Поделиться новостью —

Читайте также

23 Апреля 2024

Фильму «Ярославна, королева Франции» исполнилось 45 лет

22 Апреля 2024

Специальные показы на «Ленфильме»

22 Апреля 2024

Илья Желтяков получил приз за режиссуру на «Золотом вороне»

К списку новостей

Фильмы Победы

08 Мая 2015

Все дальше и дальше уходят от нас годы войны. Уже выросло несколько поколений, которые знают о ней только по воспоминаниям очевидцев, книгам и фильмам.

Фильмы Победы, снятые в годы войны, первые послевоенные годы и много позже, мы сегодня подчас воспринимаем, как хронику. Такова сила воздействия искусства.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Многие работники киностудии «Ленфильм» сразу же ушли на фронт. В книге «Памяти погибших товарищей», хранящейся в архиве киностудии, записано 359 имен «ленфильмовцев», отдавших свои жизни на фронтах и в осажденном Ленинграде.

Автограф на рейхстаге

Из архивов киностудии «Ленфильм», публикация газеты «Кадр», 5 апреля 1975 года, «Не забыть никогда»:

«Этот воскресный день был тихим и солнечным. Режиссер Ян Фрид в скверике вместе с актером Марком Бернесом, который начал сниматься в главной роли музыкального фильма «Жених с миллионами». Ждали аккомпаниатора, чтобы провести репетицию. В одном из павильонов уже были построены декорации… Но радио принесло грозную весть: война! Все, словно бы по команде пришли на студию. Заместитель секретаря Я.Б.Фрид открыл стихийно возникший митинг.

- Наш долг – стать в ряды защитников Родины, – говорили выступающие».

Список добровольцев ополчения оказался внушительным. В него вошли не только рядовые сотрудники студии, но и известные режиссеры, операторы, художники.

Самого Я.Б. Фрида направили учиться в Высший военно-политический институт РККА, который находился в городе Калинине. Учеба была недолгой: 14 октября 1941 года весь состав училища ночью по боевой тревоге принял боевое крещение в сражении с фашистским десантом.

А завершил войну режиссер в поверженном Берлине, в котором оказался как раз утром 9 мая.

Про этот день он вспоминал:

«Этот день не забыть никогда. На окнах уцелевших домов, на балконах развевались белые полотнища – символ капитуляции».

Любопытно, что среди других бойцов Красной Армии, оставил свой автограф и будущий автор таких известнейших картин, как «Двенадцатая ночь», «Собака на сене», «Летучая мышь» и других.

А кино снимали…

Уже 24 июня 1941 года, почти на следующий день после начала войны, на «Ленфильме» начались съемки первой советской короткометражки военного времени «Подруги, на фронт!» режиссера Виктора Эйсымонта. В ней участвовали герои фильма «Фронтовые подруги», вышедшего на экраны за месяц до начала войны и посвященного борьбе с бело-финнами.

7 июля 1941 года Комитет по делам кинематографии при СНК СССР принял постановление о выпуске периодических боевых киносборников «Победа за нами».

А 11 августа в кинотеатрах начал демонстрироваться «Боевой сборник №2», состоящий из 5 киноновелл, поставленных на «Ленфильме», – первый полнометражный фильм студии о войне.

8 августа основная часть творческих кадров киностудии «Ленфильм» и техника – ценные кинокамеры, звукозаписывающее оборудование и другое – решением правительства эвакуировали в город Алма-Ату.

7 сентября 1941 года Совет Народных Комиссаров СССР разрешил организовать в тогдашней столице Казахстана киностудию художественных фильмов.

15 ноября 1941 года Комитет по делам кинематографии при СНК СССР вынес решение о создании в городе Алма-Ате временной киностудии ЦОКС – центральной объединенной киностудии худфильмов. Она была создана из находящихся в городе Алма-Ате киностудий «Мосфильм», «Ленфильм» и Алмаатинской на технической базе киностудии «Ленфильм» в помещениях Дворца культуры и кинотеатра «Ала-Тау».

Впрочем, в неразберихе первых дней войны кто-то оказался и активно начал работать на киностудиях Ташкента и Баку.

Ушли на фронт

В годы Великой Отечественной войны многие «ленфильмовцы» с оружием в руках защищали Ленинград. Сражался у стен нашего города и известнейший до войны режиссер, автор фильма «Поэт и Царь» и многих других – Евгений Червяков.

В июле 1941 года он закончил одну из первых советских короткометражек военного времени «У старой няни». В августе она вышла на экраны.

23 августа на стол директора киностудии легло заявление Е. Червякова. В нем размашистым твердым подчерком были написаны всего две с половиной строчки: «Хочу остаться в городе Ленина, чтобы защищать его любыми средствами». Так Е. Червяков простым солдатом ушел на фронт. Позже, он закончил курсы младших командиров и стал старшим лейтенантом Красной Армии. В тяжелом бою 16 февраля 1942 года Е. Червяков был смертельно ранен. На следующий день он умер в госпитале. Ему было 42 года.

