Поделиться новостью —

Читайте также

29 Октября 2020

«Илиана. Верь мне»

29 Октября 2020

Ноябрьская программа «Ленфильм-клуба»

28 Октября 2020

Точка сосредоточения кино на Петербургской ярмарке

К списку новостей

Жанна д’Арк из Речинска

12 Октября 2020

В 1970 году на экраны страны вышел второй художественный фильм режиссера Глеба Панфилова «Начало». Лента, снятая на киностудии «Ленфильм», стала не только признанием режиссера в любви своей музе – актрисе Инне Чуриковой, но и продолжением их плодотворного творческого союза.

Над «Началом» работала практически та же творческая группа, что и в первой картине Глеба Панфилова «В огне брода нет». Сюжет обоих фильмов в чем-то перекликается: это история неказистой провинциалки, которая буквально расцветает на глазах зрителя благодаря своему художественному таланту.

Идея фильма в фильме

Инна Чурикова и Глеб Панфилов после выхода на экраны первой картины собирались снять историю народной героини Франции Жанны д’Арк. На идею даже откликнулись французские продюсеры, которые были готовы вложить деньги в совместный проект. Но они хотели видеть в главной роли актрису из своей страны, а Панфилов представлял только одну кандидатуру – Инну Чурикову. В итоге до воплощения фильм о Жанне д’Арк так и не дошел. К тому же киноначальники СССР посчитали, что без участия французов незачем снимать фильм на зарубежную тематику. И тогда Панфилов выдвинул новую гениальную концепцию – снять фильм о современной девушке, где история Жанны д’Арк стала бы своеобразным «фильмом в фильме».

По сюжету ткачиха из провинциального городка Речинска Паша Строганова мечтала стать актрисой, но к ее мечте мало кто относился серьезно. Ей даже в народном театре ролей не давали, разве что роль Бабы-яги.

Но происходит чудо: в захолустном клубе появляется режиссер, который намерен снять фильм о Жанне д’Арк. Сбывается мечта Паши, ее приглашают на главную роль. У нее начинается совсем другая жизнь, полная настоящих творческих мук, терзаний и озарений.

В съемках участвовала… съемочная группа

Кроме Инны Чуриковой в фильме сыграли Валентина Теличкина, Татьяна Степанова, Леонид Куравлев, Михаил Кононов, Нина Скоморохова, Татьяна Бедова и другие. К слову, у Михаила Кононова в фильме две роли. Он сыграл не только соседа по коммуналке главной героини, но и шута в эпизоде казни Жанны д’Арк.

Еще одной отличительной чертой фильма стоит отметить подачу съемочного процесса истории о Жанне д’Арк. Роли съемочной группы в фильме исполняли непрофессиональные актеры, члены съемочной группы фильма. Режиссера Игнатьева сыграл сценарист Юрий Клепиков, второго режиссера – второй же режиссер фильма Геннадий Беглов, оператора – оператор Дмитрий Долинин, помрежа Степана Витальевича – врач Вячеслав Васильев.

Стоит отметить, что неожиданным образом обыграно название: в фильме нет начальных титров. А название «Начало» появляется на экране в конце вместо привычного «Конец фильма».

Нормандия под Муромом

Городок Речинск снимали в Муроме Владимирской области. Именно там героиня Чуриковой ходила на танцы, гуляла по улицам. Глеб Панфилов объяснял свой выбор так: «Муром, по-моему, это истинно русский город, с традициями народной старины. Именно таким мне представляется Речинск, где живет Паша». Местные жители участвовали в массовке и даже дали напрокат велосипед Михаилу Кононову.

Эпизоды с Жанной д’Арк снимали неподалеку, в селе Спас-Седчино. Построили декорации средневекового замка, где были поставлены сцены допроса Жанны инквизиторами. «Походные» сцены снимались в окрестных полях и перелесках. По словам Глеба Панфилова, природа Владимирщины очень похожа на Нормандию. Конечно, построить масштабную декорацию средневекового замка не позволял бюджет фильма, а найти подходящую готическую натуру в средней полосе России было негде. В итоге пришлось еще строить и декорации церкви Сент-Уэн, что в Руане. Ее внешний вид и размеры вполне соответствовали замыслам съемочной группы. Построил ее художник Марксэн Гаухман-Свердлов по найденной им гравюре этой церкви, сделанной с натуры еще в XIX веке.

В кинотеатры стояли очереди

Многие критики неоднозначно оценили фильм, сравнивая новую картину Панфилова с прошлой. Однако его талант неизменно признавали все. Газета «Кадр» 1970 года сохранила высказывание режиссера Владимира Венгерова, создателя «Кортика» и «Двух капитанов». В те годы он руководил Третьим творческим объединением «Ленфильма».

«Слово «талантливый» звучит в этом помещении не так редко, но в данном случае оно звучит вполне заслуженно, – писал Венгеров. – Я считаю неверным сравнение этой работы с уровнем «Ленфильма» вообще и с уровнем других произведений. Мне легче сравнивать Панфилова с Панфиловым. Я предпочитаю первую картину Панфилова этой картине. Думаю, что мое это суждение не заденет чести этой картины. Эта картина, может быть, сделана ярче и талантливее, в ней проявлена рука уже более зрелого мастера, накал здесь больше, чем «В огне брода нет», но здесь гораздо меньше содержания, чей в той картине».

На долю фильма «Начало» выпал потрясающий успех. Панфилов вспоминает, как из окон ленинградской квартиры наблюдал нескончаемые очереди в кинотеатр. Журнал «Советский экран» назвал Инну Чурикову лучшей актрисой года.

В 1971 году на 32-м Венецианском кинофестивале Глеб Панфилов получил «Серебряного льва», а Инна Чурикова – золотую награду.

Источник