Поделиться новостью —

Читайте также

25 Апреля 2024

В ГЭС-2 открылась выставка, посвященная Динаре Асановой

23 Апреля 2024

Фильму «Ярославна, королева Франции» исполнилось 45 лет

22 Апреля 2024

Специальные показы на «Ленфильме»

К списку новостей

55 лет фильму «Три толстяка»

18 Ноября 2021

Этот фильм многим знаком с детства, как и его литературный первоисточник. 18 ноября киносказке «Три толстяка» исполнилось 55 лет. В 1966 году фильм вышел на экраны и сразу полюбился публике, его посмотрело 23 миллиона зрителей.

Фильм был создан по одноименной повести Юрия Олеши. Он рассказывает о ловком канатоходце Тибуле, борющемся вместе с оружейником Просперо и всем трудовым народом против тиранов – трех Толстяков, которые узурпировали власть под предлогом, что наследник Тутти еще не достиг совершеннолетия и слишком мал для управления государством. Борцам за свободу помогают добрый доктор Гаспар и смелая девочка-акробат Суок, которой приходится изображать куклу, чтобы пробраться во дворец и освободить героя-революционера Просперо.

Роли исполнили: Лина Бракните, Пётр Артемьев, Алексей Баталов, Валентин Никулин, Александр Орлов, Рина Зеленая, Роман Филиппов, Сергей Кулагин, Евгений Моргунов, Борис Христофоров, Павел Луспекаев, Борис Ардов, Николай Вальяно, Николай Корноухов, Виктор Сергачев и другие.

«Трёх толстяков» изначально собиралась экранизировать Тамара Лисициан, но в итоге режиссером-постановщиком стал Алексей Баталов. Очень популярный актер, за плечами которого уже были звездные роли в фильмах «Большая семья», «Дело Румянцева», «Летят журавли», «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «Девять дней одного года» мечтал о режиссуре. Его дебютом на этом поприще стала экранизация гоголевской «Шинели», кстати, осуществленная также на «Ленфильме» и запомнившаяся зрителям благодаря исполнителю главной роли Акакия Акакиевича Башмачкина Ролану Быкову, в ту пору еще неизвестному актеру.

Предложение снять фильм по повести Олеши пришлось как нельзя кстати. «Трех толстяков» Баталов хотел поставить на театральных подмостках — во МХАТе, где работал. Во время создания фильма Баталов выступил не только в качестве режиссера, но и принял участие в написании сценария, и исполнил одну из главных ролей. Чтобы сыграть Тибула, актеру пришлось научиться ходить по канату.

«Сейчас, когда есть компьютерные технологии и можно сделать все, вспоминать об этом смешно. А тогда другого выхода, как научиться самому ходить по канату, просто не было. Это центральная сцена фильма, весь сюжет на ней завязан. У меня был учитель-канатоходец. Мы сделали съемку моих первых попыток, посмотрели… Это был позор! Кирпичные лица, синие ноги. Я был очень молод и пошел на риск. В здравом уме такого, конечно, сделать было нельзя. Больше года я учился ходить по проволоке. И научился! В кадре, где я с чердака выхожу на канат над площадью, отчетливо видно, что страховки нет», – с гордостью рассказывал Алексей Владимирович.

В повести Олеши у Толстяков не было обозначено социальное положение, они были просто богатыми злодеями. Сценарий требовал революционной конкретики, поэтому Толстяки получили царский титул «Ваше Величество»… На их роли были утверждены Сергей Кулагин, Евгений Моргунов и Борис Христофоров. И без того фактурным актёрам дали задание «прибавить в объёмах». Они изо всех сил придерживались вкусной анти-диеты, но всё равно… недобрали. Пришлось специально для них шить костюмы с утолщающими накладками.

Циркачку Суок искали по всему Союзу и нашли в одной из вильнюсских школ. 13-летняя Лина Бракните уже имела опыт съёмок в кино – на родине в Литве сыграла главную роль в фильме «Девочка и Эхо». Лина была спортивной, гибкой и схватывала акробатику на лету. В Ленинград она переехала вместе со своей воспитательницей и целый год прожила в новом для неё городе, ходила в местную школу, ездила на тренировки и съёмки. Но в фильме Суок говорит голосом Алисы Фрейндлих.

В сценах, где Бракните изображала куклу, актрисе приклеивали веки, чтобы сделать немигающий взгляд, и надевали парик.
«Когда я по сюжету играла девочку, то косметики было не так много, а вот для куклы делали особый грим. Мне даже глаза наклеивали на особой пленке — кукла ведь не могла моргать, и Алексей Баталов думал, что я долго не смогу продержаться. Муляж куклы, конечно, был, но мою копию использовали только для трюковых сцен. Так вот вначале мне наклеивали глаза, а потом стали обходиться просто накладными ресницами. В парике в жару тоже было тяжело ходить. Часто он приклеивался к волосам, и его в некоторых местах «снимали» при помощи бритвы. Но все тяжелое забывается, а в памяти остается только лучшее», – вспоминает Лина.

В фильме было три куклы: одна в исполнении актрисы, вторая была муляжом для трюковых сцен, и третья — настоящая кукла, сделанная специально для съёмок скульптором Валентиной Малахиевой.

Пришлось ей повозится и с… тигром! Ведь, если в книге хищника вел оружейник Просперо, то в фильме эту непростую роль отвели Суок. Девочка с тигром на поводке, конечно, смотрелась очень эффектно.

«В эпизоде, когда я, спасая заключенных из клеток в зверинце, сталкиваюсь с тигром, я повернулась к тигру спиной. Меня не предупредили, что этого делать нельзя. И вдруг чувствую – на плечи легли огромные тяжелые лапы. От страха я не поняла, как взлетела наверх по решетке. Полчаса отходила. Но пришлось снова входить в клетку, снимать еще дубли», – рассказывает Лина.
На «Трех толстяках» девочку учили и акробатике, и жонглированию. Со ней занималась цирковая актриса Гитана Леонтенко – жена Алексея Баталова. Лина признается:

«Сначала не очень у меня получалось, но я была упорной. Если бы не это мое качество, то я и школу бы со своими разъездами не окончила. Все вечера за учебниками сидела. На съемках у Баталова не всегда сладко приходилось.

Но мы на него не обижались. Он был настоящий вулкан, мог взорваться в любую минуту, если что-то ему не нравилось. Ни актерам, ни себе поблажек не давал. Он даже в роли гимнаста Тибула все цирковые трюки выполнял сам!»

Наследника Тутти сыграл 12-летний Пётр Артемьев, который очень расстроился, что удачно прошёл пробы. У них с друзьями были планы на лето, но родители хотели, чтобы сын стал актёром и отвели на киностудию. После премьеры он оказался в центре внимания одноклассников и учителей, и это ему тоже не нравилось. «Три Толстяка» так и остались для него единственным фильмом.

Сказку «Три толстяка» снимали в Петергофе на территории Конюшенного корпуса. Здание слегка «загримировали», приклеив к фасаду детали декораций и прикрепив временный балкон.

Фильм «Три толстяка» можно посмотреть на Youtube-канале киностудии, а часть реквизита располагается в культурно-выставочном центре «Ленфильма»: в витрине, посвященной сказкам расположены бокалы «Трех толстяков», специально созданных для кинокартины.