Поделиться новостью —

Читайте также

05 Августа 2020

Чайник «Золушки» и костюм из операторской пленки: в Петербурге открывается выставка реквизита «Ленфильма»

04 Августа 2020

Онлайн-показ фильма «Моонзунд» прошел на Кипре

04 Августа 2020

Осторожно, мошенники!

К списку новостей

Вспоминая Беллу Маневич

07 Июля 2020

Недавно в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов успешно защитила диплом Ксения Землянушина, выбравшая темой своей работы творчество замечательного художника-постановщика Б.С.Маневич.

С любезного разрешения автора и заведующего кафедры режиссуры мультимедиа В.Д.Сошникова публикуем фрагменты работы Ксении Землянушиной.

О Белле Маневич

Белла (при рождении Берта) Семеновна Маневич родилась в Киеве 14 ноября 1922 года. Вместе с родителями переехала в Ленинград, где окончила перед войной школу.

С началом войны ушла на фронт в качестве медсестры.

В 1949 году окончила ВГИК (курс Иосифа Шпинеля и Федора Богородского) и вышла замуж за Исаака Каплана. Неразделимая пара Каплан-Маневич многие годы работала совместно художниками на кинокартинах. С этого же 1949 года началась ее творческая жизнь на «Ленфильме». Если не считать двух коротких перерывов, связанных с рождением детей, и долгой паузы из-за тяжкой болезни Исаака Каплана, все время ее жизни с 1947 года (ассистент художника киностудии “Союздетфильм”) до начала XXI века было наполнено безостановочной работой. Подобно удивительным героям 30-х годов для нее кинофабрика со всеми цехами – малярным, отделочным, столярным, с запахом павильонов и реквизита была основным миром существования.

В 1995 году Белла Маневич была удостоена звания «Заслуженный художник Российской Федерации», а также стала лауреатом премии «Ника» за 1998 год.

13 июня 2002 года скончалась в Санкт-Петербурге в возрасте 79 лет.

Из воспоминаний:

«Фронтовая медсестра, потом живопись, кино. Она была человеком не просто ярко одаренным, а совершенно неистовым. Всегда и везде боролась с неправдой, несправедливостью. Она помогла всем, кто теперь стал настоящим кинематографистом. Ее вклад в кино необычайно велик, эта потеря невосполнима для нас. Место Беллы Маневич в истории «Ленфильма» уникально, его не описать в нескольких словах. Последнее, что я от нее слышал, – слова по телефону: «Учти, я буду следить за тобой и за твоей картиной». Речь шла о новом фильме про императора Павла, съемки скоро начнутся. Она считала необходимым следить за работой каждого из нас, опекать. Если бы таких людей было больше – мы жили бы полнокровнее и справедливее. И в искусстве тоже» – говорил Виталий Мельников, режиссер.

«В третий раз – это было совсем коротко, и потому я иногда думаю: “А может, мне показалось.” Мы встретились на какой-то вечеринке в начале лета 41- го. Пили чай с пирогом, испеченным кем-то из девочек, немного спорили, читали стихи, танцевали, потом пошли гулять. Нам обеим захотелось идти чуть в стороне от других ребят. Ее звали Белла Маневич. О чем мы говорили тогда – не помню. Ничего. мы гуляли долго. Где-то на набережной отбились от своей компании. Долго расставаясь на углу Невского и Гоголя, сговорились встретиться в воскресенье. больше мы не виделись. В воскресенье была война.

В 50-х – 60-х годах я часто, потом реже видела ее имя в титрах ленинградских фильмов. Однажды я спросила про нее у одной приятельницы, работавшей редактором на студии “Ленфильм”. Да, жива, да, художник, очень способная. Да, это та самая Белла Маневич. Почему мы не разыскали друг друга! Не поверили себе? В дружбу? Странно! Так я прозевала третью дружбу. Но спасибо жизни и за две. Ведь бывает, что жизнь прошла и не было ни одной!» – писала Елена Боннэр в своей книге «Дочки-матери. Мемуары».

«На мой выбор профессии повлияло то, что у нас собиралась компания кинематографистов и больше всего из них мне нравилась семейная пара художников кино Исаак Каплан и Белла Маневич, — они были самые веселые, красивые, модно одетые, ироничные. Я с детства рисовал, бывал на студии, и это вылилось в выбор пути», – рассказывал Владимир Светозаров, художник кино.