Евгений Червяков захоронен среди других солдат в деревне Новая Малукса возле Мги. В этом мемориале покоится прах еще более 21 тысячи воинов, защищавших Ленинград.

Хроника Блокады

В Ленинграде все годы войны работала группа «ленфильмовцев», выпускавшая художественные, короткометражные и учебные фильмы. Она принимала участие и в хроникальных съемках.

Из воспоминаний кинооператора Евгения Шапиро:

«В вечернюю смену 21 июня 1941 года я кончил снимать последний на картине «Антон Иванович сердится». Актер Нелидов, игравший у нас профессора, пригласил меня и моего ассистента В. Фастовича в ресторан отпраздновать окончание съемок. Мы немного посидели и ушли. Была самая длинная белая ночь. Каждый из нас рассказывал о своих дальнейших планах. Так, проговорив еще какое-то время, мы расстались, и я уехал на дачу.

Разбудил меня мальчик, который кричал с улицы: «Дяденька, война!».

Так же как Червяков, Фрид и многие другие ленфильмовцы, Евгений Шапиро ушел на фронт добровольцем.

«Меня направили во вторую дивизию Народного ополчения, потом она была переформирована в 57-ю дивизию действующей армии. Там я и служил в пехотном полку командиром взвода, потом командиром роты» – вспоминал Шапиро.

В начале 1942 года Шапиро ранили, и он попал в госпиталь. Однажды бойцов посетил член Военного совета, начальник политотдела армии генерал Овчаренко, который страстно любил кинематограф. Ему рассказали, что в госпитале его армии оператор, старший лейтенант, снимавший фильм «Антон Иванович сердится».

Генерал пришел в палату, подошел к койке «ленфильмовца» и… отругал его по первое число. «Нам, – сказал он, – надо учиться у немцев. У них в каждой дивизии свой кинооператор, а у нас операторы служат командирами рот. На кой черт нам такие командиры?».

Когда Шапиро выписался, его вызвали к генералу Овчаренко. Тот был в землянке, там же стояла кинопередвижка, крутили фильм «Антон Иванович сердится». Удивительно, но Шапиро видел этот свой фильм в первый раз, поскольку из-за начала войны пропустил премьеру.

Генерал Овчаренко направил Шапиро в Ленинград на дальнейшее прохождение воинской службы во фронтовой съемочной группе. Это было в марте 1943 года.

Шапиро прикрепили к 23-й армии, действовавшей на Финском фонте, на Карельском перешейке. Задания он получал от штаба фронта, и, когда было нужно, направлялся и в другие армии.

Из самых важных событий, которые пришлось снимать Евгению Вениаминовичу – прорыв блокады Ленинграда и взятие Шлиссельбурга.

А какие авторы тогда снимали хронику в осажденном Ленинграде: Михаил Дудин, Вадим Шефнер.

«…Мне на всю жизнь запомнились первые пленные немцы. Наше командование для поднятия бодрости ленинградцев дало приказ провести их по Невскому проспекту. И мне довелось их снимать. Это было в 43-м году, вскоре после прорыва блокады,» – вспоминал Шапиро.

Каждую неделю на экраны города выходил киножурнал, который выпускала специальная редакция на основе снятых материалов. В конце 1943 года братья Васильевы привезли в Ленинград свой новый фильм «Фронт». Они показали картину, смотрели материал, работу и высказали горячие слова благодарности за то, что военные кинооператоры делали в осажденном городе. Эта встреча с товарищами осталась у Шапиро в памяти надолго.

Девятьсот дней была блокада, девятьсот дней действовала, снимала, сражалась с фашизмом Ленинградская объединенная киностудия, ни на один день не прекращала своей работы.

Концерт у линии фронта

Из воспоминаний Б. Будяковского, майора в отставке, бывшего инструктора политотдела:

«Меня, как и многих культурных работников, зачислили в бойцы агитвзвода, в Ленинграде. За стенами Дома культуры имени 1-й Пятилетки, где была основная база агиттеатра, грохотали зенитки, громыхали танки. А внутри шла напряженная работа: готовилась первая программа, призванная поднимать боевой дух защитников Ленинграда. Репертуар театра ежедневно менялся и пополнялся за счет новых газетных материалов, фельетонов, стихов и песен. Среди бойцов агитвзвода были и свои авторы: драматург Горбенко, поэт Ю. Широкий, поэтесса Е. Рывина. В музыкальном оформлении программы вплоть до отъезда из Ленинграда большую помощь оказывал Д. Шостакович. И душой всего этого уникального подразделения был Николай Черкасов».

Первое выступление агиттеатра состоялось 23 июля 1941 года в Летнем саду на импровизированной эстраде у памятника Крылову. Боевым крещением стало выступление 25 июля 1941 года в авиационной части, стоявшей на страже ленинградского неба. Во время концерта, проходившего с большим подъемом, была объявлена тревога. Моментально часть зрителей взмыла в небо на своих самолетах. Завязался воздушный бой. Теперь актеры оказались в роли зрителей. А когда два фашистских самолета камнем пошли вниз, они громкими криками стали выражать свое восхищение героизмом советских летчиков. После боя концерт был продолжен.

