Поделиться новостью —

Читайте также

27 Июня 2025

27 июня 1961г. состоялась премьера кинокомедии «Полосатый рейс» режиссера Владимира Фетина.

26 Июня 2025

Киностудия «Ленфильм» подписала меморандум

25 Июня 2025

25 июня 1915 г. родился артист театра и кино заслуженный артист РСФСР - Николай Крюков

К списку новостей

На последние сбережения, или Лучшие друзья бриллиантов: «Кинотавр»-2016

08 Июня 2016

Девять дебютов в программе 27-го «Кинотавра» – элегантное и воодушевляющее решение на фоне всеобщего кризиса идей и материй.

На открытии главного отечественного кинофестиваля показали сразу два ярких зрелища. Одно, как и обещано, — киноальманах «Петербург. Только по любви», семь недлинных городских романсов в исполнении Авдотьи Смирновой, Ренаты Литвиновой, Натальи Кудряшовой, Анны Пармас, Аксиньи Гог, Оксаны Бычковой, Натальи Назаровой.

Другое — импровизированный моноспектакль артистки и режиссера Ренаты Литвиновой: свою роль ведущей церемонии Литвинова обратила в остроумный скетч, во всех смыслах блестящий. Его лейтмотивом стали бриллианты — разве не их год за годом ищет жюри на сочинском клондайке конкурсов короткого и полного метра, —– а также некие романтические «последние сбережения», на которые снимают свои дебюты молодые авторы.

Поэтическая вольность касаемо последних сбережений особенно резонирует с текущим шатким положением дел в отечественном кино на фоне иссякающих объемов и очень специальных условий господдержки. Настолько шатким, что, возможно, впервые за всю историю нулевых конкурс «Кинотавра» отстранился от действительности, оставляющей минимальные возможности для полноценного отбора, не пожелал быть зеркалом тупика и стагнации. Вопреки повсеместной деструкции, программный директор Ситора Алиева последовала созидательному принципу и собрала в конкурсе жизнеспособный и устойчивый к потрясениям молодой контингент.

Девять дебютов из 14 конкурсных картин, среди них «Рыба-мечта» Антона Бильжо, «Человек из будущего» Романа Артемьева, «Разбуди меня» Гийома Проценко, а также режиссерский дебют артиста Юрия (Гоши) Куценко «Врач», вторые работы режиссеров, успевших стать звездами – «Зоология» Ивана Твердовского, две документальные работы – «Чужая работа» Дениса Шабаева и «Год литературы» Ольги Столповской, притом четыре фильма сняты на частные средства без участия государства, — все это позволяет философски отнестись к кризисам, которые в большей или меньшей степени всегда в наличии.

Что до киноальманаха, то это — счастливая находка для фестивального открытия, тем более, что «Петербург. Только по любви» примерно отразил пропорции нынешней конкурсной программы: преобладающая девичья компания режиссеров и продюсеров, преимущественно дебюты и вторые работы, беспримерно молодые мэтры – в альманахе это Рената Литвинова и Авдотья Смирнова, а в основном конкурсе – Кирилл Серебренников. Уже в сентябре он выйдет, по выражению продюсеров, в большой ограниченный прокат – это порядка 150 копий.

Смотреть альманахи всегда, как минимум, увлекательно. Интересно угадывать авторов по почерку, по чувству юмора или по его отстутствию. «Петербург. Только по любви» — альманах всецело комический, словно собравшиеся дамы в пику сумрачно-серьезным классикам Санкт-Петербурга избрали своим альтернативным гением места иронический дух Тэффи: «Каждый день чрез мост Аничков, поперек реки Фонтанки, шагом медленным проходит дева, служащая в банке». Наталья Кудряшова в новелле «Аничков мост» заставляет персонажей как следует побегать вдоль и поперек моста, чтобы в новом ракурсе увидеть людей и лошадей, Петра Клодта творенье, а рутина банковской девы прошлого столетия превращается в рутину современного автобусного гида — ее с тоской во взорах играет Полина Кутепова.

Девы альманаха умеют посмеяться и предаются этому занятию со вкусом. Превосходный тому пример – союз режиссера Авдотьи Смирновой и артистки Анны Михалковой в новелле «Выгул собак», усиленный музыкальным выходом с оттяжечкой Михаила Боярского в роли шамана-надомника. С шутки начинается роман персонажей лирического «Утра» Оксаны Бычковой, сыгранных Надеждой Лумповой и Александром Палем с той мерой мягкости и органики, которые в целом присущи фильмам этого режиссера. И Авдотья Смирнова в «Прогулке», и Оксана Бычкова в «Питере FM» уже показывали город глазами «человека со стороны», не принадлежащего городу и неподвластного его мифам, то есть избегая стереотипов, которые исчерпывает мем «это Питер, детка». Он как раз и звучит в новелле «Селфи» дебютантки Аксиньи Гог, которая смешно и резко выворачивает стереотипы в эксцентрические гэги. Приехать в Петербург для того, чтобы напиться, переспать с первым встречным и умереть молодой в красивом платье – таковы исходные условия анекдота, который рассказан в лучших традициях черного юмора. Аксинья Гог — одно из открытий «Кинотавра», в прошлом году здесь показывали ее короткометражный фильм.

Дуэт Светланы Камыниной и Надежды Маркиной создает минное поле, в котором мать и дочь рискуют подорваться каждую секунду на почве политических воззрений, во всем несходных, но полегоньку бредут сквозь музейные пейзажи к тихому миру, в ожидании лета, когда в Петербурге родится еще одна девочка. И вы бы видели, что у них на ногах.

Хотя в Петербурге много чего происходило и происходит, исторический контекст почти не вторгается в сугубо частные сюжеты фильма. «Кинотавр» и прежде открывался альманахами, посвященными городам и любовям: «Москва, я люблю тебя» и «Короткое замыкание», но именно этот производит ощущение живого, цельного организма, легко и без натуги рожденного в прохладу осенне-зимнего города. В самом деле, приятно, что продюсеры решили не соединять новеллы между собой тем или иным навязчивым искусственым способом. Разве что очень пристальный взгляд приметит в массовке одну сквозную даму в шляпке, то остановившуюся на мосту послушать «предсмертные стихи», то внимающую хору мальчиков, то не желающую внимать в автобусе склочным инвективам о пенсиях.

В стоящую особняком новеллу «Сны Иосифа» Ренаты Литвиновой приходят поэты и их двойники, Довлатов и Бродский, клееные носы, декорация самолета в разрезе, кинопробы. Место и его атмосфера здесь важнее сюжета и исполнителей — это киностудия «Ленфильм», с которой в каком-то смысле тоже начинается Петербург, завершается альманах, открывается «Кинотавр» — к вящей славе кино.

Что касается «бриллиантов», ими займется жюри – председатель режиссер Николай Лебедев, его колллеги по судейству — режиссер и продюсер Джаник Файзиев, актриса-талисман нового российского кино Мария Шалаева, Сергей Шакуров, оператор Сергей Мачильский, критик Нина Зархи, сценарист и теперь режиссер Анна Пармас.

ИСТОЧНИК