Поделиться новостью —

Читайте также

27 Июня 2025

27 июня 1961г. состоялась премьера кинокомедии «Полосатый рейс» режиссера Владимира Фетина.

26 Июня 2025

Киностудия «Ленфильм» подписала меморандум

25 Июня 2025

25 июня 1915 г. родился артист театра и кино заслуженный артист РСФСР - Николай Крюков

К списку новостей

«Делоне-Бельвиль» снимается в кино. Как автомобили получают роли?

27 Июля 2020

Сергей ГРИГОРЬЕВ работает на «Ленфильме» больше 35 лет. Все эти годы он возглавляет участок игрового транспорта – хранит и пополняет студийную коллекцию старых автомобилей, готовит машины к съемкам, знает про них все. О чем и рассказал корреспонденту Дине ГИН.

– Сергей Никифорович, с чего началась ваша любовь к старинным автомобилям?

– Мой отец был страстным автомобилистом, а мне всегда нравилось делать что-то своими руками, у меня с юности были мотоциклы. А старинный автомобиль не просто машина… в нем есть душа.

– Ваше образование как-то связано с автомототехникой?

– По образованию я инженер-строитель, учился на вечернем и одновременно работал в Ленинградском зональном научно-исследовательском институте экспериментального проектирования жилых и общественных зданий в отделе пространственных конструкций. Потом в ЛенНИИпроекте…

– Как же вы попали на «Ленфильм»?

– После армии я купил свой первый старинный автомобиль – «БМВ 321» и сразу вступил в клуб «Самоход» – объединение любителей старинной автомототехники. Довольно быстро стал председателем этого клуба, а в 1981 году меня позвали на «Ленфильм» консультантом на съемки исторических картин. Сначала на общественных началах, потом за неболь шие деньги. В 1984-м предложили организовать участок игрового транспорта, тогда на студии было только что-то вроде склада старых машин.

– Что такое участок игровых автомобилей? Где он находится?

– В доме № 5 по улице Тамбасова – раньше там существовал филиал киностудии под названием «Сосновая Поляна». Теперь остался только автопарк, остальные помещения сдаются в аренду. В коллекции около полусотни машин. Наша задача – при необходимости обеспечить съемочный процесс транспортом соответствующей эпохи. То есть мы должны поддерживать автомобили в постоянной готовности, на ходу, когда нужно, перекрашивать, преображать их по просьбе режиссера…

Часть из них сейчас можно увидеть в небольшом музее «Гараж» в основном здании «Ленфильма» на Каменноостровском проспекте. Экспозиция его все время меняется – какие-то машины уходят на съемки, их место занимают другие.

– Когда машины не заняты в съемках, вы тоже отдыхаете?

– Нет, работа есть всегда. Любому старинному автомобилю требуется постоянное обслуживание.

– Сколько у вас сотрудников?

– У меня в штате немного. В лучшие годы (на рубеже 1980 – 1990-х) – до восьми человек. Сейчас двое. Это люди, которых я знаю еще по «Самоходу» и которых переманил когда-то. Сергей Кузнецов – мастер золотые руки, машину чувствует как никто. Борис Соколов – уникальный человек с огромным опытом, всегда находит неожиданные, нестандартные решения. Не знаю, что будем делать, если он уйдет на пенсию.

За каждым сотрудником закреплен ряд автомобилей, следить за которыми – только его задача. Он же в них и снимается. Это хороший стимул.

– Все ваши автомобили – старинные, оригинальные?

– Есть и копии. Например, в конце 1990-х для картины «Империя под ударом» нужна была машина начала ХХ века, а у нас ничего подходящего тогда еще не было. Случайно нашлись куски «Студебекера» (ориентировочно 1910 _ 1912 года), но полный оригинал из них было не собрать. И мы взяли мотор от «Победы», коробку передач с «Жигулей», по картинкам сделали кузов. Получилось вполне убедительно.

А когда Алексей Герман-младший затеял картину «Гарпастум», понадобился легковой автомобиль для офицеров. И нам предложили что-то «построить». На мой выбор. Я выбрал «Делоне-Бельвиль» 1914 года, чертежи которого были опубликованы в журнале «Моделист-конструктор». Это был автомобиль императора Николая II (у него имелось 12 машин фирмы «Делоне-Бельвиль»; 13-й, заказанный им, не успели доставить в Россию из-за революции, сейчас он хранится в музее во Франции). В результате мы сделали все достаточно точно. Из подручных материалов.

– Если автомобиль по сюжету взрывается, горит или падает в пропасть, он погибает?

– Ни в коем случае. Мы их бережем. Если нужно один из них уничтожить, делаем копию или маленький макет. «Делоне-Бельвиль», о котором я говорил, в фильме «Сонька – Золотая Ручка» падал в обрыв. Для этого эпизода была сделана точно такая же машина, но без двигателя, без всего наполнения, даже двери не открывались – упрощенный вариант. Но внешне не отличишь. Это он падал в воду, причем упал так удачно, что почти не пострадал. Теперь стоит ждет, когда снова понадобится.

– Есть ли у вас любимые машины?

– В разное время – разные. Сейчас это «Студебекер» 1915 года, наша гордость, полный оригинал. Удивительно красивый, большой, семиместный, с дополнительным откидным сиденьем. Он нам достался сложными путями, был не на ходу, но мы его отреставрировали. В прошлом году снимался в «Вертинском».

«БМВ 321» – моя первая машина. Со временем я ее поменял на «Москвич» с доплатой, и на эти деньги купил «Мерседес». Потом новый хозяин продал ее другому человеку, а тот отдал нам на киностудию. Она снималась практически во всех фильмах про войну. Несколько раз мы ее перекрашивали – она была то полностью черная, то с вишневым бортом, то с серым, то с белым…

– Ваши машины трудятся только в кино?

– Нет, наш «Форд» работает в Мариинском театре в опере Джузеппе Верди «Сицилийская вечерня». По либретто действие происходит в Средневековье, но постановщик французский режиссер Арно Бернар перенес его в начало ХХ века во времена Великой депрессии. И наш автомобиль там вполне уместен. Меня с разбегу выкатывают из-за кулис (заводить машину нельзя), нужно накатом проехать и в указанной точке резко затормозить…

– Как вы с «Фордом» добираетесь до театра? Своим ходом?

– На эвакуаторе. Своим ходом наши автомобили никогда по городу не ездят, поскольку они не состоят и не могут состоять на учете в ГИБДД, не проходили техосмотр. Работаем мы только на съемочной площадке в оцеплении ГИБДД. В остальное время это не машины, это реквизит, как шляпа, табуретка или стол. Или музейный экспонат.

Источник