Поделиться новостью —

Читайте также

23 Апреля 2024

Фильму «Ярославна, королева Франции» исполнилось 45 лет

22 Апреля 2024

Специальные показы на «Ленфильме»

22 Апреля 2024

Илья Желтяков получил приз за режиссуру на «Золотом вороне»

К списку новостей

"РГ" узнала, как возрождается "Ленфильм"

19 Августа 2014

Главный вход на легендарную киностудию “Ленфильм”, его фасад, окутан строительной сеткой. Идет реконструкция. А что происходит внутри? Генеральный директор киностудии Эдуард Пичугин рассказал корреспонденту “РГ”, как возрождается “Ленфильм”.
Скептики до сих пор не верят, что “Ленфильм” возродится…

Эдуард Пичугин: Давайте вспомним, что здесь было два года назад. Бренд, долги и старая техника. Нашей команде досталось незавидное наследство: с советских времен на “Ленфильме” ничего не ремонтировалось, все только изнашивалось – комплекс зданий, сети, техника.

Чтобы как-то выживать, студия многое распродавала, в том числе автотранспорт, здания и земли. Несколько лет не велось собственное кинопроизводство. В 2010 году студия должна была завершить три картины, они “зависли”, цеха не работали. Плюс заблокированные счета, большое количество проигранных судов.

Было принято решение президента и правительства России о сохранении киностудии от дальнейшего разрушения и о ее возрождении. В нашем понимании это значит: не только возродить студийный комплекс, отремонтировать павильоны, привезти новые камеры, светотехнику, создать автопарк и т.д.

“Ленфильм” прежде всего – производящая компания, и наша задача – наладить кинопроизводство, создать собственный сценарный портфель с целью дальнейшего приумножения “золотой коллекции” фильмов киностудии. Из 1700 картин, которые здесь были сняты за почти столетнюю жизнь, больше 100 входят в “золотую коллекцию”, они постоянно востребованы телеканалами, каждую неделю тот или иной фильм показывают по ТВ.

Нам удалось стабилизировать экономическую ситуацию на студии. Стали приводить в порядок цеха. Восстановили всю цепочку кинопроизводства. Уже видны результаты. Больше нет просроченной задолженности, выросла доходность, что позволяет чувствовать себя уверенно. Сейчас возрождаем пост-продакшн и цех визуальных эффектов, которые создаются фактически с нуля.

Из 1700 картин, которые здесь были сняты за почти столетнюю жизнь, больше 100 входят в “золотую коллекцию”, каждую неделю тот или иной фильм показывают по ТВ
Три “долговых” фильма мы закончили. Один из них – “Дар” Сергея Карандашова по мотивам повести-сказки Александра Курляндского “Моя бабушка- ведьма” – уже путешествует по кинофестивалям.

Мы подписали соглашение о сотрудничестве с итальянской компанией Cinemeccanica, одной из старейших в мире по производству кинооборудования, сотрудничающей с разными европейскими киностудиями, в том числе и знаменитой итальянской студией Cinecitta, которая сейчас так же, как и петербургская киностудия, модернизируется и, к слову, тоже расположена в историческом центре города.

Актеры говорят, что теперь на “Ленфильме” роскошные гримерные комнаты…

Эдуард Пичугин: Одни гримерки мы отремонтировали и переоборудовали, другие построили заново. Скоро в Америке закупим гримвагены – гримерные трейлеры для работы групп “на натуре”, настоящие дома на колесах. В Петербурге такой техники еще не было. Сейчас идет реконструкция легендарного студийного кафе, сердца “Ленфильма”, где всегда собирались кинематографисты и проводили время в перерывах между съемками, озвучаниями, где снимался фильм “Голос” Ильи Авербаха, а недавно – “Следователь Тихонов” Сергея Снежкина.

В ближайшем будущем изменится и главный корпус студии. Знаменитое здание с колоннами не задействовано в производстве, там расположатся музей, кинозал, кафе, магазин с сувенирами нашей студии. Приведем в порядок и сквер, в гараже появится раритетный автотранспорт, который снимался в кино, и посетителям можно будет посидеть за рулем. “Ленфильм” станет доступным для туристов, они смогут познакомиться с историей ленинградского-петербургского кино. Мы надеемся, все это поможет вернуть городу и зрителям знаменитый бренд “Ленфильма” – одного из символов Санкт-Петербурга.

Напротив киностудии мы построили киноцентр “Великан Парк”, ориентируясь на семейные просмотры и фестивальные проекты. В Александровском парке, любимом месте прогулок и отдыха петербуржцев и гостей города, образовался уникальный культурный кластер: кинофестивальный центр “Великан” (там 6 залов), театр-фестиваль “Балтийский дом”, “Мюзик-Холл”, Планетарий, 10-й корпус “Ленфильма”.

Мы хотим выйти за пределы своих стен и участвовать в различных городских мероприятиях. Сегодня уже тесно сотрудничаем с театрами города, вместе разрабатываем несколько проектов. В сентябре планируем открыть в Александровском парке улицу Шекспира, по аналогии с Итальянской улицей Санкт-Петербурга, которую художники “Ленфильма” декорировали под блокадный Ленинград и улицу Хармса в дни празднования 70-летия снятия блокады.

“Ленфильм” – настоящая кинофабрика, на которой существовали творческие объединения, снимались фильмы разных жанров – мелодрамы, драмы и детективы, детские, документальные, телевизионные, был худсовет. А как сейчас обстоят дела с творчеством?

