Поделиться новостью —

Читайте также

29 Марта 2024

«Голос мой услышь»

28 Марта 2024

Три сквера Петербурга назовут именами режиссеров «Ленфильма»

27 Марта 2024

Вспоминая Виктора Титова

К списку новостей

Три фильма Сергея Бондарчука

25 Сентября 2020

25 сентября 1920 года родился актер и режиссер, народный артист СССР Сергей Бондарчук.

«Сергей Бондарчук – ключевая фигура отечественного киноискусства. Талантливый актер, великий режиссер и педагог. Его работы вошли в золотой фонд отечественного и мирового кино. Наиболее значимые картины и роли созданы Сергеем Федоровичем на «Мосфильме». Однако одна из самых ярких и глубоких ролей сыграна им на нашей студии в картине Фридриха Эрмлера «Неоконченная повесть». Роль судостроителя Ершова, которого возрождает к жизни любовь сильной, целеустремленной женщины – одна из самых ярких в творчестве Сергея Федоровича Бондарчука.

В нашем архиве хранятся материалы, связанные с работой Сергея Бондарчука на «Ленфильме». В нашем городе Сергей Федорович снимал эпизоды своего самого известного фильма – эпопеи «Война и мир», удостоенной Оскара» – сказал генеральный директор «Ленфильма» Федор Щербаков.

Судьба дебюта

Режиссерским дебютом Сергея Бондарчука стал фильм «Судьба человека». В этой картине, снятой на «Мосфильме» в 1959 году он сыграл одну из самых ярких своих ролей – шофера Андрея Соколова.

«Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне», – сказал о фильме итальянского неореализма Роберто Росселлини.

Основой фильма стал одноименный рассказ Михаила Шолохова, опубликованный в газете «Правда». Но ха право постановки Сергею Бондарчуку пришлось побороться. Киноначальники считали, что материала рассказа хватит только на короткометражку, а Шолохов не верил, что Бондарчук справится.

Андрей Соколов – солдат войны. Получив ранение, он попадал в плен. Одна из самых ярких сцен в отечественном кино – психологический поединок Соколова с начальником концлагеря Мюллером. За попытку побега Андрея приговорили к расстрелу. Мюллер предлагает солдату перед смертью стакан водки. Андрей выпивает и, хотя в лагере пленных морили голодом, отказывается от закуски: «Я после первой не закусываю». Ему наливают еще один стакан. Он снова выпивает и произносит: «Я и после второй не закусываю». Стойкость русского солдата поражает фашистов, его возвращают в барак, расстрел отменен.

Соколову все-таки удалось бежать из фашистского концлагеря. Вернувшись в строй, он узнал, что вся его семья погибла – жена и дочери во время бомбежки, сын на фронте… После войны одинокий Соколов встречает мальчика-сироту Ваню, и решается сказать ему, он – его отец. Так несломленный ударами судьбы Соколов получает надежду на новую счастливую жизнь.

Шолохов, внимательно наблюдавший за ходом съемок, в итоге признал, что Бондарчуку удалось в точности воплотить на экране его замысел.

В поисках мальчика на роль Вани Бондарчук пересмотрел огромное количество ребят, но никто ему не подходил. Помог случай. В Доме кино демонстрировали детский фильм. Сергей Бондарчук решил отправиться туда.

Оказалось – не зря. Перед сеансом он увидел пятилетнего Павлика Борискина, который сразу же ему понравился Бондарчуку.

Шедевр на все времена

Около шести лет Сергей Бондарчук снимал четырех серийную эпопею по роману Льва Толстого «Война и мир». До этого никто в нашей стране не создавал настолько масштабных проектов.

В фильме одних только озвученных персонажей свыше трехсот. На главную женскую роль Наташи Ростовой пробовались многие ведущие актрисы, в их числе Анастасия Вертинская, Наталья Фатеева и Людмила Гурченко, но выбор Бондарчука был неожиданным. После нескольких проб остановился на 19-летней дебютантке – выпускнице Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой, балерине Ленинградского театра опера и балета Людмиле Савельевой.

На роль князя Болконского пробовались многие звезды: Эдуард Марцевич, Олег Стриженов и Вячеслав Тихонов. Первоначально режиссер выбрал Смоктуновского. Но Иннокентий Михайлович уже был утвержден на фильм «Гамлет». Говорят, министр культуры Екатерина Фурцева настояла на кандидатуре Вячеслава Тихонова.

