Поделиться новостью —

Читайте также

25 Апреля 2024

В ГЭС-2 открылась выставка, посвященная Динаре Асановой

23 Апреля 2024

Фильму «Ярославна, королева Франции» исполнилось 45 лет

22 Апреля 2024

Специальные показы на «Ленфильме»

К списку новостей

Кадр за кадром

15 Апреля 2015

14 апреля 1930 года вышел первый печатный номер многотиражной газеты «Кадр» киностудии «Ленфильм».

«Кадр» увидел свет, когда был еще стенгазетой – один за другим вышло ровно 27 номеров. К сожалению, те раритетные допечатные оригиналы не сохранились в архивах. «Кадр» издавался в виде малотиражной газеты без малого семь десятилетий до 1996-го года в одном и том же формате – на четырех полосах, дважды в месяц, количеством копий около тысячи экземпляров.

«Ленфильмовцы» любили свою газету, охотно приносили в редакцию заметки о работе цехов и отделов, вести из съемочных групп и экспедиций, делились своими предложениями и наблюдениями, «сигнализировали» о недостатках и упущениях. На страницах «Кадра» печатались фрагменты новых сценариев, эскизы картин, фотографии рабочих моментов и кадры из фильмов.

Сейчас, перечитывая эти живые свидетельства студийной истории, невольно чувствуешь время – далекое, довоенное, и совсем, казалось бы, недавнее, полное драматических перемен во всей жизни российского кинематографа и всего нашего общества в целом.

Наряду со штатными редакторами и журналистами, представителями администрации и рядовыми студийцами в газету писали выдающиеся деятели искусства, люди с мировыми именами – режиссеры Сергей Герасимов, Александр Зархи, Иосиф Хейфиц, Леонид Трауберг, Григорий Козинцев, Фридрих Эрмлер, Сергей Юткевич, операторы Андрей Москвин, Лев Сокольский и Моисей Магид, художники Евгений Еней, Игорь Вускович, Исаак Каплан, Белла Маневич и многие другие.

И это были статьи не только на производственные темы, но и размышления о развитии студии и киноискусства в целом.

«Кадр» прекратил свое существование на взлете. Многим планам и идеям, обсуждавшимся в газете, в том числе – стать общегородским изданием о кино, не суждено было сбыться. В этом смысле судьба «Кадра» вполне тривиальна – в те годы в стране закрывалось огромное количество «авторитетных», «любимых» газет и журналов, не говоря уже о скромных малотиражках.

Но трагедия «Кадра» состояла еще и в том, что во всей стране неожиданно исчезло само национальное кино. Настал тяжелый период «малокартинья», драматичный для всех, кто связан с кинопроцессом, и катастрофичный для больших студий, которым чтобы жить, нужно что-то снимать. В середине 1990-х производство «Ленфильма» опустилось до минимума. Например, за весь 1996 год удалось сделать лишь одну кинокартину – «Принципиальный и жалостливый взгляд» режиссера Александра Сухочева.

К счастью, «Ленфильм» не погиб. Активно развивающееся производство телевизионных сериалов «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», «Агент национальной безопасности» и других заполнили вакуум, дали работу сотням профессионалов, позволили попробовать свои силы молодым.

Сейчас киностудия готовит к выходу на экраны три собственных картины: сказка «Самый рыжий лис» Александры Стреляной, романтическая комедия «Развод по собственному желанию» режиссера-дебютанта Ильи Северова и исторический детектив «Контрибуция» Сергея Снежкина.

На производственной базе киностудии «Ленфильм» за последние несколько лет снимались проекты «Екатерина Великая», «Визит к минотавру», «Шаман», «Батальон», «Девяностые», «Семейный альбом». Каждый из проектов так или иначе нуждался в услугах киностудии: костюмы, реквизит, строительство декораций и многое другое. В 2014 году павильоны «Ленфильма» были загружены каждую неделю, а в коридорах киностудии часто можно было увидеть актеров в исторических платьях.
Безусловно, если бы «Кадр» чудесным образом сохранился, то писал бы об этих переменах, о новых именах и веяниях, не забывая о традициях и той неповторимой атмосфере корпоративного братства, которая все эти десятилетия сохранялась на «Ленфильме». Об этом в своей короткой картине «Свет в Павильоне» и книге «Листья аканта», сделанным к юбилеям «Ленфильма», рассказал Александр Поздняков.

Вчерашние дебютанты стали мастерами. Появились новые имена. Об этом и о многом другом наверняка писала бы газета «Кадр». Сегодня появились новые издания. Можно выбирать на любой вкус – чтиво и для простых зрителей, и для киногурманов, и для профессионалов. Но на фоне разнообразных изданий хочется вспомнить скромную «ленфильмовскую» малотиражку «Кадр», сделавшую так много для становления и укрепления славы отечественного кино.

Но, быть может, разговоры о возобновлении деятельности печатного «ленфильмовского» издания, правда, уже нового формата, не за горами? Не исключено. Жизнь в кино продолжается – кадр за кадром.