Эдуард Пичугин: Мы создали художественный совет, в него вошли киновед Армен Медведев, сценаристы – главный редактор нашей киностудии Светлана Кармалита, Александр Файн, продюсер Сергей Сельянов, режиссеры Алексей Герман-младший, Александр Игудин, Сергей Снежкин, Евгений Татарский. Создали дочернюю компанию – “Продюсерский центр “Ленфильм”, который занимается собственными кинопроектами студии. Теперь у нас есть экспертный совет. Организовано сотрудничество с лучшими мастерами кинопроизводства – специалистами технических и творческих профессий.

Мы формируем свой сценарный “портфель”. Так, совместно с петербургским писателем Леонидом Юзефовичем разработали исторический, приключенческий проект “Контрибуция”. Снимать фильм будет наш режиссер Сергей Снежкин, закончивший, к слову, сейчас на “Ленфильме” съемки телесериала “Следователь Тихонов” (по мотивам романа братьев Вайнеров “Визит к Минотавру”).

Так что все стало возможным – при поддержке Министерства культуры, питерской художественной среды и главное – самих ленфильмовцев. У нас сейчас все павильоны расписаны до конца года. Студия востребована, предоставляет свои услуги. Несколько проектов осуществляют у нас телеканалы – Первый, “Россия”. К слову, “Следователь Тихонов” продюсеры планировали снимать в Минске, а в результате с удовольствием отработали у нас в павильонах, превратили в съемочную площадку даже студийный двор и сквер и уже готовятся к следующему блоку.

“Ленфильм” станет доступным для туристов, они смогут познакомиться с историей ленинградского-петербургского кино

Больше месяца продолжались в одном из павильонов съемки масштабного сериала “Екатерина Великая” (режиссер Игорь Зайцев), для него специалисты цеха декоративных сооружений построили интерьеры императорского дворца и других объектов. Всего сейчас в работе 10 проектов. Запустили собственное производство.

Режиссер Александра Стреляная закончила съемки сказки “Самый рыжий лис” по своему сценарию, приступил к работе молодой режиссер Илья Северов, ученик Константина Лопушанского. Его дебют – мелодрама с элементами комедии “Трек” по сценарию Сергея Снежкина. Оба фильма поддержало Министерство культуры РФ.

В сложные времена люди уходили со студии – в поисках лучшей жизни. Откуда вы сейчас черпаете кадры?

Эдуард Пичугин: Приняли в коллектив талантливую молодежь и вернули многих, покинувших “Ленфильм”, опытных профессионалов. Занялись подготовкой кадров. Одна из проблем кинообразования – отсутствие практики. Я преподаю во ВГИКе, и у нас есть договоренность с ректором Владимиром Малышевым о том, что студенты по рекомендации мастера будут проходить на нашей студии практику, стажировку.

Совместно с Санкт-Петербургским университетом кино и телевидения открываем на киностудии базовую кафедру “Управление процессами кинопроизводства”, что позволит нам увеличить штат профессионалов, а студентам – получить работу после обучения. Преподавать будут университетские педагоги и ленфильмовские мастера.

Каким жанрам на студии будет отдано предпочтение?

Эдуард Пичугин: Разным. Планируем делать развлекательное, музыкальное кино, телевизионное, документальное и даже анимационное. Режиссер Виктор Бутурлин будет снимать полнометражный документальный фильм о войне “Одна на всех”. На рассмотрении в Фонде кино “Ленинградский вальс”, фильм о блокаде по сценарию Аркадия Высоцкого, полный метр, режиссер Владимир Котт.

Мы задумали большой международный проект (с участием Туниса) об эскадре черноморского флота, которая в 20-е годы 20 века ушла из порта Севастополя в тунисский город Бизерта. Несколько интересных сценариев разработал писатель, сценарист Александр Файн. Это человеческие истории, которых так сегодня не хватает в кинематографе. С крепкой драматургией, они могут претендовать на зрительский интерес так же, как истории из “золотой коллекции” “Ленфильма”.

Готовимся к юбилею Великой Победы. Планируем провести форум, в рамках которого пройдет фестиваль документальных фильмов о войне. “Ленфильм” создал более 60 картин о войне, среди них легендарные художественные ленты “Блокада”, “Женя, Женечка и Катюша”, “Зеленые цепочки”, фильмы Алексея Германа, Семена Арановича.

Получил финансовую поддержку Министерства культуры России киноальманах “Петербург. Категория чувств”. Его идея принадлежит Сергею Сельянову, главе кинокомпании СТВ. Художественный руководитель этого международного проекта – Федор Бондарчук, председатель совета директоров “Ленфильма”. Альманах объединит десять новелл о современной Северной столице. Среди режиссеров – Игорь Волошин, Авдотья Смирнова, Бакур Бакурадзе, Тимур Бекмамбетов, Ильмар Рааг, Рэйф Файнс.

Еще одна функция “Ленфильма” – дистрибуция. Мы занимались прокатом в кинотеатрах фильма Алексея Германа “Трудно быть Богом”. Будем заниматься прокатом собственных картин. В сентябре на экраны выйдет наш фильм “Дар” режиссера Сергея Карандашова.

Российская газета – http://www.rg.ru/2014/08/14/reg-szfo/lenfilm.html

Текст: Светлана Мазурова