: «Она горела желанием работать и ради съемок научилась блестяще плавать». Отказавшись от дублеров, она плавала в ледяной воде, ныряла без акваланга и могла подолгу находиться на глубине.

У фильма нашлись критики, которых возмутило, что героиня слишком часто появляется в купальнике и в каждом эпизоде меняет платье. Однако «Человек-амфибия», став лидером кинопроката 1962 года (его посмотрели 65 миллионов зрителей), получивший в Триесте на Международном фестивале фантастического кино премию «Серебряный астероид», упрочил статус А. Вертинской как восходящей звезды советского кинематографа.

В 1964 году на экраны СССР вышел фильм Григория Козинцева «Гамлет», в котором у актрисы партнерами по площадке стали Иннокентий Смоктуновский, Михаил Названов и Юрий Толубеев. Вертинская сыграла Офелию — роль, о которой мечтали многие актрисы, — и, будучи все еще студенткой театрального вуза, создала, как отмечали специалисты, яркий и впечатляющий образ. Важным фактором успеха актрисы явилась ее восприимчивость к музыке. «У нее были реальные восемнадцать лет, великолепные, очень подходящие для шекспировского образа внешние данные – хрупкость, чистота, облик, похожий на портреты раннего Возрождения… Все было хорошо: и руки, и шея, и походка, но сердце не билось. Сердце заставил биться Шостакович. Так бывает», – писал в своих воспоминаниях режиссер Григорий Козинцев.

Вертинская говорила, что работа в «Гамлете» стала для нее, с одной стороны, серьезным испытанием, с другой – настоящей школой актерского мастерства. Особенно много дала ей совместная работа с И. Смоктуновским. «Тогда я поняла, что профессия актера – не только ремесло, но и какое-то таинство», – позже рассказывала актриса.

Фильм, получивший многочисленные награды (в частности, специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля), принес Вертинской международную известность: ее стали называть «самым талантливым сердцем советского кино», «Вивьен Ли советского экрана». Эта роль явилась поворотным пунктом творческого развития актрисы. Вертинская говорила, что именно после Офелии по-настоящему «поняла, что хочет стать актрисой».

У Анастасии Вертинской репутация одной из красивейших актрис советского кино. Многие коллеги отмечали при этом особое, «неземное» качество ее внешности. Говоря о необычайной утонченности ее облика, актриса Наталья Селезнева, называла Вертинскую «совершенством», в которое «просто нельзя было не влюбиться». Константин Райкин называл красоту Вертинской «интеллектуальной». В прессе Вертинская в разное время характеризовалась как «советская актриса с антисоветской внешностью», «самая загадочная советская актриса», «непревзойденный символ романтической женственности на театральной сцене и киноэкране».

Поздравляем Анастасию Вертинскую с юбилеем!