До 10 мая в фойе киностудии «Ленфильм» (Каменноостровский пр., 10) работает уникальная выставка «Космос Павла Клушанцева». В нашей стране, на удивление, не многие знают об этом кинорежиссере и операторе. Между тем эта фигура очень значима для любителей мировой кинофантастики.
Клушанцев стал пионером в этой области, а его фильмы намного опередили время. Именно его считали своим учителем такие знаменитые кинорежиссеры, как Джордж Лукас, Стэнли Кубрик, Джеймс Кэмерон, и многие другие.
Режиссер работал на «Леннаучфильме» с 1934 года. Сегодня это филиал Киностудии имени М. Горького. Экспериментатор и киноизобретатель, он создавал фильмы, в которых фантазия идеально сочеталась с научными знаниями.
Доходило до спецслужб
Именно Клушанцев впервые показал на экране выход человека в открытый космос, парение в невесомости и приземление на поверхность Луны. Все это он снял задолго до того, как события произошли в действительности. И как оказалось, один в один предвосхитил реальность.
По одной из легенд, костюмы советских космонавтов создавались с оглядкой на фильмы Клушанцева. Среди кинематографистов также ходят слухи, что за свои фантазии Клушанцев чуть не был объявлен шпионом. Уж слишком его фантазии были похожи на настоящие разработки советских ракетостроителей. Только те держали все в тайне. Откуда у Клушанцева чертежи? Сам Сергей Королев защитил Клушанцева от спецслужб, сказав, что, если бы этот человек не пошел по пути кинематографа, он стал бы одним из величайших конструкторов и исследователей космоса.
Восхищенный Голливуд
Выставка полностью погружает гостя в мир Павла Клушанцева. В зале стоят шесть металлических стендов-обелисков с вмонтированными в них экранами. Они рассказывают о новаторских экспериментах режиссера. Пять из них посвящены фильмам Клушанцева: «Планета бурь», «Луна», «Метеориты», «Дорога к звездам» и «Тайна вещества», а шестой – самому режиссеру.
Здесь можно увидеть фрагменты из его фильмов и сравнить их с космическими спецэффектами классического Голливуда. Ни разу не покинув СССР, Павел Клушанцев попал в историю кино США. Его фильмы были показаны в Америке и произвели сильное впечатление на режиссеров, снимавших о космосе. А журнал American Cinematographer опубликовал статью «Клушанцев – российский мастер фантастики».
Права на «Планету бурь» для американского проката приобрел один из основателей «Нового Голливуда» Роджер Корман.
Говорят, что во время визита в Москву Джордж Лукас прямо назвал Клушанцева крестным отцом «Звездных войн». А постановщик спецэффектов Роберт Скотак использовал его идеи во время работы над фильмом «Терминатор-2: Судный день» – и получил «Оскар».
Придуманные ленинградским режиссером приемы комбинированных съемок заметны в работах Стэнли Кубика и Ридли Скотта.
Роберт Скотак вспоминал: «Павел Клушанцев был тем человеком, которого я пытался разыскать на протяжении многих лет. Когда мы снимали «Терминатора», я приходил домой около полуночи и писал людям, живущим в России: «Вы уже нашли Павла? Жив ли он?» И вот его первое письмо, которое он мне послал и которое так взволновало меня 1 мая 1990 года: «Уважаемый коллега! Ваше письмо меня необычайно удивило и обрадовало. Я никогда не думал, что в далеком Голливуде кто-то может мною заинтересоваться. Сейчас я старик, на пенсии. Кинематографии посвятил 45 лет. Мною было создано около трехсот оригинальных конструкций, способов съемки и изобретений, помогающих обмануть зрителя».
Кабинет изобретателя
Заглянув в воображаемый «Кабинет Павла Клушанцева», посетители увидят кульман с оригинальными чертежами и стол с фотографиями, газетными вырезками и другими артефактами. В центре экспозиции трехметровый арт-объект «Космос Павла Клушанцева» – воспроизведенный макет одного из спецэффектов, придуманных режиссером для изображения космического пространства в кино.
Выставка содержит огромное количество аудио-, видео- и письменных материалов о советском мастере кино о космосе. Если вы хотите открыть для себя эту страницу истории – вперед, на «Ленфильм»! Вход свободный.
Досье
Павел Владимирович КЛУШАНЦЕВ (1910 – 1999) родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье.
Павел читал и писал с четырех лет.
Мечтал стать писателем, однако был вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением и ремонтом мебели.
Работал репетитором с отстающими школьниками, мастерил макеты для Военно-санитарного музея.
В 1927 году поступил в Ленинградский фотокинотехникум. По его окончании трудился на «Лентехфильме», где ввел «трюковый кабинет»: павильон для комбинированных съемок. Самостоятельно изобрел стабилизатор камеры для съемок с воздуха, аппарат для съемок под водой, способ получения цветного изображения, автофокус, точечный экспонометр и еще 295 технических приспособлений.
После начала войны остался в Ленинграде. Зимой 1942 года его вывезли по Дороге жизни. В эвакуации в Новосибирске делал учебные фильмы для военных. Сразу после прорыва блокады режиссер вернулся в Ленинград и тут же приступил к фильму «Полярное сияние». Мировую известность Клушанцеву принесли фильм «Дорога к звездам», снятый в 1957 году, а также картина «Планета бурь» 1962 года. Всего в фильмографии Павла Клушанцева 14 фильмов.