Поделиться новостью —

Читайте также

29 Октября 2020

«Илиана. Верь мне»

29 Октября 2020

Ноябрьская программа «Ленфильм-клуба»

28 Октября 2020

Точка сосредоточения кино на Петербургской ярмарке

К списку новостей

Программа кинофестиваля «Мир знаний» на «Ленфильме»

14 Октября 2020

XV Международный кинофестиваль научно-популярных и образовательных фильмов «Мир знаний» стартует в Санкт-Петербурге. Завтра на «Ленфильме» стартуют кинопоказы в рамках трех авторских программ, которые представят взгляд кураторов на актуальные темы.

Программа «Политика взгляда: переосмысление этнографического архива» от куратора Майи Кузиной покажет опыты работы современных авторов с кинодокументальными этнографическими материалами XX века, которые через кинохронику критикуют политическое и социальное устройство мира предыдущего столетия. Программу откроет показ картины «Материалы экспедиции» / Expedition Content (США, 2020, Эрнст Карель, Вероника Кусумариати), на котором также состоится Q&A с режиссерами. Фильмы из программы Дмитрия Безуглова «Напряжение двусмысленности» задаются вопросом, насколько процесс познания зависит от переживаний и социальных взаимодействий с другими людьми. В рамках программы «Я расту» куратор Ксения Гапченко предлагает истории детей, приближающихся к непростому подростковому возрасту.

Также на «Ленфильме» состоится специальный показ фильма FREM (2020, Вьера Чаканиова при участии Мартина Ковачека), мировая премьера которого состоялась на кинофестивале Berlinale в 2020 году в секции Forum. Проект позиционируется как поэтический сенсорный эксперимент, совмещающий науку и искусство, реальность и вымысел, биологическое и технологическое – представляет взгляд искусственного интеллекта на нашу планету.

Показы пройдут в кинотеатре «Ленфильм», билеты в свободной продаже.

Расписание и подробнее о фильмах:

Программа «Напряженные двусмысленности»

15 октября 19:00КОНТАКТ и КАЖДЫЙ ХОЛОГЕНОМ САМ ЗА СЕБЯ

КОНТАКТ / THE VISIT

Режиссер: Майкл Мэдсен / Страна: Австрия / Дания

Зачем в ООН существует должность «космический посол для контакта с внеземными цивилизациями»? Что это — офисная синекура или нечто из области уфологии? Ни то, ни другое — лишь одна из многих рабочих позиций в комиссии по внешнему космосу, разрабатывающей протокол безопасности на случай возможного контакта с пришельцами. Мэдсен знакомит зрителей с астробиологами и космическими исследователями, чья жизнь проходит за подготовкой к встрече, которая, возможно, никогда не состоится: «Все законы и все теории остаются существенно временными, предпочтительными или гипотетическими даже в том случае, когда мы чувствуем себя неспособными сомневаться в них» (Карл Поппер).

КАЖДЫЙ ХОЛОГЕНОМ САМ ЗА СЕБЯ / EVERY HOLOGENOME FOR THEMSELVES

Режиссер: Кэтрин Хэмильтон / Страна: США

Медитативное видеоэссе американской художницы и биолога Кэтрин Хэмильтон, создательницы научно-художественного коллектива SisterSylverster, — о научной дерзости. В центре внимания — одна из первых попыток модифицировать микроорганизм задолго до появления технологии CRISPR. Главный герой — американский биоинженер. Столкнувшись с непредвиденными трудностями в ходе эксперимента, он понимает, что единственный способ решить поставленную задачу — это трансформировать исследуемые бактерии изнутри.

16 октября 21:00ФАКУЛЬТЕТЫ / LAS FACULTADES

Режиссер: Элоиза Солас / Страна: Аргентина

Впервые многие из нас сталкиваются с критикой способности суждения на устном экзамене: по какой-то причине вы озвучиваете совсем не те слова, что спокойно смотрели на вас со страниц учебника; стройность высказывания хромает, экзаменатор смотрит с удивлением, минуты тянутся бесконечно. Не все, кто решается получить высшее образование, становятся учеными; но все учатся аргументировать свою позицию, оперируя научными терминами и понятиями. Элоиза Солас показывает нескольких студентов: архитекторов, медиков, ботаников, юристов, философов, социологов, киноведов, которые тонут в записях, пытаются упорядочить бессистемные знания и получить пропуск в науку. «Факультеты» напоминают о том, как порой сложно защитить право на высказывание, каким бы опытом и научной интуицией ни обладал говорящий.

17 октября 20:00СИНДРОМ ПОЛЯРНИКА / SYNDROM ZIMOWNIKÓW

Режиссер: Петр Яворский / Страна: Польша

В 1970-е воодушевленное текстами Лема и космической программой СССР польское правительство начало готовить будущих космонавтов-колонистов и изучать, как ведут себя исследовательские коллективы, вынужденные долго жить вместе в замкнутом пространстве. В 1978 году на полярную станцию Арцтовский отправилась группа микробиологов, физиков, химиков и других ученых, за взаимодействием которых было поручено наблюдать молодому психологу Яну Терелаку. Но одним наблюдением дело не ограничилось: эксперименты, которые он ставил, годы спустя принесли ему славу одного из самых эксцентричных психологов в истории науки. 40 лет спустя участники экспедиции и Терелак встречаются вновь, чтобы обсудить то, что им довелось пережить в пустынном Арцтовском.

