На киностудии «Ленфильм» готовятся к началу съемок исторического детектива «Контрибуция» в пятом павильоне.
Картина будет рассказывать о событиях, произошедших в Перми во время Гражданской войны. Режиссер фильма – Народный артист России Сергей Снежкин, удостоенный Государственной премии РФ за киноэпопею о Гражданской войне «Белая гвардия».
Обращаясь к страницам давно ушедшей эпохи, режиссер обязан достоверно представить ее зрителю, что не так просто. Необходимо поднимать архивы тех лет, узнавать, как жили, чем пользовались, что ели, как одевались… А в кино каждый штрих, каждая деталь должна служить раскрытию образов персонажей и характеров. И тут важную роль играет бутафория и реквизит, как персональный, так и «антуражный» – тот, что наполняет декорацию.
Фильму «Контрибуция» повезло. Киностудия «Ленфильм» располагает огромным арсеналом реквизита и бутафории разных эпох, причем, в большинстве своем, это подлинные предметы дореволюционной эпохи. Художники потратили немало времени на отбор необходимого материала: узнавали историю каждого предмета, консультировались со специалистами, историками, музейщиками, чтобы решить, что могло бы находиться в доме губернатора Перми, где разворачивается действие фильма в 1918 году. То, чего не нашлось на «Ленфильме», художники изготавливали самостоятельно, опираясь на образцы, с которыми познакомились в архивах. Это листовки, плакаты, прокламации.
Единственным приобретенным предметом обстановки кинодекорации стал дореволюционный рояль 1825 года. Но не потому, что подобного нет на «Ленфильме». Причина проста — в помещении, где он разместится, планируются пиротехнические эффекты, и рояль по сценарию ждет не самая лучшая «судьба», а киностудия старается беречь свои раритеты.
В борьбе за достоверность даже тексты игровых бутафорских документов, писем и телеграмм художники готовят с учетом особенностей печатных машинок и стилистики письма того времени. Кто бы сегодня мог подумать, но механизмы первых печатных машинок слишком сильно пробивали буквы: так, в итоге все документы имели эффект продавливания на бумаге. И поэтому художники вручную старались добиться такого эффекта на каждом печатном листе бумаги. Кстати, бумага тоже была подобрана особенная – точно такая же, как в начале ХХ века. Ну, а сама, печатная машинка, в декорации дома губернатора, конечно же, тоже подлинная.
Привлекают внимание атрибуты объекта «приемная»: телеграф и телефон. В то время это были самые современные средства связи. Для телеграфа, который был взят в Цехе подготовки съемок, долго искали ленту. К телефону того времени прикрепили несколько листов бумаги с номерами абонентов – что может быть нагляднее, чтобы показать, насколько мало в то время еще была распространена телефонная связь.
Стоит отметить, что в доме электропроводка проведена по старому образцу, а тип ламп и выключателей соответствует времени.
Картины и мебель также подбирались очень тщательно. Кстати, некоторые стулья до сих пор можно увидеть на выставке «12 стульев» в “«Великан Парке»”. Фильмографии этих предметов интерьера можно только позавидовать.