Агитвзвод было решено превратить в драматический театр, в труппу которого вошло 50 человек.

Бойцы-актеры и руководство агитвзвода все чаще задумывалось о создании большого спектакля. Летом 1942 года на страницах «Правды» стали печатать пьесу К. Симонова «Русские люди». 8 августа состоялась премьера спектакля.

В конце ноября 1942 года агитвзвод осуществил постановку пьесы А. Корнейчука «Фронт». В феврале 1943 года состоялась премьера новой работы – «Полководец Суворов» А. Бехтерева и А. Разумовского.

В этих спектаклях участвовали и те, чьи имена мы постоянно встречаем в картинах «Ленфильма», – артисты Ф. Никитин, Е. Копелян, А. Костричкин и другие.

Агитвзвод дал в частях подразделениях Ленинградского фронта свыше 1000 концертных выступлений и 150 спектаклей.

Возвращение в Ленинград

25 января 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР признал необходимым начать восстановление киностудии «Ленфильм».

3 марта 1944 года Комитет издал приказ о восстановлении деятельности киностудии в Ленинграде. В короткий срок строительные организации города при активной помощи работников «Ленфильма» восстановили разрушенные помещения, смонтировали оборудование.

26 июня 1944 года в павильонах восстановленного «Ленфильма» начались съемки картины «Морской батальон» (режиссеры А. Минкин и А. Файнциммер), вышедшей на экраны в том же году.

Среди картин, созданных «ленфильмовцами» в годы войны, – «Боевые киносборники», «Оборона Царицына» (1942 год, режиссеры братья Васильевы), «Подводная лодка Т-9» (1943 год, режиссер А. Иванов), «Фронт» (1943 год, режиссеры братья Васильевы).

Фильм «Подводная лодка Т-9», поставленная А. Ивановым на Бакинской киностудии, рассказывает о подвиге экипажа подводной лодки, сумевшего пробраться во вражеский порт и там потопить транспорты противника, а затем, высадив на берег нескольких моряков из команды лодки, взорвать полотно железной дороги и пустить под откос вражеский эшелон с оружием. Главную роль капитана исполнил О. Жаков. Успех фильма в значительной степени объясняется тем, что артист пытался показать образ советского командира, что режиссер и актер думали о характере своего героя, о том, чтобы сделать его индивидуальным, человечным. Хотя основное место в фильме уделяется героическим поступкам моряков.

Батальные эпизоды занимали главное место и в картинах А. Зархи и И.Хейфица – «Малахов курган», посвященной обороне Севастополя, А. Минкина и А. Файнциммера – «Морской батальон», рассказывающей о борьбе моряков Балтики против фашистских войск в дни героической обороны Ленинграда.

Картина братьев Васильевых «Фронт» появилась в то время, когда положение на фронтах решительно изменилось по сравнению с началом войны. Однако именно первый период и был изображен в фильме. В этой картине режиссеры впервые попытались основываться не на боевых действиях, а на образах советских воинов. Наряду с показом того, как побеждала Советская армия, появилась необходимость показать – кто побеждал. Солдат и командир, боец и военачальник должны были занять свои места в киноискусстве. Причем, «Фронт» был первым фильмом, где кинематографисты показали целый ряд весьма серьезных недостатков в Советской армии, в начале войны. В этом фильме батальонные сцены ушли на второй план.

Фильм «Она защищает Родину» (1943 год, режиссер Ф. Эрмлер) страстно и гневно рассказывает о борьбе советских партизан с фашистскими захватчиками. Фильм с большим успехом демонстрировался в годы второй мировой войны во многих странах.

Фильм «Великий перелом» (1945 год, режиссер Ф. Эрмлер) впервые показал жизнь штабов Советской Армии и рассказал о крупных советских военачальниках. Он был удостоен премии на 1-м Международном кинофестивале в Канне (Франция, 1946 год).

Продолжая развивать и укреплять дружеские и культурные связи с Монгольской Народной Республикой, кинематографисты «Ленфильма» в годы войны закончили постановку фильма «Его зовут Сухэ-Батор» (1942 год, режиссеры А. Зархи и И. Хейфиц), высоко оцененного зрителями и правительствами обеих стран.

Активное участие в годы войны операторы и режиссеры «Ленфильма» принимают в съемках военной кинохроники и в создании ряда документальных картин, крупнейшей из которых является «Разгром Японии» (Центральная студия кинохроники, 1945 год, режиссеры А. Зархи и И. Хейфиц).

В память о 359 ленфильмовцах, погибших во время Великой Отечественной Войны, 7 мая 1970-го года во дворе киностудии был открыт памятник, который стоит здесь и по сей день, и до сих пор напоминает молодым кинематографистам о подвигах сотрудников «Ленфильма» в годы войны.