К юбилею Павла Петровича Кадочникова предлагаем Вашему вниманию интервью, взятое у режиссера в период работы над его лентой «Серебряные струны».
Это интервью, взятое у Павла Петровича Александром Поздняковым, впервые было опубликовано в журнале «Советский фильм» (1988, №1).
Серебряные струны
Как актер Павел Кадочников снимается с тридцатых годов. Им создана на экране галерея замечательных людей-Максим Горький, Ромен Роллан, Поль Лафарг. Его майор Федотов из фильма «Подвиг разведчика» популярен не меньше, чем полковник Исаев-Штирлиц из телесериала «Семнадцать мгновений весны». Его снимал великий Эйзенштейн и братья Михалковы. Хорошо известны и режиссерские работы Павла Кадочникова. Сейчас он закончил на «Ленфильме» ленту «Серебряные струны»- о страстном пропагандисте русской народной музыки Василии Андрееве. О том, чем привлекала его личность Андреева, говорит сам режиссер:
- Хотя я родился в Петрограде накануне революции, детство и юность мои прошли в уральском селении Бикбарда, неподалеку от деревни Амур-родины отца. Там жили шесть моих родных и двоюродных дедов, каждый из которых прожил более ста лет. Мой дедушка умер в 114 лет, простудившись зимой на реке.
Бесконечно я благодарен своему первому наставнику Феодосию Васильевичу Виноградскому, учителю школы крестьянской молодежи, который научил нас, первоклашек, слушать музыку природы.
В сумерки он приводил нас на Бикбардинский пруд и говорил: «Сейчас начнется музыка сумерек. Слушайте внимательно, не разговаривайте, дышите тихо-тихо». Мы, дети, замирали, вслушивались, и вот в густеющем воздухе раздавался посвист ночной птицы. Я чувствовал, как по спине забегали мурашки и сердце гулко заколотилось. Когда сумерки превращались в вечер и опускалась тишина, раздавалось жуткое ухание выпи. У нас шевелились от страха волосы. Это было прекрасно и незабываемо.
На масленицу, рождество-на всех престольных праздниках, когда в Бикбарде бывали гулянья,- я с упоением слушал народную музыку-гармошку, жалейку, балалайку, на которой впоследствии сам выучился играть.
Я был создателем ансамбля гусляров при Новом театре юного зрителя, который принимал участие в спектаклях «Сказки Пушкина». В финскую и отечественную войны наш ансамбль выезжал на фронтовые позиции. Когда наши юноши ушли на фронт, девушки назвали ансамбль «Сами с усами». Они пели русские народные песни. Моя жена, Розалия Ивановна выступала в этом ансамбле. В нашей семье живет и-бог даст-будет жить в потомках любовь народным мелодиям. Внучку свою я научил играть на гуслях и ложках. Любовь к национальным традициям, искусству естественна и жизненно необходима. Это сознавали и Римский-Корсаков, и Глинка, и Чайковский, которые черпали из незамутненного источника народной музыки. Теперь, к сожалению, нередки пренебрежение и равнодушию к этому кладезю отечественной культуры.
Так я пришел-не мог не прийти-к личности Василия Андреева. Сын столбовой дворянки, он безгранично любил «мужицкую» музыку, заслушивался балалайкой, этой «золушкой» среди народных инструментов. Бытовавшее отношение к балалайке отразилось и в старинной присказке: «На словах-то, как на гуслях, а на деле, как на балалайке». Андреев решительно изменил отношение к этому волшебному инструменту. Друг Шаляпина, светский денди, Андреев не только ввел в салоны экзотический инструмент, но и добился к нему внимания и уважения.
Британская королева предложила Андрееву стать дирижером оркестра балалаечников при Дворе Ее Величества в 1918 году, но он не принял этого лестного предложения, предпочтя жить и творить на родине. Вместе со своим ансамблем Андреев выступил перед бойцами дивизии Чапаева. Однажды, в лютый мороз, выступая в концертном фраке перед солдатами, он простудился и вскоре скончался.
Судьба Андреева трагична и поэтична одновременно. Много лет назад я начал писать сценарий, собирать материал. Я чувствовал своей обязанностью снять картину о том, кто прославил на весь мир балалайку.
Усадьба Андреева в Тверской губернии сгорела, нам пришлось ее выстроить в Новгородской области, где мы снимали натуру. Там, под Боровичами, в жестокие январские морозы мы снимали и последние кадры из жизни этого патриота и подвижника.
