Поделиться новостью —

Читайте также

27 Июня 2025

27 июня 1961г. состоялась премьера кинокомедии «Полосатый рейс» режиссера Владимира Фетина.

26 Июня 2025

Киностудия «Ленфильм» подписала меморандум

25 Июня 2025

25 июня 1915 г. родился артист театра и кино заслуженный артист РСФСР - Николай Крюков

К списку новостей

Кто выбрал «Депутата Балтики»

05 Мая 2020

В 1937 году на экраны вышел фильм «Депутат Балтики». Как примет зритель новую работу «Ленфильма» после триумфа в кинотеатрах «Чапаева» и «Петра I»? На студии волновались – заинтересует ли людей история 75-летнего ученого. Но и эту картину ждал успех.

Конец 1917 года. В Петрограде — голод и разруха. Многие горожане полны ненависти к большевикам. Профессор Полежаев, ученый с мировым именем, публикует статью в поддержку Октябрьской революции. Друзья и коллеги отворачиваются от него. Старый профессор остается в одиночестве, но продолжает работать.

Прообразом профессора Полежаева стал великий русский учёный естествоиспытатель-дарвинист К. А. Тимирязев (1843—1920). Тимирязев был одним из немногих учёных с мировым именем, кто открыто поддержал Советскую власть.

Инициатива создания фильма принадлежала руководителю студии Адриану Пиотровскому. Сценарий поручили молодому писателю Леониду Рахманову. К съемкам Пиотровский привлек режиссеров Первой комсомольской бригады Александра Зархи и Иосифа Хейфица, только что завершивших комедию «Горячие денёчки».

Рабочее название фильма было «Беспокойная старость», а окончательное придумал сам Пиотровский, ссылаясь на то, что в депутаты Полежаева выдвинули именно революционные матросы.

Первым и главным вопросом встал, кто будет играть профессора Полежаева? Режиссеры отсмотрели множество актеров, прежде всего возрастных. Но все прекрасно играли старость, а как раз этого не требовалось. Зархи и Хейфиц стремились, чтобы в профессоре чувствовались энергия и задор, а зритель ясно видел – герой молод душой. Тогда режиссерам пришла в голову дерзкая идея – пригласить на главную роль Николая Черкасова. На пробах 32-летний актер прекрасно вписывался в режиссерские замыслы. Но сам Николай Черкасов переживал, что груз комедийных ролей, что он играл ранее, повредит его новому образу.

Однажды, воспользовавшись перерывом в съемках, Черкасов решил заглянуть к своему другу дирижеру Евгению Мравинскому. Позвонил в дверь, мать Мравинского отчужденно посмотрела на незнакомого старика: «Евгения Александровича нет дома». И поспешила закрыть дверь. Добрейшая Елизавета Николаевна, знавшая Колю Черкасова чуть ли не с детства, его не узнала! Это была победа! Значит, не зря артист вместе с гримером Антоном Анджаном подбирали грим. Кто-то подсчитал – на это в общей сложности ушло 200 часов…

«Портретное сходство важно – но второстепенно. Главное – характер и его формула. Но не только противоборство молодой души и увядающего тела развертывается перед нами в образе Полежаева. Есть еще важный и напряженный как пружина конфликт, импульс, приводящий в движение мятежную мысль старого ученого. Боязнь одиночества, этого спутника старости. Жизнь Полежаева в эти короткие осенние дни рождения нового мира сливается, по выражению Ромена Роллана, с «движением масс». Жизнь среди масс как бегство от одиночества и победа над ним – в этом глубинный смысл развертывающейся драмы», – вспоминал режиссер Иосиф Хейфиц.

Для режиссеров были важны не только сцены «движения революционных масс», но и частные. Такие, например, как несостоявшийся день рождения главного героя: накрытые столы и никого из гостей. Позицию Полежаева осуждала не только профессура. Обструкцию профессору устроили и студенты. Кто-то похитил рукопись его книги и рассыпал набор… Тяжелым грузом наваливается на профессора одиночество. И вдруг телефонный звонок. Кто это? Оказалось, Ленин хочет поздравить.

Первое поздравление за весь день. Вдохновленный Полежаев танцует у зеркала, зажигает свет во всей квартире и – вновь молодеет на глазах зрителя.

Партнером Черкасова стал Олег Жаков – исполнитель роли ученика Полежаева – Воробьева. По замыслу режиссеров в нем формула «старость – молодость» работала наоборот. Вроде молодой человек, но ведет себя во всем как старик: сутуловат, плохо видит, шаркающая походка, консервативен во всем.

Иосиф Хейфиц подчеркивал, что один из важнейших моментов в фильме – диалог, в котором Полежаев емко, одной фразой ставит своего ученика на место. На фразу Воробьева «Дарвин этого не говорил!», – ответ: «Вам не говорил, а мне говорил!». Это как короткая вспышка, ярко осветившая пропасть между великим ученым, неважно сколько ему лет, и молодой посредственностью.

На роль студента-большевика Бочарова после недолгих поисков был утверждён прославленный мхатовец Борис Ливанов. Роль матроса Куприянова досталась Александру Мельникову. Обаяние, тонкий юмор, свойственные этому артисту, должны были вызвать симпатии к суровому балтийскому моряку.

Продуманность деталей, чёткая организованность, точное ощущение замысла позволили снять фильм в небывало короткие сроки – за пять месяцев, с августа по декабрь 1936 года. Точная копия зала заседаний Таврического дворца, с трибуны которого выступает Полежаев как депутат Балтфлота, построили в белом ателье «Ленфильма», в бывшем главном зале фешенебельного варьете «Аквариум».

Больше полутора месяцев прожил Черкасов в трехкомнатной квартире профессора Полежаева в съемочном павильоне «Ленфильма» на Кировском проспекте (ныне Каменноостровском). Когда съёмки закончились и плотники начали разбирать «полежаевскую» декорацию и строить на её месте новую, уже для другого фильма, у Черкасова появилось щемящее чувство расставания с родным домом.

Когда фильм был готов, его отправили в Кремль, лично к Сталину. Сохранились воспоминания Хейфица: «В определенный день недели черный ЗИМ нагружают доверху картинами, нашими и зарубежными. Везут в Кремль. Сталину преподносят папку в сафьяновом переплете, а в ней «меню». Сталин просматривает, тычет пальцем в какое-нибудь название, и начинается сеанс». В этот период все съемочные группы ожидают в неведении и волнении. В «Депутата Балтики», по воспоминаниям режиссеров, он ткнул недели через две. Наутро долгожданный звонок в «Совкино». К облегчению режиссеров картину ждала одна правка: «В сцене, где Полежаев после звонка Ленина, обрадованный, зажигает свет во всей квартире, пусть скажет: «Теперь я понимаю, что я не одинок».

«Это и так понятно, все дальнейшее об этом и говорит, даже торжественно подчеркивает. Но Сталин не любит недосказанности…» – рассказывал Иосиф Хейфиц.

Бывало и такое, что в середине фильма Сталин мог молча выйти из просмотровой. Может, по делам? Но кинокритики все равно на всякий случай писали, что фильм неудачный.

На Международной выставке в Париже в 1937 году фильм был удостоен Гран-при и Большой золотой медали. Однако награда так и не дошла до режиссеров. По положению ее должна была оплатить страна, произведение которой вознаграждено. Но у советской делегации не оказалось валюты, золото осталось в Париже.