Поделиться новостью —

Читайте также

23 Апреля 2024

Фильму «Ярославна, королева Франции» исполнилось 45 лет

22 Апреля 2024

Специальные показы на «Ленфильме»

22 Апреля 2024

Илья Желтяков получил приз за режиссуру на «Золотом вороне»

К списку новостей

«Сейчас большинство киношников — фрилансеры». Гендиректор «Ленфильма» — о кадровом вопросе и судьбе полутора миллиардов

25 Февраля 2021

В сентябре на «Ленфильме» вновь сменился гендиректор, все это время он не давал развернутых интервью СМИ. И вот «Фонтанка» первой лично встретилась с Федором Щербаковым, чтобы выяснить, каким он видит будущее киностудии, что происходит сейчас с ее кадрами, подающими тревожные сигналы, и когда мы увидим ее фильмы.

— Федор Николаевич, «Фонтанке» сообщили, что на «Ленфильме» сокращают сотрудников, ликвидируется цех декоративно-технических сооружений. Так ли это?

— Это не так. У нас по ряду направлений сейчас дефицит кадров. И наша кадровая служба ежедневно проводит собеседования со специалистами для приема на ряд вакансий. С этим тоже есть сложности. Долгое время на киностудии были проблемы с регулярной выплатой зарплаты из-за тяжелого финансового положения, и до сих пор мы, наверное, не самый лучший работодатель с точки зрения оплаты труда. Что касается упомянутого вами цеха, то цех был не загружен заказами, а специалисты, работающие там, выполняли ряд административно-хозяйственных работ на киностудии. Это плотники, маляры, электрики. Сейчас мы решили перевести их из структурного подразделения ЦДТС в административно-хозяйственную часть. А насчет загрузки цеха работой — мы сейчас ведем переговоры с рядом профильных компаний, с которыми планируем сделать коллаборации в деле строительства декораций для съемок. Этот путь экономически представляется очень перспективным.

— Но люди обращались за разъяснениями и получили от вашего отдела кадров ответ (есть в распоряжении редакции. — Прим. ред.), что сокращение штата связано с требованием снижать расходы киностудии ежегодно на 10% и с необходимостью исполнять директивы Росимущества.

— Если у вас есть такой документ-требование, мне было бы очень интересно с ним ознакомиться, потому что таких документов я пока не видел. Ни акционер, ни совет директоров таких нормативов не ставят. На «Ленфильме» расходы на многих направлениях резать уже некуда, они и так сокращены в разы, а другие направления требуют, наоборот, немедленного финансирования.

— Сколько человек вообще было уволено с того момента, когда вы пришли на эту должность?

— Я думаю, что баланс тех, кто покинул студию и был принят на работу, одинаковый.

— Но вы же понимаете, что можно уволить пять режиссеров и взять пять уборщиц.

— Если говорить про штат в целом, то массовых увольнений, сокращений за последние пять месяцев не было. Ну, например, 10 человек ушло — человек 7–8 пришло. Сейчас при проведении аудита кадровой службы мы рассматриваем вопрос оптимизации тех сотрудников, которые многие годы или даже десятилетия находятся в творческом отпуске, но формально числятся в штате студии. Это люди, которые не получают зарплату, на работу не ходят. К сожалению, мы выяснили, что несколько человек за это время скончались, а у нас этой информации не было. Кто-то давно уехал за границу. Но по тем или иным причинам эти люди в нашем штате. Многие из них профессионалы, заслуженные ветераны «Ленфильма», чей трудовой стаж на студии может исчисляться десятилетиями. Наши кадровики с каждым из этих сотрудников встретятся и обсудят их планы, узнаем, зачем им необходимо до сих пор быть в нашем штате. Тем более большинство из них люди 65+. Многие активно работают в совете ветеранов «Ленфильма». Речь идет о 10–15 сотрудниках.

— Но для них это очень важно.

— Безусловно, поэтому я и хотел бы с ними обсудить усиление нашего совета ветеранов, чтобы они были при «Ленфильме» и мы были вместе. Это точно не вопрос сокращения издержек, потому что они и так зарплату у нас не получали. Вот Александр Николаевич Сокуров находится в штате «Ленфильма».

— Ну, к нему-то претензий никаких быть не может!