Пьера Безухова сыграл сам Сергей Бондарчук, хотя на роль также пробовался Юрий Власов. Для того чтобы соответствовать экранному воплощению Безухова –Бондарчук был вынужден прибавить в весе 10 кг. Супругу Пьера – Элен сыграла жена Бондарчука Ирина Скобцева.

За право написать музыку для картины конкурировали всемирно признанные композиторы: Шостакович, Свиридов, Хачатурян. Принимая во внимание всю сложность задачи, Кабалевский даже предлагал переделать под киноформат музыку из одноименной оперы Прокофьева. Композитор Вячеслав Овчинников в 1962 году был еще никому неизвестным студентом консерватории. Но именно его выбрал Бондарчук.

Фильм «Война и Мир» должен был продемонстрировать всему миру достижения советского кино. Для съемок фильма были использованы коллекции 40 музеев страны, свыше 40 предприятий производили вооружение и экипировку, от табакерок до телег. Одних только пуговиц для мундиров изготовили более 200 тысяч.

Одним из «спонсоров» картины стало Министерство обороны СССР. В ходе работы над фильмом был сформирован отдельный кинематографический кавалерийский полк в составе около 1500 всадников, который впоследствии был успешно задействован во многих других советских фильмах.

В сценах Бородинского сражения, которые начали снимать 25 августа 1963 года – в день его 151-й годовщины, в массовке было занято около 15 тысяч человек. У каждого было оружие и исторический костюм. На постановку «боя» израсходовали 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина, 15 тысяч ручных дымовых гранат, 2 тысячи шашек, 1500 снарядов.

Первоначально сцену первого бала Наташи Ростовой собирались снимать в большом фойе Таврического дворца в Ленинграде, но договориться об этом не удалось. В результате декорации построили в павильоне «Мосфильма».

Киноэпопея «Война и мир» получила Главный приз Московского международного кинофестиваля 1965 года и множество престижных мировых наград, в том числе, премии «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке. Эпопея стала лидером проката в СССР в 1966 году (58 млн зрителей).

Роль на «Ленфильме»

Сергей Бондарчук был частым гостем города на Неве. В начале 1980-х в Ленинграде прошли съемке еще одного знаменитого киноэпопеи «Красные колокола» по произведениям американского писателя и журналиста Джона Рида.

Но на «Ленфильме» Сергей Бондарчук снялся лишь в одной картине – «Неоконченная повесть» 1955 года режиссера Фридриха Эрмлера о талантливом инженере, прикованном к постели из-за паралича ног, и участковом враче Елизавете Муромцевой.

Сергей Бондарчук рассказывал, что неподвижность героя дала ему возможность сосредоточиться на психологическом портрете Ершова, поэтому работа получилась удачной вдвойне.

На главную женскую роль была приглашена Элина Быстрицкая. Режиссер встретил в коридоре «Ленфильма» – она пришла пробоваться в картину «Двенадцатая ночь». Актрису утвердили в оба фильма, и ей пришлось выбирать. «Неоконченную повесть» она выбрала из-за профессии героини. Медиками были родители актрисы, и она сама в годы войны служила медсестрой в эвакогоспитале.

На экране Элина Быстрицкая и Сергей Бондарчук играли любовь, а в жизни друг друга терпеть не могли. Вне съемочной площадки актеры не общались и делали вид, что не знакомы. Причина – несколькими одами ранее у них случился конфликт на совместных съемках в фильме «Тарас Шевченко».

Фильм снимали на Петроградской стороне: на Кировском проспекте (теперь Каменноостровском), на улице Рентгена. Завод, который «громила» героиня Быстрицкой из-за нарушения экологии, находился на Пионерской улице. Дом героя Бондарчука, показан напротив моста Строителей, рядом с Петропавловкой.

Фильм получил очень высокие оценки зрителей и критики. Впрочем, все роли Сергея Бондарчука уникальны и неповторимы.

Председатель совета директоров «Ленфильма», актер, режиссер и продюсер Федор Бондарчук – сын Сергея Федоровича, продолжающий известную кинодинастию.

На киностудии «Ленфильм» помнят Сергея Бондарчука, в день юбилея, 25 сентября, будет организована небольшая экспозиция посвященная картине «Неоконченная повесть», а сам фильм можно будет увидеть в открытом доступе на Youtube-канале «Ленфильма».