Поделиться новостью —

Читайте также

29 Марта 2024

«Голос мой услышь»

28 Марта 2024

Три сквера Петербурга назовут именами режиссеров «Ленфильма»

27 Марта 2024

Вспоминая Виктора Титова

К списку новостей

Вместо бродяги стал королем: как снимали советскую экранизацию «Короля Лира»

22 Марта 2019

Пятьдесят лет назад советский режиссер Григорий Козинцев начал съемки фильма «Король Лир» по одноименной трагедии Уильяма Шекспира. «Петербургский дневник» – о том, как шли съемки одной из лучших экранизаций трагедии Шекспира.

Напомним фабулу. Король Лир на склоне лет решает удалиться от дел и разделить свое королевство между тремя дочерьми. Чтобы определить, кому отдать большую долю, Лир просит дочерей сказать, насколько сильно они его любят. Старшие, Гонерилья и Регана, лживо льстят королю, а младшая, Корделия, лишь заявляет, что ее любовь выше всяких слов. Разгневанный отец отрекается от младшей дочери и делит королевство между Гонерильей и Реганой. Но в итоге они выгоняют Лира. Оказавшись нищим и гонимым, экс-король испытывает на себе всю тяжесть той несправедливости, которую творил некогда сам…

Полвека назад фильм об этой удивительной истории начал снимать Григорий Козинцев – один из лучших режиссеров «Ленфильма». Ранее, в 1964 году, он снял фильм «Гамлет» – кинокартину, которая произвела фурор во всем мире. От Козинцева ждали нового шедевра. И он оправдал ожидания.

Хотел купить апельсины…

Выбор короля был долгим и мучительным. Козинцев отсмотрел многих актеров. Юри Ярвета первоначально планировали задействовать в крошечной роли бродяги. Но увидев его пробы, Козинцев потребовал немедленно вызвать актера, жившего в Таллине, на «Ленфильм». Директор съемочной группы сетовал: «Только деньги зря потратим на билет». И сам Ярвет не очень-то верил в свою удачу: «Я тогда думал: Ленинград – красивый город. Кроме того, хотелось купить апельсины для детей. Отчего не приехать?»

Но все срослось. В итоге Ярвет сыграл одну из лучших ролей в нашем кино.

«Духовный мир этого артиста показался мне привлекательным, – объяснял свое решение Козинцев. – Ярвет одинаково силен и в юморе, я бы сказал, сложном юморе, граничащем порой с гротеском»

Козинцев всегда был парадоксален в выборе исполнителей. Но время показывало, что он всегда оказывался прав. Роль Реганы в фильме исполнила Галина Волчек.

«Ну какая она Регана! – внушали Козинцеву со всех сторон. – Нашли красавицу…».

Мол, фактура у артистки грубая, даже грим не спасет… Но Волчек в картине великолепна. Она сыграла даже «постельную сцену» – на каменном полу. Критики с восторгом описывали: «Ее мокрое лицо изображало страсть, за которой стояли не предусмотренные шекспировским текстом – неловкость, стыд, неудобство, холод каменного пола, который пробирал до костей, и вместе с тем желание добиться небанальности в кадре».

Только одного актера Козинцев утвердил сразу и без проб – Олега Даля на роль шута. Между ними возникло какое-то удивительное доверие и взаимопонимание. Сдержанный в обычной жизни, Козинцев моментально вскипал, когда видел на съемочной площадке расхлябанность или равнодушие. Единственным, кому прощались все срывы, был Олег Даль. Даже когда актер сорвал одну из последних, труднейших, съемок, Козинцев взял вину на себя. Вдова режиссера Валентина Георгиевна вспоминала, что Козинцев тогда объяснил: «Мне его жаль. Он – не жилец». Как и все великие, Козинцев оказался пророком…

В поисках натуры съемочная группа исколесила весь Советский Союз. В итоге выбрали крепость в Ивангороде, которая и стала основной площадкой. В периметре крепости выстроили средневековый город Глостер с замком, улочками, ратушей, конюшней. Разве что облака для сцены бури были сняты в Паланге, а звери – под Новосибирском… В фильме преобладают натурные съемки. Павильон использовался только для нескольких сцен.

Лучший из многих

Советский фильм «Король Лир» считается одной из лучших экранизаций этой трагедии Шекспира.

Газета «Нью-Йорк таймс» писала: «Козинцев… нечто большее, нежели режиссер, одаренный воображением. За его исследованием виден долгий путь мышления, отданного Шекспиру. Эту старинную трагедию ставили множество раз, однако эта – одна из самых живых».

В музее «Ленфильма» выставлены призы и награды студии. Одна из самых эффектных – «Золотая статуэтка крылатого тура», Гран-при крупного международного кинофестиваля в Тегеране, в тогда еще светском Иране. Там же Юри Ярвет получил приз за лучшую роль.

Источник