— У нас ни к кому претензий нет. Александр Николаевич не получает у нас зарплату, у него свои проекты, некоторые проекты мы делаем совместно с его компаниями и фондом. Мы, как мне кажется, выстроили очень рабочие отношения, постоянно общаемся, я с большим интересом обсуждал с мастером очень сложные вопросы развития кинематографии и культуры в нашей стране. В ближайшее время мы за счет «Ленфильма», на наших мощностях, начнем реставрацию двух картин — «Телец» и «Молох», которые, надеемся, уже в самое ближайшее время будут представлены на международных фестивалях на спецпоказах, в необходимом этим площадкам качестве.

— Подождите, вы мне сейчас хотите сказать, что вы Сокурова увольняете?

— Повторюсь еще раз. Мы никого не увольняли. Мы обсуждаем с коллегами, которые на киностудии находятся в творческих отпусках, их планы. Если по каким-то причинам для кого-то необходимо держать свою трудовую книжку у нас, то мы, конечно, войдем в положение. С Александром Николаевичем мы этот вопрос обсуждали, и он точно сам решит, как ему комфортнее.

— Но все те, о ком мы говорим, — это же творческий состав. И когда простой закончится и студия возродится, именно эти люди будут в первую очередь нужны.

— Нет, потому что в большинстве случаев эти люди активно работают, у части собственный успешный бизнес, а многие на пенсии. Но если кто-то решит выйти из творческого отпуска, то будем думать, как задействовать специалистов.

— Вот, мне подсказывают, художник «Конька-горбунка» — тоже у вас в штате.

— Мы на «Ленфильме» открыли прекрасную выставку костюмов из фильма «Конек-горбунок». Выдающийся художник Надежда Васильева имеет более чем 30-летний стаж работы на киностудии. Мы обязательно у нее уточним ее планы. Но, насколько я знаю, она крайне востребованный, успешный художник и работает с ведущими российскими продюсерами.

— И почему наша студия — не среди них? Вы же должны бороться за кадры!

— Ну, мы, конечно, боремся и будем бороться за кадры. Просто сам процесс кинопроизводства несколько изменился за последние 30 лет. Во времена тотального госзаказа в СССР в штате «Ленфильма» работали 2,5 тысячи человек. Тут были люди всех специальностей. Но сейчас большинство киношников — фрилансеры, и команды собираются под проекты. Столько людей не может быть постоянно в штате — это просто экономически невозможно. Такого нигде нет: у Warner Brothers, «Мосфильма», Paramount — у всех команды собираются под конкретную работу.

— А на «Ленфильме» так не было?

— И на «Ленфильме» так уже многие годы. Неужели вы думаете, что все режиссеры, работавшие с нами в последнее время, — в штате «Ленфильма»? Нет, конечно.

— У нас в последнее время и фильмов-то не особо.

— Ну, все равно, каждый год выходит несколько фильмов, идёт производственный процесс. Но это не значит, что все режиссёры, осветители, администраторы — в штате «Ленфильма». Да, у нас есть помещения, павильоны, мы в какой-то части — кинопроизводственная фабрика, но мы как продюсерский центр ничем не отличаемся от других продюсерских компаний. В штате «Ленфильма» как киностудии на сегодняшний день находятся финансисты, бухгалтерия, юристы, инженеры монтажно-тонировочного комплекса, сотрудники, которые обеспечивают работу наших помещений. Что касается творческих единиц сотрудников — почти все на аутсорсинге, как диктуют нам экономические реалии, потому что у режиссера одновременно пять проектов может идти. И один проект будет с «Ленфильмом», один — с другой российской студией, один — ещё где-то, например в Америке, и так далее.

— То есть, когда я шутила насчет «пять художников на выход — пять уборщиц на вход», я была не так далека от истины.

— Просто это не очень корректно: художники не уходят, потому что их де-факто и нет.

— Почему так и не были выпущены фильмы «Этаж» с Сергеем Шнуровым и «Учености плоды» с Сергеем Безруковым, фактически снятые еще при Эдуарде Пичугине?

— «Учености плоды» полностью готов, фильм сдан, всё хорошо. Это картина, в которой мы являемся сопродюсерами.

— Простой вопрос: когда я смогу его в кино посмотреть?

— Думаю, лучше уточнить это у продюсера картины Игоря Угольникова. Что касается фильма «Этаж» — действительно, с ним были проблемы, «Ленфильм» на 10% является сопродюсером, и недавно Совет директоров киностудии принял решение, что мы передаем основному продюсеру и инвестору право доделать этот фильм в том виде, в котором он хочет, но мы останемся там сопродюсерами. Предприниматель Алексей Евгеньевич Орёл сейчас активно взялся за эту работу.

