Поделиться новостью —

Читайте также

18 Апреля 2024

«Блокадный Трезорка»: съемки завершены

17 Апреля 2024

55 лет назад на экраны вышел «Мертвый сезон»

16 Апреля 2024

«Ленфильм» и Flysound стали партнерами «INтонации»

К списку новостей

Юрию Векслеру – 75 лет

04 Февраля 2015

Сегодня 4 февраля исполнилось бы 75 лет со дня рождения одного из лучших операторов советского кино, заслуженного деятеля искусств РСФСР Юрия Векслера.

Он снял такие знаменитые «ленфильмовские» картины, как «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Пацаны», «Зимняя вишня», «Старший сын», «Царская охота» и многие другие.

Вот что вспоминает о Векслере режиссер «Шерлока Холмса» Игорь Масленников в своей книге «Бейкер-стрит на Петроградской»: «Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, многократный лауреат профессиональной премии имени Андрея Москвина, Юрий Векслер был неучем — десять классов и никакого специального образования.

Он был сыном ленфильмовского художника Аркадия Векслера. Мальчишкой ездил по экспедициям, хулиганил, дрался… Но однажды отцу надоели эти «художества» сына, и Юра был отправлен в цех комбинированных съемок учеником фотолаборанта.

Дмитрий Долинин, выпускник ВГИКа, привлек этого «комбинатора» в свою группу сначала ассистентом, а потом вторым оператором на картине Виталия Мельникова «Семь невест ефрейтора Збруева». Чуть позже в титрах оба уже значились как операторы. И дело тут не в приятельстве.

Векслер был оператор от бога: темперамент, помноженный на интуицию, врожденная культура глаза плюс свобода от догм. Юра был не просто оператором — он был оператором художественного кино. Что это значит? Это значит уважение к драматургии и актерам, обязательное участие в поисках грима и костюмов.

Актеров он снимал, влюбляясь в них. Не случайно он был мужем удивительной красавицы Светланы Крючковой.

Но втайне Юрий мечтал о режиссуре. На столе у него уже лежал сценарий Алексея Германа и Светланы Кармалиты «Долгие ночные стоянки», когда Юру госпитализировали с инфарктом…

К тому времени мы сняли с ним первые два фильма о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.

…Репетируем в павильоне. Юра молча наблюдает. Актеры примеряются к декорации. Затем Ливанов и Соломин усаживаются в кресла.

- Стоп, — говорит Юра. — Дальше крупные планы. Я готов снимать.
Оказывается, все это время он вполголоса давал указания второму оператору по поводу света, рельс, тележки, оптики…

И до и после этого мне часто приходилось заглядывать в визир кинокамеры, чтобы убедиться, правильную ли крупность установил оператор. Но при работе с Векслером такой необходимости не было.
Ладно скроенный, поджарый, голубоглазый, со смуглым лицом, украшенным светлыми офицерскими усами, Юрий Аркадьевич пользовался большим успехом у сотрудниц «Ленфильма».

- Еврей-белогвардеец! — смеялся Ливанов».

Юрий Аркадьевич Векслер был оператором замечательных фильмов киностудии «Ленфильм»:

«Здравствуй и прощай», «Ксения, любимая жена Федора», «Странные взрослые», «Старший сын», «Женитьба», «Отпуск в сентябре», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Пиковая дама», «Пацаны», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» («Сокровища Агры», «Двадцатый век начинается»), «Колье Шарлотты», «Чужая жена и муж под кроватью», «Зимняя вишня», «Первая встреча, последняя встреча», «Презумпция невиновности», «Царская невеста», «Лох – победитель воды».

Вместе с Д. Долининым снял фильмы «Семь невест ефрейтора Збруева» и «Ключ без права передачи» и с А. Лапшовым «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» («Король шантажа», «Смертельная схватка», «Охота на тигра»).