4 марта 2021 в фойе киностудии «Ленфильм» кинорежиссер Алексей Герман-мл., генеральный директор киностудии «Ленфильм» Федор Щербаков, председатель Архивного комитета Петр Тищенко и главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов откроют выставку «Герман и окрестности».
Выставка приурочена к выходу книги «Герман» (издательство «Сеанс») — фундаментального исследования об одном из главных авторов «ленинградской школы». В издании собраны уникальные фотографии и документы, опубликованы статьи о фильмах и поэтике режиссера, а также интервью самого Алексея Германа. Автор концепции и редактор-составитель тома Любовь Аркус представит книгу публике тогда же, 4 марта в 19:00, перед специальным показом фильма Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин».
Герман и «Ленфильм» — один из сквозных сюжетов как книги, так и судьбы ее главного героя. Алексей Герман работал на «Ленфильме» с 1967 года, когда он дебютировал с картиной «Седьмой спутник», до самой смерти в 2013 году, когда в «ленфильмовских» тон-ателье завершалась запись звука для «Трудно быть богом». Здесь его фильмы запускали и закрывали, отсюда его изгоняли с позором и возвращали с почестями. Здесь были его группа и семья, друзья и враги. Для исчерпывающего рассказа о Германе на «Ленфильме» потребовалась бы вся студия с ее павильонами и цехами: стены и люди еще хорошо помнят режиссера, который не просто создал свой киноязык, но — как кажется сегодня — переизобрел сам кинематограф.
«Эта книга — признание в любви, попытка утешить свою тоску, рассказать вечности несколько баек, вдруг она улыбнется. Смерти нет, есть убегающая к горизонту дорога — где-то там, куда уже невозможно добраться, ждет веранда, осень, папа и мама. Пора пить чай» — говорит кинокритик Ксения Рождественская.
«Про то, что Герман поразительный рассказчик, было известно и раньше (см. книгу разговоров с Германом Антона Долина), и на протяжении всего сеансовского тома он тоже «держит зал», и показывает класс, и объясняет метод («кино надо снимать в состоянии атаки»), и сообщает множество занимательных деталей — вроде того, что на главную роль в «Хрусталеве» планировался Довлатов. Но тут, даже на уровне еле заметно меняющейся интонации, становится видна линия судьбы — вот он баловень и «о, счастливчик», которому все изначально дано уже по факту рождения, вот он скучает в БДТ на вторых ролях и уходит в кино, а вот оказывается, что быть первым (или хотя бы заметным) на фоне ленфильмовского созвездия 1970-х тоже нечеловечески сложно, нужно идти дальше и быть смелее, а за это бьют, а вот, уже битый, изруганный и полузапрещенный, он приходит к тому (тут уже начинаются мои домыслы, простите), что дело не в том, как выторговать у ленфильмовских бюрократов право показать в кино тот или иной уровень правды — а в том, что есть какой-то предельный уровень правды, настоящего, подлинности, к которому невозможно пробиться ни в современности, ни в социальности, он где-то на небе, в райском саду, из которого изгнали, в детстве, которое ушло. И только на этом уровне имеет смысл работать. Штурмовать небеса» — рассказал руководитель проекта «Полка» Юрий Сапрыкин.
Сюжет выставки «Герман и окрестности» сфокусирован на истории создания фильма «Мой друг Иван Лапшин» — на том, как картина, которую когда-то постановили закрыть и списать в убытки, стала одним из символов нашего кинематографа. «Мой друг Иван Лапшин» — эталонный образец «ленфильмовского» кино. Помимо фотографий со съемочной площадки, на выставке впервые представлены уникальные архивные документы: сценарное дело фильма, стенограммы худсоветов и личное дело режиссера Алексея Германа. Посетители смогут увидеть плащ Лапшина и печатную машинку, на которой Герман работал во время создания фильма.
Все экспонаты сопровождают цитаты из интервью режиссера разных лет — таким образом, проводником по выставке «Герман и окрестности» становится сам Алексей Герман.
Одновременно с выставкой в киноцентре «Ленфильм» будет проходить ретроспектива «Герман и окрестности». Помимо фильма «Мой друг Иван Лапшин» зрителям будут показаны оказавшие на Германа большое влияние «Друзья и годы» Виктора Соколова, снятые по сценарию Алексея Германа и Светланы Кармалиты «Торпедоносцы» Семена Арановича, а также два фильма, выпущенные Германом на «Ленфильме« уже в качестве руководителя Мастерской Первого и Экспериментального фильма: полнометражные дебюты Евгения Юфита и Алексея Балабанова — «Папа, умер дед мороз» и «Счастливые дни».