— То есть там была творческая неудача.

— Там были проблемы сначала с финансированием, потом творческие вопросы.

— И тоже непонятно, когда фильм можно будет посмотреть.

— Как только работа над ним будет завершена. Продюсер и инвестор полностью финансирует эту работу, у него есть свой план.

— А производство фильма «Воздух» пока стоит? Герман успел снять за это время другой фильм.

— Насколько мне известно, там была «расшивка» с «Сагой» (Saga Film. — Прим. ред.), мы недавно это обсуждали с Алексеем Германом, я пообещал, что мы всячески его будем поддерживать. Мы там небольшие сопродюсеры и не можем отвечать сами за эту историю. Они получали дополнительное финансирование, меняли продюсеров, команду. Но лучше задать вопрос Герману.

— Я спрашиваю вас об этих картинах, потому что других у вас нет.

— В этом году выходит два фильма учеников Сокурова, в которых мы являемся сопродюсерами. Пока у них рабочие названия «Занять свое место» режиссера Тины Мастафовой и «Узлы» Олега Хамокова, и я надеюсь на успех этих фильмов. Это хорошее, крепкое дебютное кино.

— Раз мы заговорили о Сокурове: недавно министр культуры Ольга Любимова сказала, что его учеников привлекут к воссозданию «Ленфильма». Как именно?

— Два фильма его ученики снимали здесь. Александр Николаевич сам и его ученики принимают активное участие: они снимают на студии, они задействованы.

— Они здесь — территориально.

— И территориально, и задействуют нашу производственную базу, и мы являемся сопродюсерами этих картин, мы совместное производство осуществляем.

— То есть насчет большего конкретики нет. Давайте перейдем к финансовому вопросу. В последнее время студия прошла множество проверок, теперь вы можете сказать, почему не хватило средств первого кредита, куда он «испарился»?

— Все проверки показали, что никакого «испарения» не было: на кредит была сделана довольно большая работа по реконструкции студии — это и сети, заново перекрыты крыши павильонов, отремонтирован кино-выставочный центр. Также в рамках кредита был обновлён монтажно-тонировочный комплекс, установлено оборудование. Как запустить кое-какое оборудование — мы до сих пор обсуждаем.

— Вы про большой Atmos (ранее «Фонтанке» о проблемах его установки рассказывала предыдущий руководитель киностудии — Инесса Юрченко. — Прим. ред.)?

— Да. Просто за это время произошла техническая революция, и я пока не готов дать прогноз, насколько это теперь может быть рентабельно. Подобного рода система в Петербурге уже есть, она не уникальна. И, условно говоря, если мы сейчас ее установим, наладим — а мы это можем сделать в каком-то виде — какая будет экономика, пока сказать сложно.

— Мы все время говорим «когда-нибудь», а вы здесь уже пять месяцев работаете. Что за это время было сделано?

— Я и моя команда занимались анализом и расшивкой (решением. — Прим. ред.) финансовых проблем нашего предприятия. Их много. Сейчас благодаря активной поддержке Министерства культуры и правительства погашен кредит перед банком ВТБ. Мы резко сократили долги за свет, газ, перед «Водоканалом». В 2020 году выручка рухнула очень серьёзно, потому что киностудия не работала из-за пандемии. Даже арендаторы, которые у нас здесь сидят, не в состоянии были платить аренду, потому что тоже не работали. Когда я пришёл на студию, увидел, что у меня отключения света, газа и так далее вполне объективны. Не потому, что кто-то так хозяйствовал — например, Юрченко или Пичугин, — а просто физически нет денег, и взять их неоткуда, потому что отрасль не работает — запрещено. И студия за это время получила огромный кассовый разрыв, и пять месяцев мы занимались латанием этого разрыва.

— Как конкретно изменились показатели задолженности?

— Ну если банковская задолженность была 2,2 миллиарда, то сегодня она составляет 631 миллион. И я благодарен Банку ВТБ за гибкость в этом вопросе. Задолженность по ЖКХ сокращена на 50%. Мелкие долги постоянно обслуживаются и гасятся. То есть страницу, на которой нам маячило банкротство, мы перевернули. Теперь мы находимся со всеми в конструктивных переговорах, у нас нет никаких предписаний, угроз, что нас обанкротят, мы идем дальше. Это, наверное, главный результат первых пяти месяцев. Плюс анализ ситуации. Мы даже прогноз по двадцатому году перевыполнили на 9% — не потому, что я пришёл и я такой молодец, а просто чуть-чуть отпустила пандемия, локдауна не было.

