Поделиться новостью —

Читайте также

26 Апреля 2024

«Ленфильм» примет участие в «Ночи музеев»

25 Апреля 2024

В ГЭС-2 открылась выставка, посвященная Динаре Асановой

24 Апреля 2024

«Чайка»: специальный показ на «Ленфильме»

К списку новостей

На съемочной площадке фильма «28 панфиловцев»

02 Июля 2015

На киностудии «Ленфильм» завершаются съемки картины «28 панфиловцев».

Легендарные бойцы 316-й стрелковой дивизии генерала Ивана Панфилова в ноябре 1941 года остановили наступление гитлеровских войск под Москвой. Историю их подвига создатели картины решили рассказать без второстепенных сюжетных линий, без излишней романтизации, которая свойственна современным кинолентам о войне. Андрей Шальопа, автор сценария и продюсер фильма «28 панфиловцев», провел специально для нас небольшую экскурсию по Четвертому павильону киностудии «Ленфильм», где проходят последние съемочные дни.

- Большинство эпизодов картины уже готовы, натурные съемки закончены в апреле. Здесь мы проводим самые сложные – комбинированные съемки. Это огромный блок. Как известно, панфиловцы остановили целую армаду рвущихся к столице танков. И по сценарию у нас запланировано огромное количество сцен с тяжелой техникой, причем с самых разных планов. Дальние планы, общие, крупные… всевозможные детали, съемки в кабине танка, стреляющие орудия. Для того чтобы реализовать все замыслы, нам пришлось придумывать и применять всевозможные, еще не использовавшиеся ранее технологии, – рассказал продюсер фильма Андрей Шальопа.

Съемочная группа «28 панфиловцев» в четвертом павильоне Ленфильма

В Четвертом павильоне вовсю кипит работа. При входе табличка: «Посторонним вход воспрещен». Создатели картины стараются сохранить в секрете многие моменты фильма и сохранить интригу до премьеры.

Первое, что бросается в глаза в павильоне, как часто говорят, его полная загруженность. Он разделен на разные отсеки. И невольно думаешь, что попал в музей с множеством экспозиций: декорации для крупного плана, декорации для общего, стол для техников, уголок для художников, а посередине всего этого – главное: «секретное помещение». Но обо всем по порядку…

Значительную часть декораций занимает огромный макет поля боевых действий. Как говорят создатели картины, он сделан в масштабе 1 к 16 и является точной копией того поля, которое было использовано в натурных съемках. Воссоздать это поле – довольно сложная задача, так как нужно было все измерить, соблюсти пропорции и не забыть, где какой холмик, где воронка и окоп – все должно один к одному повторять натуру. К тому же нужно учитывать особенности кинотехнологий. Вокруг располагаются прожектора, камеры на рельсах.

Макет поля боевых действий

По полю ходят люди в защитных масках и через сито рассыпают «снег».

- Мы строго соблюдаем технику безопасности, – говорит помощник режиссера Анна Шевцова. – Впрочем, «снег» не вредный. Он у нас состоит из смеси соды, мела, талька и соли, которые мы мелем в миксере. Художники аккуратно рассыпают «снег», ведь на картинках он должен не только выглядеть, как настоящий, но и выдержать несколько съемочных дней.

В противоположной стороне от «поля боевых действий» располагается причудливая конструкция – кабина танка. Ее сделали специально для сцен внутри боевой машины. Для этого съемочная группа ездила в музей в Кубинке, где им помогали собрать всю информацию о танках.

- У нас есть несколько сцен внутри танка и для того, чтобы это сделать, построили полномасштабный макет. Художникам пришлось проделать огромную работу. Ребята из War Thunder помогли нам произвести точные замеры и предоставили возможность сделать фотографии в Кубинском музее бронетехники. Кабина немецкого танка Pz 4 получилась со 100-процентной реалистичностью, каждый болтик, каждая деталь выверены. И, представьте, все механизмы двигаются. Здесь можно играть и светом, и разными фактурами. Теоретически можно провести съемки в настоящем танке, но тогда у нас был бы ряд ограничений. Например, танк должен ехать, и для того, чтобы передать движение, была построена конструкция на пружинах. Люди внутри начинают двигаться в такт этому движению и тут – мы не врем. У актеров была полная свобода действий. В настоящем танке такого добиться тяжелее в силу ограниченности пространства. А главное, со своим макетом мы можем делать все что хотим. Любой эффект, – рассказывает Андрей Шальопа.

Творческий коллектив тщательно выбирал натуру для съемок. Изучали архивы, встречались с ветеранами. В итоге батальные сцены снимали в Ленинградской области – возле сел Подгорное, Агалатово, а также съемки велись в Лодейном Поле и в Ивановской области, в селе Першино.

Натурные съемки «28 панфиловцев»

Позади у создателей картины – огромная работа с натурными съемками и актерами в окопах. Уже запечатлены кинокамерой настоящие орудия, танки, взрывы и дымы. Как только завершатся съемки в павильоне, картина будет готова для монтажа, озвучания и дальнейшей доработки.

Самая ответственная и тяжелая часть выпала на долю людей в главном «секретном помещении». Его прозвали «пентагоном», потому что даже в закрытом павильоне его огородили черными ширмами. Там сидят настоящие чудотворцы по работе с компьютерами. Ведь именно они должны все идеально смонтировать и грамотно сопоставить, казалось бы, самые разные сцены.

Комбинированные съемки в четвертом павильоне Ленфильма

- Мы задумывали снимать наш фильм так, как это делали в былые советские времена. Хотелось, чтобы все было по-настоящему. Поэтому компьютерную графику мы заменяем комбинированными съемками, как это делали раньше, а компьютеры позволяют нам сделать это на новом качественном уровне, – отмечает сценарист и продюсер фильма «28 панфиловцев» Андрей Шальопа.

О панфиловцах в Советском Союзе знал каждый. Фраза политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» включена во все учебники истории. В годы перестройки и «гласности», когда разоблачительство стало своеобразным спортом, подвиг 28 бойцов назовут литературным вымыслом. Но сегодня версия событий, представленная «разоблачителями», съемочная группу не интересует. Сценарист Андрей Шальопа и режиссер Ким Дружинин снимают классическую героику.

- Задача – рассказать о человеке. Так что повествуем мы не конкретно о бое или битве и войне, хотя мы постарались максимально правдоподобно восстановить картину событий, а все-таки мы рассказываем о характерах людей, – говорит режиссер Ким Дружинин.

Натурные съемки «28 панфиловцев»

Фильм «28 панфиловцев» – первый масштабный краудфандинговый проект, то есть снимается, во многом, на народные деньги. Конечно, без финансовой помощи Министерства культуры и спонсоров не обошлось, но свыше 32 миллионов рублей – это добровольные взносы и пожертвования простых людей, посчитавших, что такой картине обязательно нужно появиться на экранах. Поэтому вся съемочная группа особенно остро чувствует ответственность за результат своей работы.

Премьера фильма запланирована на 16 ноября – день, когда 74 года назад бойцы-панфиловцы остановили наступление фашистских войск в районе разъезда Дубосеково, в считанных километрах от подмосковного Волоколамска.