Организаторы: киностудия «Ленфильм», издательство «Сеанс», портал «Чапаев», Госфильмофонд России, Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Информационные партнеры: «Наше радио» и газета «Метро».
Благодарим за помощь в подготовки выставки: Алексея Германа мл., Федора Бондарчука, Артема Васильева, полиграфическую компанию 7sky и лично Константина Абрамова, Елизавету Пахомову, Госфильмофонд и лично Елену Филатову и Надежду Степанову, ЦГАЛИ и лично Людмилу Николаеву.
Герман и окрестности
4 марта 18:30-19:00 — Открытие выставки «Герман и окрестности»
Вход свободный. Выставка продлится до 4 апреля 2021 года.
4 марта 19:00 — Презентация книги «Герман» и показ фильма «Мой друг Иван Лапшин»
Реж. Алексей Герман / СССР / 1984 / 100 мин. / 16+
По мотивам рассказов Юрия Германа. Иван Лапшин — начальник уголовного розыска небольшого города Унчанска. В своей борьбе с преступниками он почти не знает сомнений, другое дело — дела сердечные, в которых его соперником внезапно становится ближайший друг, журналист Ханин. Жизнь этих людей, их знакомых и женщины, с которой оба по-разному связаны, передана глазами ребенка.
Билеты на сайте киностудии «Ленфильм».
6 марта, 17:00 — «Друзья и годы»
Реж. Виктор Соколов / СССР / 1965 / 130 мин. / 12+
Кинороман, действие которого охватывает тридцать лет с 1930-х по 1960-е годы. Это история компании друзей из южного города, которых время разводит по разные стороны. Одни делают карьеру на госслужбе. Другие утрачивают интерес не только к жизни, но и к самим себе. Лишь одному из всех дано устоять перед натиском времени с его соблазнами, ценой трагических потерь сохранив честь и достоинство.
Фильм представляет главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов.
Билеты на сайте киностудии «Ленфильм».
13 марта 17:00 — «Торпедоносцы»
Реж. Семен Аранович / СССР / 1983 / 96 мин. / 12+
Сценарий этого фильма был написан Алексеем Германом и Светланой Карамалитой по мотивам военных рассказов Юрия Германа. 1944-й год, полк морских бомбардировщиков-торпедоносцев прикрывает Северный морской путь. Каждое задание для летчиков может стать последним, но жизнь на базе идет своим чередом.
Фильм представляет киновед Олег Ковалов.
Билеты на сайте киностудии «Ленфильм»: https://www.lenfilm.ru/service/Kinoteatr-Lenfilm/
20 марта 17:00 — «Папа, умер Дед Мороз»
Реж. Евгений Юфит, Владимир Маслов / СССР / 1991 / 81 мин. / 16+
В подвале странная пара — дедушка и мальчик расставляют петли-ловушки, чтобы поймать-повесить человека-добычу. В это же самое время ученый-биолог устремляется в деревню к двоюродному брату, чтобы закончить рассказ о мыши бурозубке. Но ему так и не пришлось подумать о работе, поскольку странное поведение здешних обитателей притягивает его внимание. Каждый из них одержим маниакальными идеями, мистическими по своей сути. Они насильно пополняют ряды себе подобных новыми членами, деформируя их психику через вовлечение в различного рода садомазохистские акты…
Фильм представляет кинокритик и куратор Алексей Артамонов.
Билеты на сайте киностудии «Ленфильм».
27 марта 17:00 — «Счастливые дни»
Реж. Алексей Балабанов / СССР / 1991 / 86 мин. / 16+
Человек в шляпе выходит из больницы в опустошенный город и пытается найти место, где бы он мог «задержаться». В друзьях у него ежик. Сам Балабанов свой первый большой фильм с высоты снятых других назовет затянутым и скучным. Однако сегодня «Счастливые дни» кажутся не просто первой попыткой отечественного кино соединить Россию и Беккета, но и удивительным портретом Петербурга начала 1990-х.
Фильм представляет кинокритик Михаил Трофименков
Билеты на сайте киностудии «Ленфильм».
3 апреля 17:00 — «Светлана»
Реж. Виталий Потемкин / Россия / 2018 / 86 мин. / 16+
Фильм рассказывает о жизни и творчестве кинодраматурга Светланы Кармалиты, незаурядной и яркой личности, оставившей заметный след в кинематографе и культурной жизни Санкт-Петербурга, о ее совместной работе с мужем, кинорежиссером А.Ю. Германом. Светлану Кармалиту вспоминают ее сын Алексей А. Герман, Олег Басилашвили, Алексей Учитель, Леонид Ярмольник и другие российские деятели культуры.
Российская премьера.