— А с оставшимся 631 миллионом как поступите?

— Разработана стратегия и финансовый план погашения оставшихся долгов. Мы понимаем, как будем их гасить. Например, у нас есть непрофильные активы, которые мы можем реализовать.

— Тамбасова? (Земельный участок. — Прим. ред.)

— Да, наша площадка на улице Тамбасова — яркий пример, и мы собираемся реализовать этот актив, это один из источников погашения.

— Киностудия его собирается реализовать уже много лет. Чем ваше «собираемся» отличается от всех предыдущих?

— На мой взгляд, сейчас конъюнктура рынка очень удачная, интерес к площадке достаточно большой, у нас есть конкретные предложения от большого количества девелоперов.

— Что изменилось?

— Я уже сказал: конъюнктура рынка. Земли в Петербурге больше не стало, ее становится все меньше и меньше, интерес девелоперов к земле возрастает, плюс есть целый ряд программ, которые стимулируют этот интерес, потому что надо строить, строить и строить жилье.

— Вы сказали, что у вас даже арендаторы не работали, когда вы пришли, из-за пандемии. А почему «Kino Corner» закрыли?

— «Kino Corner» никто не закрывал. Не было решения его закрыть.

— Он «свернулся» раньше срока, после того как вы пришли.

— «Kino Corner» у меня не появился ни разу, никто из них даже не пришёл. Мы, наоборот, с интересом изучили этот опыт и сейчас планируем открыть пешеходную улицу, занимаемся межеванием земли — это большой процесс, потому что здесь соединилось много разных интересов: есть и жилые дома с частными собственниками, и здания киностудии. Мы должны размежевать эту улицу, город готов оказывать содействие в благоустройстве.

— Вы про сквозной проход до Кронверкской?

— Да, сквозной проход, благоустроенный, нормально сделанный, с ремонтом всех фасадов наших павильонов — это всё в ближайших планах. К нам приходит довольно много разных компаний, которые предлагают участие — хотят открыть галерею, ресторан. Мы пока анализируем и изучаем наши возможности, слушаем концепции. А «Kino Corner» не появлялся у меня ни разу.

— Так он же уже работал, зачем ему появляться?

— Когда я пришёл, уже никакого «Kino Corner» здесь не видел.

— То есть они ушли по собственному желанию вместе с Инессой Юрченко?

— У меня нет по этому поводу никакой информации.

— Зайдя на страничку Совета директоров, я увидела фигуры, которые уже ушли со своих основных постов.

— Да, я поясню: идёт процесс обновления Совета директоров. Буквально вчера я получил письмо от Александра Дмитриевича Беглова по поводу замены Владимира Кириллова на Бориса Пиотровского. Этот вопрос требует документального оформления. И с Минкультом сейчас будет произведена замена ушедшего Максима Ксензова на Светлану Максимченко. Это в процессе. Будет еще несколько замен в Совете директоров, процесс уже запущен, но я думаю, что мы отдельно это анонсируем.

— Со стороны творческой или коммерческой?

— И не там, и не там.

— И хотелось бы творчеством закончить. Мы поговорили о пяти месяцах вашей работы с точки зрения экономической, а с точки зрения творческой — были какие-то шаги, какие-то заявки, питчинги, проекты?

— Когда я появился здесь, не было ни одного проекта, готового к подаче заявки, например в Министерство культуры. Мало того, и не было за это время никаких возможностей: был один конкурс дебютного кино, небольшой, который минкульт проводил в 2020 году. Мы к нему, честно говоря, были не готовы. В данный момент мы занимаемся организацией редакторского отдела и начинаем отсмотр проектов, приходят заинтересованные люди, а где-то мы собираемся быть сопродюсерами. Мы много обсуждаем подходы и разработку картин с дебютантами.

— С сокуровскими учениками?

— И с сокуровскими, и не только. Хотим организовать центр компетенций, заниматься кинодевелопментом с точки зрения доработки проектов молодых кинематографистов — сейчас идет дискуссия на тему, как лучше это делать.

— То есть пока никаких названий и фамилий.

— Реально анонсировать это можно будет начиная с апреля.

— Ну, неужели никакой ближайшей надежды не назовете?

— Ближайшая надежда наша — что не будет возврата к пандемии и мы начнём работать нормально.

Беседовала Алина Циопа, «Фонтанка.ру»