Полнометражный документально-игровой фильм, который снимается на «Ленфильме», расскажет о том, как встречали в нашем городе Рождество и Новый год, и как традиция ставить ёлку стала самым любимым и желанным праздником.
Наверное, у каждого из нас хранятся воспоминания о ёлке детства. И это память не только о нашей семье, о бабушках и дедушках, которые тоже наряжали ёлку, когда были молодыми,
– говорит петербургский историк Александр Поздняков, автор сценария и режиссёр фильма.
– Новый год для россиян – одна из социальных и эмоциональных констант, нечто вроде старинного обычая, объединяющего жителей разных уголков нашей страны. Посмотрите, каждый раз под Новый год телезрители приникают к экранам, чтобы пересмотреть «Иронию судьбы» и «Карнавальную ночь». Не случайно Тимур Бекмамбетов избрал ёлки неким символом, почти национальной идеей, потому что ёлки – это навсегда.
Конечно, убранство новогодней ёлки здорово менялось с годами, но неизменными оставались радостные чувства и ожидание праздника, эти надежда и предчувствие счастья знакомы были и нашим родителям, и дедушкам-бабушкам…
Первые ёлки в нашем городе стали ставить в немецких семьях, а когда Пётр Первый провозгласил указ об украшении жилищ зеленым рождественским деревом, обычай быстро распространился повсюду.
До революции ёлки в петербургских домах было принято украшать чем-то съедобным, сладким, вкусным: печеньем, конфетами, мандаринами и грецкими орехами, завёрнутыми в фольгу. К концу праздников все эти украшения поедались, а ёлку сжигали в печи. А вот ёлки в Немецкой слободе уже тогда украшали различными фигурками: куклами, домиками, шарами. После революции ёлки запретили, но ненадолго, в 1935 году их вернули в дома. И игрушки в то время были соответствующие: дирижабли и самолёты, пограничники с собаками, лыжники в ватных штанах. В 60-х на новогодних деревьях стали произрастать кукуруза и ржаные колосья, а на ветвях повисли блестящие спутники и ракеты. Следующее поколение украшало ёлку героями мультиков – всякими дюймовочками, зайцами, котами в сапогах и гномами, не забывая, конечно, про красные лучистые звёзды. До сих пор эти игрушки хранятся весь год в коробках где-то на антресолях, а перед праздником хрупкие игрушки бережно извлекаются из старых пожелтевших газет.
В картине мы увидим много документальных кадров (в том числе и из кинохроники «Новости дня», которую показывали перед сеансами в кинотеатрах) и вспомним в разные годы ёлки у Гостиного Двора, в Таврическом и Аничковом дворцах, на Елагином острове; ещё раз увидим, как веселилась ребятня, какими были тогда зимние забавы и что за подарки доставал из таинственного мешка Дед Мороз.
Для того чтобы мы могли представить себе, как проходил праздник в семье российского императора, в фильм включена игровая сцена, в которой венценосных особ играют студенты киношколы «КиноОко». Съемки проходили не только в Аничковом дворце, но и на колокольне Петропавловского собора, где по преданию была устроена первая ёлка: замечательный педагог и музыкант из Бельгии Йо Хаазен исполнил на карильоне рождественские колядки, включая «Тихую ночь, святую ночь».
О том, каким был в их детстве Новый год, вспоминают Эдита Пьеха, Борис Эйфман, Андрей Могучий, Вячеслав Полунин. Специально для фильма Александра Позднякова петербургская художница Ольга Шведерская написала огромный портрет Деда Мороза, который займет почетное место в картине. А Борис Гребенщиков любезно согласился записать специальную версию своей «Рождественской песни» на стихи А.Фета.
Фильм покажут к следующему Новому году по одному из петербургских каналов.