Поделиться новостью —

Читайте также

25 Ноября 2020

Владимир Бортко: «Успех пришел потому, что с самого начала мы сосредоточились на кино не про бандитов, а про людей»

24 Ноября 2020

«Ленфильм-клуб»: «Первые»

23 Ноября 2020

Специальный показ фильма «Вечный свет»

К списку новостей

Сергей Васильев: автор фильма «Чапаев» и один из любимых режиссеров Сталина

04 Ноября 2020

4 ноября (22 октября) исполняется 120 лет со дня рождения одного из самых известных режиссеров нашей страны, народного артиста СССР – Сергея Васильева. Он – один из «братьев Васильевых», создателей фильма «Чапаев».

Сергей Васильев в 1920-е годы подружился со своим однофамильцем Георгием Васильевым, с которым, будучи редактором и монтажером, работал в одной монтажной комнате. В 1928 году молодые режиссеры выпустили первый совместный фильм «Подвиг во льдах» и взяли творческий псевдоним «братья Васильевы». С этим именем они буквально ворвались в историю мирового кино, создав легендарного «Чапаева».

«1920-30-е в советском кино были богаты на гениев, новаторов, эксцентриков, необычных и уникальных личностей. И все равно «братья» Васильевы были особенной планетой. Сергей Васильев, один из активных творцов советского коллективного мифа, стал родителем Чапаева – фигуры, сопоставимой по своей мощи, живучести, одновременно пластичности и постоянству с полубогами античности. Чапаев – герой кино и анекдота, сохранявший народную витальность и пронёсший ее через десятилетия менявшейся, беспрестанно мутировавшей идеологии. Чуждый официозу, непокорный комдив – выживший вопреки всему сказочный богатырь, удачливый сменщик похороненных цензурой героев Платонова и Бабеля. Возможно, его – точнее, придуманная для него Васильевыми – наивная вера в победу светлого будущего над закоснелым прошлым и помогла страшной эпохе Гражданской войны сохраниться в коллективной памяти в качестве пугающей и одновременно красивой легенды» – сказал известный российский журналист и кинокритик Антон Долин.

«ЧАПАЕВ»

Вряд ли можно вспомнить другой пример такого бурного и единодушного, буквально всенародного успеха, какой встретил фильм братьев Васильевых у зрителей. За короткий срок «Чапаева» посмотрела вся страна. Именем начдива называли ударные бригады, передовые колхозы, пионерские отряды. Игра в чапаевцев на многие годы стала любимой игрой детворы.

Летом 1932 года сценарный отдел студии познакомил Васильевых со сценарием «Чапаев», написанным по одноимённой книге Дмитрия Фурманова его вдовой Анной Фурмановой при участии В. Трофимова. К сожалению, характеры отдельных персонажей ей не удались. Фурманов становился олицетворением ходячей морали, произносившим газетные передовицы, а Чапаев ему беспрекословно подчинялся.

Сергей и Георгий Васильевы сами были участниками Гражданской войны, и их заинтересовали источники сценария — книга Дмитрия Фурманова, его военные дневники. «Чапаев» начинался как скромная, рядовая постановка, причём фильм должен был быть немым. Васильевым пришлось выдержать настоящую битву. В студийной многотиражке режиссёров обвиняли в «ослаблении и игнорировании немого фронта», в деляческих позициях, а директор отказывался читать «звуковой» сценарий. И все-таки фильм был снят звуковым.

Фильм «Чапаев» смотрели не просто по нескольку раз – десятки раз. Невиданная по нашим временам история – блокбастер без хеппи-энда. Можно сказать, что именно фильм создал легенду о Чапаеве. Например, историки утверждают, что настоящий Чапаев не носил бурку. Этот элемент костюма придумали кинематографисты, чтобы придать образу больше динамики в момент конной атаки. Но Чапаев в бурке позже изображался на многих картинах, рисунках и даже памятниках. «Чапаевская» бурка и поныне хранится на «Ленфильме», ее можно увидеть в экспозиции музея киностудии.

Фильм «Чапаев» завоевал множество наград. В том числе на I Международном московском кинофестивале в 1935 году, Всемирной выставке в Париже в 1937-м, Венецианском кинофестивале в 1946 году… Но главное признание принесло время – спустя 40 лет после выхода на экраны по итогам опроса ведущих киноведов мира «Чапаев» был включен в сотню лучших фильмов всех времен и народов.

СТАЛИН ПОПРОСИЛ

Сергей и Георгий Васильевы вместе проработали два десятка лет до смерти Георгия. Они написали сценарии и поставили также фильмы, как «Спящая красавица», «Личное дело», «Волочаевские дни», «Оборона Царицына», «Фронт».

В годы войны Сергей Васильев был художественным руководителем ЦОКС (Центральная Объединенная киностудия, 1941-1944 гг.), действовавшей в Алма-Ате и объединявшей эвакуированные «Мосфильм» и «Ленфильм». В начале Великой Отечественной войны на «Ленфильме» сняли агитационный ролик «Чапаев с нами». В нем Чапаев доплывает до противоположного берега и, обращаясь с экрана к зрителям, призывает их бить фашистов.