Нашего героя играет актер Александр Галибин. Он чрезвычайно музыкален, кроме того, он необычайно похож на Андреева, особенно в гриме. Плюс талант и человеческое обаяние. Роль матери Андреева исполняет замечательная актриса Елена Соловей, с которой мы встречались на съемочной площадке у Никиты Михалкова в «Неоконченной пьесе для механического пианино». Я играю Антипа, первого учителя Андреева. Он был шорником в имении Андреева. Мастерил балалайки, научил играть и молодого барина. Пристрастил его к холопскому инструменту. Много лет спустя они встретятся, и Антип до конца останется с Андреевым.
Сводную сестру Анну играет моя внучка Наташенька, прекрасно справившаяся с ролью и в предыдущей картине. Здесь у нее трагическая роль-она любила сводного брата Андреева, но тот не отвечал ей взаимностью: был увлечен дочерью полковника. Анна уходит в монастырь. На пасху он встретит ее в облачении монашенки.
Мне претит «кровавый реализм» иных современных картин. Меня мучает, беспокоит жестокосердие современной молодежи, ее безудержная тяга к развлекательным и приключенческими жанрам, с натурализмом и насилием. Хочется, чтобы их увлекало прекрасное, доброе. Сегодня, по-моему, надо искать в человеке душевную красоту и веру, открывать ему и красоту окружающего мира.
Вместе с режиссером Олегом Дашкевичем мы снимали в замечательных интерьерах петербургских дворцов и особняков. Созданный великими зодчими и художниками город на Неве покоряет своей неизбывной красотой. Пейзажам и панорамам Северной Пальмиры вторит сочинение Владислава Кладницкого, написавшего музыку ко всем моим прошлым работам- «Снегурочке», «Музыкантам одного полка», «Я тебя никогда не забуду», где мы уже попробовали оркестр русских инструментов в надежде на будущую «андреевскую» картину…
____
Дополнительно:
Напомним,что сегодня на «Ленфильме» состоится торжественное закрытие юбилейной программы «Серебряные струны», посвященной 105-летию народного артиста СССР Павла Петровича Кадочникова.
В 19:00 в кинозале, в рамках «Ленфильм-клуба», будет показан документальный фильм о Павле Петровиче «Жизнь как вспышка» (реж. И.Новикова и Н.Кадочникова, 0+). В этот день мы вспомним всеми любимого артиста, поговорим о его творчестве, пообщаемся с коллегами и друзьями актера, а также внучкой – Наталией Кадочниковой, актрисой театра и кино, создателем и художественным руководителем Творческой мастерской «Династия» имени Павла Кадочникова.
На вечере памяти мэтра выступят: актер и режиссер Александр Галибин, актеры Татьяна Пилецкая, Олег Белов и Эрнст Романов, представители семьи Павла Петровича, члены съемочной группы фильма «Жизнь как вспышка».
Для тех, кто не успел пройти регистрацию, будет доступна прямая трансляция вечера по ссылке.
Отметим, что выставка, посвященная Павлу Петровичу, открылась 27 августа в День кино и продолжит свою работу до 10 октября. Посетить ее можно с экскурсией на киностудии «Ленфильм».
На юбилейной выставке представлено множество раритетов, связанных с жизнью и творчеством актера: декорационная инсталляция к фильму «Снегурочка», оформленная эскизами художников фильма Н.Холмовой и А. Федотова, костюм спортсмена-мотогонщика Федора Ермолаева из картины «Укротительница тигров», реквизит, документы и личные вещи. Дополняют экспозицию рассказы экскурсоводов о известных и неизвестных фактах мира кино эпохи Кадочникова.
На счету Павла Петровича около 70 ролей в кино: майор Алексей Федотов–Генрих Эккерт в «Подвиге разведчика», летчик Мересьев в «Повести о настоящем человеке», мотогонщик Федор Ермолаев в «Укротительнице тигров», царь Берендей в «Снегурочке», писатель Максим Горький, воплощенный в разные годы в трех фильмах. Фраза: «Его знали миллионы» не отражает полностью масштаб личности Павла Кадочникова. Его обожала и боготворила вся страна, а жизнь его была как вспышка, озарившая всех кто знал, работал и восхищался этим по-настоящему народным артистом.