Поделиться новостью —

Читайте также

23 Апреля 2024

Фильму «Ярославна, королева Франции» исполнилось 45 лет

22 Апреля 2024

Специальные показы на «Ленфильме»

22 Апреля 2024

Илья Желтяков получил приз за режиссуру на «Золотом вороне»

К списку новостей

Программа кинофестиваля «Мир знаний» на «Ленфильме»

14 Октября 2020

XV Международный кинофестиваль научно-популярных и образовательных фильмов «Мир знаний» стартует в Санкт-Петербурге. Завтра на «Ленфильме» стартуют кинопоказы в рамках трех авторских программ, которые представят взгляд кураторов на актуальные темы.

Программа «Политика взгляда: переосмысление этнографического архива» от куратора Майи Кузиной покажет опыты работы современных авторов с кинодокументальными этнографическими материалами XX века, которые через кинохронику критикуют политическое и социальное устройство мира предыдущего столетия. Программу откроет показ картины «Материалы экспедиции» / Expedition Content (США, 2020, Эрнст Карель, Вероника Кусумариати), на котором также состоится Q&A с режиссерами. Фильмы из программы Дмитрия Безуглова «Напряжение двусмысленности» задаются вопросом, насколько процесс познания зависит от переживаний и социальных взаимодействий с другими людьми. В рамках программы «Я расту» куратор Ксения Гапченко предлагает истории детей, приближающихся к непростому подростковому возрасту.

Также на «Ленфильме» состоится специальный показ фильма FREM (2020, Вьера Чаканиова при участии Мартина Ковачека), мировая премьера которого состоялась на кинофестивале Berlinale в 2020 году в секции Forum. Проект позиционируется как поэтический сенсорный эксперимент, совмещающий науку и искусство, реальность и вымысел, биологическое и технологическое – представляет взгляд искусственного интеллекта на нашу планету.

Показы пройдут в кинотеатре «Ленфильм», билеты в свободной продаже.

Расписание и подробнее о фильмах:

Программа «Напряженные двусмысленности»

15 октября 19:00КОНТАКТ и КАЖДЫЙ ХОЛОГЕНОМ САМ ЗА СЕБЯ

КОНТАКТ / THE VISIT

Режиссер: Майкл Мэдсен / Страна: Австрия / Дания

Зачем в ООН существует должность «космический посол для контакта с внеземными цивилизациями»? Что это — офисная синекура или нечто из области уфологии? Ни то, ни другое — лишь одна из многих рабочих позиций в комиссии по внешнему космосу, разрабатывающей протокол безопасности на случай возможного контакта с пришельцами. Мэдсен знакомит зрителей с астробиологами и космическими исследователями, чья жизнь проходит за подготовкой к встрече, которая, возможно, никогда не состоится: «Все законы и все теории остаются существенно временными, предпочтительными или гипотетическими даже в том случае, когда мы чувствуем себя неспособными сомневаться в них» (Карл Поппер).

КАЖДЫЙ ХОЛОГЕНОМ САМ ЗА СЕБЯ / EVERY HOLOGENOME FOR THEMSELVES

Режиссер: Кэтрин Хэмильтон / Страна: США

Медитативное видеоэссе американской художницы и биолога Кэтрин Хэмильтон, создательницы научно-художественного коллектива SisterSylverster, — о научной дерзости. В центре внимания — одна из первых попыток модифицировать микроорганизм задолго до появления технологии CRISPR. Главный герой — американский биоинженер. Столкнувшись с непредвиденными трудностями в ходе эксперимента, он понимает, что единственный способ решить поставленную задачу — это трансформировать исследуемые бактерии изнутри.

16 октября 21:00ФАКУЛЬТЕТЫ / LAS FACULTADES

Режиссер: Элоиза Солас / Страна: Аргентина

Впервые многие из нас сталкиваются с критикой способности суждения на устном экзамене: по какой-то причине вы озвучиваете совсем не те слова, что спокойно смотрели на вас со страниц учебника; стройность высказывания хромает, экзаменатор смотрит с удивлением, минуты тянутся бесконечно. Не все, кто решается получить высшее образование, становятся учеными; но все учатся аргументировать свою позицию, оперируя научными терминами и понятиями. Элоиза Солас показывает нескольких студентов: архитекторов, медиков, ботаников, юристов, философов, социологов, киноведов, которые тонут в записях, пытаются упорядочить бессистемные знания и получить пропуск в науку. «Факультеты» напоминают о том, как порой сложно защитить право на высказывание, каким бы опытом и научной интуицией ни обладал говорящий.

17 октября 20:00СИНДРОМ ПОЛЯРНИКА / SYNDROM ZIMOWNIKÓW

Режиссер: Петр Яворский / Страна: Польша

В 1970-е воодушевленное текстами Лема и космической программой СССР польское правительство начало готовить будущих космонавтов-колонистов и изучать, как ведут себя исследовательские коллективы, вынужденные долго жить вместе в замкнутом пространстве. В 1978 году на полярную станцию Арцтовский отправилась группа микробиологов, физиков, химиков и других ученых, за взаимодействием которых было поручено наблюдать молодому психологу Яну Терелаку. Но одним наблюдением дело не ограничилось: эксперименты, которые он ставил, годы спустя принесли ему славу одного из самых эксцентричных психологов в истории науки. 40 лет спустя участники экспедиции и Терелак встречаются вновь, чтобы обсудить то, что им довелось пережить в пустынном Арцтовском.