Согласно легенде, фильм «Оборона Царицына» Васильевых попросил снять лично Сталин. Картину создавали в 1942-м в эвакуации в Алма-Ате. Оборона Царицына в 1918 году Красной армией под командованием Сталина и Ворошилова – один из ключевых эпизодов Гражданской войны.

В роли Иосифа Сталина снимался Михаил Георгиевич Геловани. Он играл сдержанно, корректно. Это была уже седьмая роль Сталина у актера. За свою кинокарьеру Геловани сыграл Сталина в кино 15 раз.

Один эпизод в картине Иосиф Сталин решительно вычеркнул. А сцена была такая. В штабной вагон, где находились Сталин и Ворошилов, вбежал один из командиров — грузин по национальности — и стал требовать подкрепление. Он был в панике и перешел на грузинский. Сталин его оборвал: «Я по-грузински не понимаю». Это несколько успокоило командира, и тогда Сталин сказал по-грузински: «Грузины никогда трусами не были». Командир окончательно успокоился.

Фильм снимали в том числе и в Сталинграде еще до начала Сталинградской битвы. За первую серию режиссёры Васильевы, актеры Михаил Геловани, Николай Боголюбов, Михаил Жаров, оператор Александр Сигаев получили Сталинскую премию.

«ГЕРОИ ШИПКИ»

С 1955 по 1957 год Сергей Васильев возглавлял киностудию «Ленфильм». В 1955 году Сергей Васильев получил приз Каннского фестиваля за режиссуру фильма «Герои Шипки». Картину он снимал один, второй член творческого дуэта «братья Васильевы» Георгий к тому времени уже умер.

Пять веков славянские народы Балканского полуострова находились под игом османских турок. В 1877 году Россия объявила войну Турции. Под руководством талантливых генералов в суровых природных условиях русские и болгарские воины одерживают ряд крупных побед. Разбив врага под Плевной, русско-болгарская армия начала наступление на Стамбул…

Фильм снимался в Болгарии в местах, где происходили реальные исторические события. В съемках было задействовано несколько тысяч военнослужащих советской и болгарской армий. Сергей Васильев с оператором Михаилом Кирилловым создали не просто кадры с толпой. В сценах сражений воссоздан подлинный масштаб войны. В одном кадре турки в метре от камеры заряжают пушку, а в километровой дали зритель видит слаженно марширующие полки. Батальные сцены из фильмов предыдущих лет кажутся после «Героев Шипки» скромными малобюджетными постановками. При этом авторы фильма не гонятся за интересными планами и динамичным движением камеры, как, например, снят фильм «На западном фронте без перемен». Лишь изредка объектив камеры скользит по полю боя. Обычно же камера достаточно статична и позволяет зрителю спокойно наслаждаться эпическим полотном, разворачивающимся перед ним.

Съемочная группа по тем временам была сформирована очень внушительная. Только вторых режиссеров было четверо. Плюс к ним несколько операторов, операторов комбинированных съемок, пиротехников, художников по гриму. А какой звездный актерский состав выехал в Болгарию: Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, Евгений Самойлов. При этом главные роли исполняли не совсем известные Иван Переверзев, Виктор Авдюшко, Георгий Юматов, Константин Сорокин, Петко Карлуковски и другие. Уехали ленфильмовцы на месяц-полтора, но в итоге пришлось задержаться почти на три – подводила и техника и погода.

Среди вымышленных персонажей картины встречались и исторические личности – знаменитый художник-баталист Василий Верещагин. На его роль был утвержден молодой актер Театра на Литейном Василий Леонов. Но за несколько дней до отъезда его свалил жестокий грипп. Если бы не мастерство ленинградских медиков, Василию не суждено было бы сыграть своего тезку. Врачи быстро поставили Леонова на ноги. В театре по-хорошему завидовали артисту: счастливчик, поедет в Болгарию – какая-никакая, а заграница. Да и сниматься будет у одного из братьев Васильевых, автора легендарного «Чапаева». Коллеги даже сочинили частушку для Леонова: «Не годишься ты для «Шипки», ты для «Шипки» слишком хлипкий…», имея в виду сразивший его грипп. Еще одного исторического персонажа – генерала Скобелева – играл Евгений Самойлов.

21 октября на киностудии «Ленфильм» в рамках «Ленфильм-клуба» состоялся вечер памяти Сергея Васильева. На киностудии была организована экспозиция, состоящая из уникальных фотографий и документов, предоставленных семьей Сергея Васильева и архивом киностудии «Ленфильм». Для зрителей на большом экране был показан фильм «Герои Шипки». На вечере перед показом выступил правнук Сергея Васильева – Илья Юрьевич Васильев, консул Республики Болгария Валентин Ангелов, режиссер и киновед Александр Николаевич Поздняков. Также показ посетил Генеральный консул Республики Болгария в Санкт-Петербурге: генерал, д-р экономических наук Антонов Ангел. Перед фильмом было сказано много теплых слов о Мастере и его творчестве.

Мероприятие прошло при поддержке Фонда военно-исторического кино.

Источник