Поделиться новостью —

Читайте также

06 Мая 2025

Дзига Вертов снова на экранах кинотеатров

30 Апреля 2025

107-летие Петроградского кинокомитета

30 Апреля 2025

Состоялась премьера ленты «Там, где память»

К списку новостей

Серебряные струны

30 Сентября 2020

К юбилею Павла Петровича Кадочникова предлагаем Вашему вниманию интервью, взятое у режиссера в период работы над его лентой «Серебряные струны».

Это интервью, взятое у Павла Петровича Александром Поздняковым, впервые было опубликовано в журнале «Советский фильм» (1988, №1).

Серебряные струны

Как актер Павел Кадочников снимается с тридцатых годов. Им создана на экране галерея замечательных людей-Максим Горький, Ромен Роллан, Поль Лафарг. Его майор Федотов из фильма «Подвиг разведчика» популярен не меньше, чем полковник Исаев-Штирлиц из телесериала «Семнадцать мгновений весны». Его снимал великий Эйзенштейн и братья Михалковы. Хорошо известны и режиссерские работы Павла Кадочникова. Сейчас он закончил на «Ленфильме» ленту «Серебряные струны»- о страстном пропагандисте русской народной музыки Василии Андрееве. О том, чем привлекала его личность Андреева, говорит сам режиссер:

- Хотя я родился в Петрограде накануне революции, детство и юность мои прошли в уральском селении Бикбарда, неподалеку от деревни Амур-родины отца. Там жили шесть моих родных и двоюродных дедов, каждый из которых прожил более ста лет. Мой дедушка умер в 114 лет, простудившись зимой на реке.

Бесконечно я благодарен своему первому наставнику Феодосию Васильевичу Виноградскому, учителю школы крестьянской молодежи, который научил нас, первоклашек, слушать музыку природы.

В сумерки он приводил нас на Бикбардинский пруд и говорил: «Сейчас начнется музыка сумерек. Слушайте внимательно, не разговаривайте, дышите тихо-тихо». Мы, дети, замирали, вслушивались, и вот в густеющем воздухе раздавался посвист ночной птицы. Я чувствовал, как по спине забегали мурашки и сердце гулко заколотилось. Когда сумерки превращались в вечер и опускалась тишина, раздавалось жуткое ухание выпи. У нас шевелились от страха волосы. Это было прекрасно и незабываемо.

На масленицу, рождество-на всех престольных праздниках, когда в Бикбарде бывали гулянья,- я с упоением слушал народную музыку-гармошку, жалейку, балалайку, на которой впоследствии сам выучился играть.

Я был создателем ансамбля гусляров при Новом театре юного зрителя, который принимал участие в спектаклях «Сказки Пушкина». В финскую и отечественную войны наш ансамбль выезжал на фронтовые позиции. Когда наши юноши ушли на фронт, девушки назвали ансамбль «Сами с усами». Они пели русские народные песни. Моя жена, Розалия Ивановна выступала в этом ансамбле. В нашей семье живет и-бог даст-будет жить в потомках любовь народным мелодиям. Внучку свою я научил играть на гуслях и ложках. Любовь к национальным традициям, искусству естественна и жизненно необходима. Это сознавали и Римский-Корсаков, и Глинка, и Чайковский, которые черпали из незамутненного источника народной музыки. Теперь, к сожалению, нередки пренебрежение и равнодушию к этому кладезю отечественной культуры.

Так я пришел-не мог не прийти-к личности Василия Андреева. Сын столбовой дворянки, он безгранично любил «мужицкую» музыку, заслушивался балалайкой, этой «золушкой» среди народных инструментов. Бытовавшее отношение к балалайке отразилось и в старинной присказке: «На словах-то, как на гуслях, а на деле, как на балалайке». Андреев решительно изменил отношение к этому волшебному инструменту. Друг Шаляпина, светский денди, Андреев не только ввел в салоны экзотический инструмент, но и добился к нему внимания и уважения.

Британская королева предложила Андрееву стать дирижером оркестра балалаечников при Дворе Ее Величества в 1918 году, но он не принял этого лестного предложения, предпочтя жить и творить на родине. Вместе со своим ансамблем Андреев выступил перед бойцами дивизии Чапаева. Однажды, в лютый мороз, выступая в концертном фраке перед солдатами, он простудился и вскоре скончался.

Судьба Андреева трагична и поэтична одновременно. Много лет назад я начал писать сценарий, собирать материал. Я чувствовал своей обязанностью снять картину о том, кто прославил на весь мир балалайку.

