27 января 2019 года исполняется 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. К этой дате на экраны страны выйдет художественный Алексея Козлова, основанный на реальных событиях. «Спасти Ленинград», снятый при поддержке Правительства Санкт-Петербурга, станет основным культурным событием в программе празднования в России юбилея со дня снятия блокады.
В фильме рассказывается о трагедии, произошедшей на барже 752 в ночь с 16 на 17 сентября 1941 года в Ладожском озере. Судно, перевозившее около 1500 пассажиров из блокадного Ленинграда, попало в шторм, но на сигнал SOS первыми прилетают самолеты противника. Баржа идет ко дну, и более тысячи двухсот пассажиров погибают в пучинах Ладоги.
Работа над фильмом длилась три года. Основные съемки прошли под Старой Руссой, где на берегу озера Ильмень была построена декорация, состоящая из порта, причала и баржи. Всего во время съемок фильма было воссоздано более 30-ти локаций сентября 1941 года.
Конструкция гимбл, на которой разместилась декорация палубы для съемок шторма, весила 15 тонн и управлялась за счет гидравлических цилиндров. На ней и был отработан основной штормовой блок фильма. Площадь фрагмента палубы составила почти 300 кв. м. Она была настолько прочной и большой, что по ней спокойно проезжал автомобиль. Кроме того, за день съемок на декорацию обрушивалось до ста тонн воды. Экшн занимает в картине более сорока минут экранного времени. 14 минут сухопутного боя были сняты по принципу реального погружения в ситуацию боевых действий.
В картине заняты Андрей Миронов-Удалов, Мария Мельникова, Анастасия Мельникова, Гела Месхи, Виталий Кищенко, Валерий Дегтярь, Сергей Жарков, Иван Лырчиков, Владимир Селезнев, Михаил Морозов, Инга Оболдина. В массовых сценах в среднем принимало участие около 300 человек в день, а в общей сложности в фильме снялись 3 тысячи 680 человек. Исполнители главных ролей Андрей Миронов-Удалов и Мария Мельникова прошли с режиссером долгий репетиционный период. А это редкость для современного кинематографа «Мы понимали, что на площадке, где все будет летать и грохотать, нам может не хватить времени на психологию и разработку характеров», – сказал режиссер.
Кроме того, в картину вошел эпизод шествия колонны «Баржа 752», принимавшей участие в акции «Бессмертный полк». Это стало возможно, благодаря писателю и книгоиздателю Неонилле Самухиной, внучке выпускницы Военно-Морской Медицинской академии, погибшей на барже №752. Работая в архивах, Самухина смогла воссоздать портреты многих пассажиров.
О барже
Баржа 752 не была предназначена для перевозки людей, риск затопления был высок, но выбора не было – пассажирский флот был отрезан от Ладоги, а за два месяца до окончания навигации предстояло вывести эвакуировать из блокадного Ленинграда как можно больше людей. В день трагедии на баржу погрузили более 1500 пассажиров.
Капитан буксира «Орел» Иван Дмитриевич Ерофеев категорически отказывался выходить в Ладогу: «Считаю невозможной буксировку баржи с таким количеством людей в условиях приближающегося шторма», – заявлял он. Но его голос не был услышан.
В ночь на 17 сентября баржа отчалила от пристани Осиновец и, ведомая буксиром «Орел», двинулась в направлении порта Новая Ладога. Шли без огней и без сопровождения.
Около 3.00 на Ладоге поднялся шторм, обшивка не выдержала и баржа дала течь. Попытки откачать воду из трюма результатов не давали, а шторм усилился до 9-балльной отметки.
Баржа подала сигнал «SOS», после чего налетели немецкие «мессершмитты» и открыли огонь.
Баржа раскололась на несколько частей; трос, соединяющий баржу с буксиром лопнул, но команда буксира «Орел», рискуя своими жизнями, продолжала спасать тонущих в воде людей – за пять часов сложнейшей спасательной операции буксир подобрал на борт 216 человек.
19 сентября 1941 года вышел приказ ВМФ, запрещающий перевозки людей на баржах через Ладогу. Документы о катастрофе баржи были засекречены до 2004 года.