Поделиться новостью —

Читайте также

23 Апреля 2024

Фильму «Ярославна, королева Франции» исполнилось 45 лет

22 Апреля 2024

Специальные показы на «Ленфильме»

22 Апреля 2024

Илья Желтяков получил приз за режиссуру на «Золотом вороне»

К списку новостей

Вера в мечту: Фонд Сокурова помогает молодым режиссерам

14 Января 2015

Фонд Сокурова снял в прошлом году на киностудии «Ленфильм» три картины. Одна из них – короткометражный фильм «Пасха» талантливого молодого режиссера Игоря Ольшанского, которая была представлена на кинофестивале в Каннах. Мы попросили молодого режиссера рассказать нам о своей картине и о Фонде Сокурова.

Картина 23-летнего режиссера из Санкт-Петербурга Игоря Ольшанского «Пасха», снятая при поддержке Фонда Александра Сокурова – драматическая история о жизни мальчика, живущего в глухой деревне Псковской губернии в 1921 году. Несмотря на голод и горе, принесенное завершающейся Гражданской войной, герой мечтает о красках, и хочет раскрасить «яйки» на Великий День. По мнению зрителей, в картине ярко воссоздана атмосфера и крестьянский быт тех лет.

-Каков сюжет фильма?

– В двух словах о любом произведении рассказывать достаточно сложно. Но смысл картины прост – ожидание ребенком исполнения своей мечты. О том, как мальчик хочет рисовать. О ребенке, который, несмотря на все обстоятельства, находит в себе силы рисовать. Главный герой – приемный ребенок в большой семье и с нетерпением ждет Пасху. Именно это церковный праздник и его традиции позволяют мальчику приблизить мечту – рисовать… Только что закончилась Гражданская война, 1921 год. Псковская губерния… Как вы знаете, крестьянские семьи были достаточно большие, и если погибали родители какого-нибудь ребенка, его забирали к себе соседи по деревне. Одна из героинь фильма – мама – забрала главного героя к себе. И между ними конфликт – у новой матери есть старший сын, который то зерно принесет, то по хозяйству похлопочет. А главный герой помощи не оказывает, мечтает только о том, чтобы рисовать.

– Почему Вы назвали свой фильм «Пасха»?

– Пасха – символ воскрешения. Главный герой пытается своими мотивами, образами, действиями воскресить умершего отца. Он постоянно к этому возвращается, вспоминает. К этому фильму меня подтолкнуло мое мироощущение. Можно сказать, этот фильм обо мне. Главный герой – это я, до определенной степени. Конечно, там есть какие-то нотки религиозности. Получается некий ангелочек, который спасает свою веру, свою мечту и пытается как-то реализовать себя в согласии со своей мечтой.

– Ваш фильм является одним из первых проектов Фонда Сокурова. Как получилось, что вы начали работать вместе с Александром Сокуровым? Каковы были ваши взаимоотношения во время съемок.

– По образованию я – не режиссер. Не заканчивал ВГИКа, и вообще никакого отношения к кино до встречи с Александром Николаевичем Сокуровыи не имел. Я закончил актерское отделение университета. Уже во время обучения понимал, что на самом деле не хочу быть актером. Мне больше интересна режиссура. Я попробовал проявить себя на этом поприще – начал ставить отрывки из постановок, этюды. И понял, что хочу в дальнейшем поступить на высшие режиссерские курсы в Москве. В марте прошлого года я уже планировал отправляться в столицу, а у Александра Николаевича был творческий вечер в музее современного искусства «Эрарта». Повторюсь – это было год назад. Я подошел к мастеру, и дал ему посмотреть свои работы. Я и не думал, что в дальнейшем буду снимать кино. Свои работы я снял сам: был оператором, звукооператором, самостоятельно все монтировал. Одна работа называлась «Ожидание». Простая, без слов, там просто девушка ждет: такая… атмосферная вещь. Другая работа – на тему Первой Мировой войны. Она разворачивается вокруг одной из постимпрессионистских картин в Эрмитаже… Первая встреча с Сокуровым прошла без каких-либо обязательств и гарантий с его стороны. И вдруг от него приходит письмо по электронной почте. В котором вопрос – пишу ли я что-либо? Я ответил: «да» и отослал ему сценарий «Пасхи». На мое удивление – ему понравилось. Он написал еще одно письмо: «Надо работать».

– Вам нравится этот сложный период – начало ХХ века?

– Да. Это время мне интересно. В нем происходили довольно неожиданные для большинства населения и ужасно трагические события нашей страны. И даже не война причина возникших конфликтов. Главная, на мой взгляд, причина – перемена мышления.

– Принимал ли Александр Николаевич участие в съемках?

– Да, помогал советами, смотрел видеоматериалы актерских проб. Я могу сказать, что Александр Николаевич совершенно никак на меня не давил. Он говорил: «Игорь, это твое кино. Я думаю так, но ты можешь сделать совершенно по-другому». Конечно, он помогал, потому что понимал, что никакого опыта у меня нет, я никогда не работал в кино.

Работать я начал уже в начале апреля. Начал ездить в публичную библиотеку, узнавать больше о том времени, как жили крестьянские дети, вообще о крестьянском быте. И уже где-то в начале лета начались актерские пробы. Мальчика долго искал на главного героя. Где только не смотрел – по разным школам и даже в детских домах. В конечном итоге нашел там, где не думал найти – через интернет. Мне, конечно, очень хотелось взять мальчика из детского дома, который прекрасно подходил, но там было крайне сложно договариваться. Но сегодня я доволен героем, которого в итоге нашел. Это большая победа.

– Какое ощущение Вы испытали, когда поняли, что фильм, наконец, снят? Ведь это было первое серьезно кино для Вас…

– Это было очень сложно, и при этом невероятно прекрасно. Это какой-то конструктор эмоций, который я не могу так просто описать. Наверное, в моей жизни было что-то намного сложнее. В плане эмоционального напряжения. Вокруг меня работали действительно профессиональные люди. То есть это были уже далеко не студенты. Они всегда были рядом со мной. Подчас возникало ощущение, что все вокруг меня – мои наставники. При этом никакого шапкозакидательского настроения – они действительно хотели помочь. У меня работала Лидия Михайловна Крюкова, которая с Сокуровым была почти на всех картинах. На каком-то этапе мне помогала Елена Жукова. Художник-постановщик у меня был свой, из моего университета. Мы с ним знакомы уже давно и в принципе я доволен его работой, хотя Елена Жукова сделала очень многое – например, помогла с выбором деревни.

– Поделитесь Вашими дальнейшими планами?

– Я сейчас уже написал новый сценарий. Пока рабочее название «Иней». Это о блокаде, о девушке, которая живет в блокадном Ленинграде – она балерина. Пока больше ничего не могу сказать, не хочу загадывать на будущее. Я надеюсь, что у этого сценария будет какое-либо продолжение, и по нему удастся снять фильм.