Программа «Политика взгляда: переосмысление этнографического архива»

16 октября 19:00МАТЕРИАЛЫ ЭКСПЕДИЦИИ / EXPEDITION CONTENT

Режиссер: Эрнст Карель, Вероника Кусумариати / Страна: США

Экспериментальная работа Сенсорной этнографической лаборатории (Sensory Ethnography Expedition Lab) Материалы экспедиции создана на основе 37-часового архива аудиозаписей и редких кадров из материалов к фильму Мертвые Птицы/Dead Birds документалиста-антрополога Роберта Гарднера, собранных во время экспедиции Пибоди в 1961 году в колонию Нидерландов Новую Гвинею. На аудиопленку попали не только повседневные и церемониальные ритуалы Хубула, но и комментарии членов экспедиции, явно не предназначенные для записи, а также голоса женщин и детей, свидетельствующие о колониальной иерархии в отношениях между исследователями и жителями острова.

17 октября 16:00ЗАКОЛДОВАННЫЙ / صحرلانگن (СЕХИРЛАНГАН)

Возрастные ограничения: 16+

Режиссер: Саодат Исмаилова

Страна: Норвегия, Узбекистан

Заколдованный — киноэссе, посвященное Туранскому тигру, некогда защитнику прибрежных зон реки Амударья в Центральной Азии. Сегодня этот вымерший подвид тигров — символ ушедшей эпохи, который живет лишь в коллективной памяти местных жителей. Соединяя дореволюционную и советскую хронику, завораживающий аудиокомментарий и съемки современного Узбекистана, режиссер описывает политический и культурный опыт народа, получившего вторую, советскую, идентичность.

18 октября 18:00TERRA FEMME: ЖЕНЩИНЫ И АРХИВНЫЕ ТРАВЕЛОГИ / TERRA FEMME: WOMEN AND THE TRAVELOGUE ARCHIVES

Режиссер: Кортни Стивенс / Страна: Великобритания, Монголия, США

В Terra Femme: Женщины и архивные травелоги Кортни Стивенс обращается к любительским документальным материалам 1920–1940 гг., снятым женщинами во время путешествий, — эти уникальные кадры, авторы которых не были связаны ни с академией, ни с киноиндустрией, обладают совершенно иной, по сравнению с классическими этнографическими фильмами, интонацией и оптикой. Первоначально задуманный как лекция-перформанс, в условиях пандемии проект трансформировался в киноэссе, в котором режиссер комментирует фрагменты путевых дневников — образцов «случайной этнографии», создававшейся параллельно научному канону.

Программа «Я расту»

17 октября 14:00ВЫРЕЗАТЕЛИ ЯЗЫКОВ / TONGUE CUTTERS

Режиссер: Сольвейг Мелкераен / Страна: Норвегия

Язык трески — деликатес, который Норвегия экспортирует во многие страны мира. Технологии на рыбном производстве не меняются годами: как и пятьдесят лет назад, работу по обрезанию языков доверяют детям — по норвежским законам, браться за нож и острую пику для разделки рыбы разрешено с шести лет. Герои фильма Илва и Тобиас отлично справляются с любой грязной работой, не боятся работать среди требухи и рыбьей крови и мечтают о том, чтобы когда-нибудь самостоятельно отправиться в море. Но чтобы накопить на небольшую лодку, им придется усердно трудиться несколько сезонов. Кино про дружбу и первые непростые решения.

18 октября 13:00МНЕ ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ / I AM ELEVEN

Режиссер: Женевьева Бэйли / Страна: Австралия

Что вы делали, когда вам было одиннадцать? В течение шести лет австралийский режиссер Женевьева Бейли путешествовала по миру и беседовала с детьми-подростками из пятнадцати стран — разных национальностей, социального происхождения и жизненного опыта. Эти разговоры сложились в трогательный и забавный портрет ускользающего детства. Герои фильма откровенно рассказывают о трудностях переходного возраста, размышляют о глобальном потеплении, терроризме и музыке, а также пытаются найти собственные определения того, что такое любовь, счастье, семья и религия.

18 октября 15:00ОХОТНИЦА С ОРЛОМ / EAGLES HUNTRESS

Режиссер: Отто Белл / Страна: Великобритания, Монголия, США

Год: 2016

Язык: Оригинальная копия с субтитрами

Продолжительность: 87 минут

Веками считалось, что охота с орлами — это исключительно мужское занятие. 2000 лет казахи Алтайского региона в Западной Монголии охотились с беркутом и другими хищными птицами. Тринадцатилетняя Ашолпан станет первой девушкой, которая выступит на охотничьем фестивале «Золотой Орел». Несмотря на то, что многие охотники высказываются против участия женщин в соревнованиях, отец и дед ее поддерживают.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗЫ

17 октября 18:00FREM

Режиссер: Вьера Чаканиова при участии Мартина Ковачека / Страна: Чехия, Словакия

FREM — это поэтический сенсорный эксперимент, совмещающий науку и искусство, реальность и вымысел, биологическое и технологическое. Фильм открывается снятыми на пленку кадрами повседневной жизни: люди бегают по пляжу, дети играют с собаками. Авторский голос за кадром сообщает, что эта хроника — сентиментальное воспоминание о человечестве, аналоговых технологиях и биоразнообразии. Артефакты пленки постепенно превращаются в пиксели, а живой голос — в механический, возвещая о присутствии нечеловеческого. Снятый в Антарктиде фильм словацкого режиссера Вьеры Чаканиовой создает дистопический опыт восприятия Земли на закате эпохи антропоцена искусственным интеллектом и рефлексирует об изменении статуса человека в связи с экологическим кризисом, совершенствованием AI и робототехнологий.