Усадьба Андреева в Тверской губернии сгорела, нам пришлось ее выстроить в Новгородской области, где мы снимали натуру. Там, под Боровичами, в жестокие январские морозы мы снимали и последние кадры из жизни этого патриота и подвижника.

Нашего героя играет актер Александр Галибин. Он чрезвычайно музыкален, кроме того, он необычайно похож на Андреева, особенно в гриме. Плюс талант и человеческое обаяние. Роль матери Андреева исполняет замечательная актриса Елена Соловей, с которой мы встречались на съемочной площадке у Никиты Михалкова в «Неоконченной пьесе для механического пианино». Я играю Антипа, первого учителя Андреева. Он был шорником в имении Андреева. Мастерил балалайки, научил играть и молодого барина. Пристрастил его к холопскому инструменту. Много лет спустя они встретятся, и Антип до конца останется с Андреевым.

Сводную сестру Анну играет моя внучка Наташенька, прекрасно справившаяся с ролью и в предыдущей картине. Здесь у нее трагическая роль-она любила сводного брата Андреева, но тот не отвечал ей взаимностью: был увлечен дочерью полковника. Анна уходит в монастырь. На пасху он встретит ее в облачении монашенки.

Мне претит «кровавый реализм» иных современных картин. Меня мучает, беспокоит жестокосердие современной молодежи, ее безудержная тяга к развлекательным и приключенческими жанрам, с натурализмом и насилием. Хочется, чтобы их увлекало прекрасное, доброе. Сегодня, по-моему, надо искать в человеке душевную красоту и веру, открывать ему и красоту окружающего мира.

Вместе с режиссером Олегом Дашкевичем мы снимали в замечательных интерьерах петербургских дворцов и особняков. Созданный великими зодчими и художниками город на Неве покоряет своей неизбывной красотой. Пейзажам и панорамам Северной Пальмиры вторит сочинение Владислава Кладницкого, написавшего музыку ко всем моим прошлым работам- «Снегурочке», «Музыкантам одного полка», «Я тебя никогда не забуду», где мы уже попробовали оркестр русских инструментов в надежде на будущую «андреевскую» картину…
____

Дополнительно:

Напомним,что сегодня на «Ленфильме» состоится торжественное закрытие юбилейной программы «Серебряные струны», посвященной 105-летию  народного артиста СССР Павла Петровича Кадочникова.

В 19:00 в кинозале, в рамках «Ленфильм-клуба», будет показан документальный фильм о Павле Петровиче «Жизнь как вспышка» (реж. И.Новикова и Н.Кадочникова, 0+). В этот день мы вспомним всеми любимого артиста, поговорим о его творчестве, пообщаемся с коллегами и друзьями актера, а также внучкой – Наталией Кадочниковой, актрисой театра и кино, создателем и художественным руководителем Творческой мастерской «Династия» имени Павла Кадочникова.

На вечере памяти мэтра выступят: актер и режиссер  Александр Галибин, актеры Татьяна Пилецкая, Олег Белов и Эрнст Романов, представители семьи Павла Петровича, члены съемочной группы фильма «Жизнь как вспышка».

Для тех, кто не успел пройти регистрацию, будет доступна прямая трансляция вечера по ссылке.

С юбилейной программой «Серебряные струны» можно ознакомится на официальном Youtube канале киностудии «Ленфильм».

Отметим, что выставка, посвященная Павлу Петровичу, открылась 27 августа в День кино и продолжит свою работу до 10 октября. Посетить ее можно с экскурсией на киностудии «Ленфильм».

На юбилейной выставке представлено множество раритетов, связанных с жизнью и творчеством актера: декорационная инсталляция к фильму «Снегурочка», оформленная эскизами художников фильма Н.Холмовой и А. Федотова, костюм спортсмена-мотогонщика Федора Ермолаева из картины «Укротительница тигров», реквизит, документы и личные вещи. Дополняют экспозицию рассказы экскурсоводов о известных и неизвестных фактах мира кино эпохи Кадочникова.

На счету Павла Петровича около 70 ролей в кино: майор Алексей Федотов–Генрих Эккерт в «Подвиге разведчика», летчик Мересьев в «Повести о настоящем человеке», мотогонщик Федор Ермолаев в «Укротительнице тигров», царь Берендей в «Снегурочке», писатель Максим Горький, воплощенный в разные годы в трех фильмах. Фраза: «Его знали миллионы» не отражает полностью масштаб личности Павла Кадочникова. Его обожала и боготворила вся страна, а жизнь его была как вспышка, озарившая всех кто знал, работал и восхищался этим по-настоящему народным артистом.