Программа «Политика взгляда: переосмысление этнографического архива»

16 октября 19:00МАТЕРИАЛЫ ЭКСПЕДИЦИИ / EXPEDITION CONTENT

Режиссер: Эрнст Карель, Вероника Кусумариати / Страна: США

Экспериментальная работа Сенсорной этнографической лаборатории (Sensory Ethnography Expedition Lab) Материалы экспедиции создана на основе 37-часового архива аудиозаписей и редких кадров из материалов к фильму Мертвые Птицы/Dead Birds документалиста-антрополога Роберта Гарднера, собранных во время экспедиции Пибоди в 1961 году в колонию Нидерландов Новую Гвинею. На аудиопленку попали не только повседневные и церемониальные ритуалы Хубула, но и комментарии членов экспедиции, явно не предназначенные для записи, а также голоса женщин и детей, свидетельствующие о колониальной иерархии в отношениях между исследователями и жителями острова.

17 октября 16:00ЗАКОЛДОВАННЫЙ / صحرلانگن (СЕХИРЛАНГАН)

Возрастные ограничения: 16+

Режиссер: Саодат Исмаилова

Страна: Норвегия, Узбекистан

Заколдованный — киноэссе, посвященное Туранскому тигру, некогда защитнику прибрежных зон реки Амударья в Центральной Азии. Сегодня этот вымерший подвид тигров — символ ушедшей эпохи, который живет лишь в коллективной памяти местных жителей. Соединяя дореволюционную и советскую хронику, завораживающий аудиокомментарий и съемки современного Узбекистана, режиссер описывает политический и культурный опыт народа, получившего вторую, советскую, идентичность.

18 октября 18:00TERRA FEMME: ЖЕНЩИНЫ И АРХИВНЫЕ ТРАВЕЛОГИ / TERRA FEMME: WOMEN AND THE TRAVELOGUE ARCHIVES

Режиссер: Кортни Стивенс / Страна: Великобритания, Монголия, США

В Terra Femme: Женщины и архивные травелоги Кортни Стивенс обращается к любительским документальным материалам 1920–1940 гг., снятым женщинами во время путешествий, — эти уникальные кадры, авторы которых не были связаны ни с академией, ни с киноиндустрией, обладают совершенно иной, по сравнению с классическими этнографическими фильмами, интонацией и оптикой. Первоначально задуманный как лекция-перформанс, в условиях пандемии проект трансформировался в киноэссе, в котором режиссер комментирует фрагменты путевых дневников — образцов «случайной этнографии», создававшейся параллельно научному канону.

Программа «Я расту»

17 октября 14:00ВЫРЕЗАТЕЛИ ЯЗЫКОВ / TONGUE CUTTERS

Режиссер: Сольвейг Мелкераен / Страна: Норвегия

Язык трески — деликатес, который Норвегия экспортирует во многие страны мира. Технологии на рыбном производстве не меняются годами: как и пятьдесят лет назад, работу по обрезанию языков доверяют детям — по норвежским законам, браться за нож и острую пику для разделки рыбы разрешено с шести лет. Герои фильма Илва и Тобиас отлично справляются с любой грязной работой, не боятся работать среди требухи и рыбьей крови и мечтают о том, чтобы когда-нибудь самостоятельно отправиться в море. Но чтобы накопить на небольшую лодку, им придется усердно трудиться несколько сезонов. Кино про дружбу и первые непростые решения.

18 октября 13:00МНЕ ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ / I AM ELEVEN

Режиссер: Женевьева Бэйли / Страна: Австралия

Что вы делали, когда вам было одиннадцать? В течение шести лет австралийский режиссер Женевьева Бейли путешествовала по миру и беседовала с детьми-подростками из пятнадцати стран — разных национальностей, социального происхождения и жизненного опыта. Эти разговоры сложились в трогательный и забавный портрет ускользающего детства. Герои фильма откровенно рассказывают о трудностях переходного возраста, размышляют о глобальном потеплении, терроризме и музыке, а также пытаются найти собственные определения того, что такое любовь, счастье, семья и религия.

18 октября 15:00ОХОТНИЦА С ОРЛОМ / EAGLES HUNTRESS

Режиссер: Отто Белл / Страна: Великобритания, Монголия, США

Год: 2016

Язык: Оригинальная копия с субтитрами

Продолжительность: 87 минут

Веками считалось, что охота с орлами — это исключительно мужское занятие. 2000 лет казахи Алтайского региона в Западной Монголии охотились с беркутом и другими хищными птицами. Тринадцатилетняя Ашолпан станет первой девушкой, которая выступит на охотничьем фестивале «Золотой Орел». Несмотря на то, что многие охотники высказываются против участия женщин в соревнованиях, отец и дед ее поддерживают.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗЫ

17 октября 18:00FREM

Режиссер: Вьера Чаканиова при участии Мартина Ковачека / Страна: Чехия, Словакия

FREM — это поэтический сенсорный эксперимент, совмещающий науку и искусство, реальность и вымысел, биологическое и технологическое. Фильм открывается снятыми на пленку кадрами повседневной жизни: люди бегают по пляжу, дети играют с собаками. Авторский голос за кадром сообщает, что эта хроника — сентиментальное воспоминание о человечестве, аналоговых технологиях и биоразнообразии. Артефакты пленки постепенно превращаются в пиксели, а живой голос — в механический, возвещая о присутствии нечеловеческого. Снятый в Антарктиде фильм словацкого режиссера Вьеры Чаканиовой создает дистопический опыт восприятия Земли на закате эпохи антропоцена искусственным интеллектом и рефлексирует об изменении статуса человека в связи с экологическим кризисом, совершенствованием AI и робототехнологий.