Поделиться новостью —

Читайте также

27 Марта 2024

Вспоминая Виктора Титова

26 Марта 2024

«Ленфильм-дебют» продлевает прием заявок

26 Марта 2024

«Последняя цена» стала абсолютным триумфатором кинофестиваля «Дух огня»

К списку новостей

Ретроспектива Криса Маркера на «Ленфильме»

02 Декабря 2021

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Криса Маркера. Совместными усилиями Французского института в Санкт-Петербурге и киноцентра «Ленфильм» на территории старейшей в стране киностудии к юбилею Маркера 4–25 декабря будет показана масштабная ретроспектива его работ.

Она охватит все периоды его творчества: как вошедшие в канон шедевры мирового кино «Взлетная полоса» и «Без солнца», так и многие другие, ранее незнакомые российскому зрителю. В нее войдет 19 фильмов, среди которых работы самого Маркера и коллективные фильмы, созданные при его непосредственном участии, — «Далеко от Вьетнама» группы S.L.O.N. и четыре картины группы «Медведкин», основанной в декабре 1967 года рабочими завода «Родиоцета» при активном содействии французского режиссера.

В рамках проекта с 19 декабря по 9 января на «Ленфильме» пройдет выставка, на которой будут экспонированы никогда ранее не демонстрировавшиеся фотографии, сделанные Маркером во время его многочисленных поездок в Советский Союз.

Другая важная часть творчества этого неутомимого французского новатора — видеоинсталляции и цифровое медиаискусство, которыми Маркер занимался в последние десятилетия своей жизни, — будет представлена на выставке инсталляцией Dialector, благодаря которой посетители смогут пообщаться с виртуальным аватаром Криса Маркера, оставленным им в виде текстовой программы.

О выставке: https://www.lenfilm.ru/news/2021/12/Vyistavka_KRIS_MARKER._DO_SKOROGO+NADEYUS/

Еще одним ключевым элементом программы станет международная научная конференция «Крис Маркер: отражения в зеркале российско-советской культуры», которая состоится 19 декабря в киноцентре «Ленфильм» и будет транслироваться онлайн.

О конференции: https://www.lenfilm.ru/news/2021/12/Kris_Marker_otrazheniya_v_zerkale_rossiysko-sovetskoy_kulturyi/

Ведущие российские и зарубежные исследователи наследия Криса Маркера расскажут, что связывало великого кино-эссеиста с советским авангардом, Андреем Тарковским, Александром Медведкиным и другими фигурами и аспектами русско-советской культуры и какой след она оставила в его жизни и творчестве. Среди участников конференции Кристиан Фейгельсон, Евгения Звонкина, Томас Тоде, Венсан Жак, Александра Боканча, Николай Изволов и другие ученые.

Крис Маркер был не только режиссером, но и путешественником, фотографом, критиком, художником, писателем, активистом, но в историю мирового искусства он вошел в первую очередь как режиссер-новатор, который изобрел форму фильма-эссе и этим изменил кинематограф навсегда. Его влияние на сегодняшнюю культуру движущихся изображений сложно переоценить. В своих работах он исследовал фундаментальные проблемы памяти, истории и политических потрясений, выпавших на XX век.

Особое место в его кинематографе занимала Советская Россия: ее сложной истории и отдельным фигурам посвящены такие фильмы Маркера, как «Письмо из Сибири», «Один день из жизни Андрея Арсеньевича», «Поезд в пути», «Гробница Александра» и не только. Но несмотря на это, именно в России наследие Маркера остается малоизвестным широкой публике и недостаточно изученным профессионалами. Данная программа призвана исправить эту ситуацию и раскрыть разные аспекты его жизни и творчества.

Французский институт в Санкт-Петербурге

Подробнее о ретроспективе

Ретроспектива Криса Маркера разбита на десять сеансов, организованных в четыре блока, которые будут показаны в киноцентре «Ленфильм» в течение четырех уикендов декабря.* Первые показы пройдут 4 и 5 декабря в рамках фестиваля «Мир знаний»* и будут посвящены антропологической линии в творчестве Маркера («Статуи тоже умирают», «Прекрасный месяц май»). В этот же блок вошла одна из наиболее известных работ Маркера — фотофильм «Взлетная полоса».

Второй уикенд ретроспективы связан с политической и активистской стороной творчества французского режиссера. В рамках этого блока 11 и 12 декабря будут показаны коллективные фильмы группы «Медведкин» и фильм группы S.L.O.N. «Далеко от Вьетнама», а также картины Маркера «Шестая сторона Пентагона» и «Цвет воздуха красный».

Третий уикенд 18-19 декабря посвящен тесным связям Маркера с Россией — будут показаны фильмы, снятые во время его поездок в СССР («Письмо из Сибири», «Было бы у меня четыре верблюда»), фильмы-портреты («Загадка Кумико», «Один день из жизни Андрея Арсеньевича») и картины, родившиеся из его близкой дружбы с Александром Медведкиным («Поезд в пути», «Последний большевик»).

В заключительный уикенд ретроспективы 24-25 декабря будет показан opus magnum Криса Маркера «Без солнца» и фильмы позднего периода, в которых проявился его интерес к цифровым технологиям и новым медиа («Пятый уровень», «Прощай, кино»).

Фильмы представят кураторы программы и другие исследователи творчества Криса Маркера.

Кураторы проекта:
Алексей Артамонов, Александра Ахмадщина, Александра Боканча, Евгения Звонкина, Дмитрий Фролов

Расписание показов и описания фильмов

4 декабря, 20:00

Статуи тоже умирают / Les statues meurent aussi
Крис Маркер, Ален Рене, 1953, 30 мин. 18+

Взлетная полоса / La Jetée
Крис Маркер, 1962, 28 мин. 18+

Ретроспективу фильмов Криса Маркера, приуроченную к столетию со дня рождения этого французского режиссера и художника, открывают две ключевые картины в его фильмографии. Первая из них, «Статуи тоже умирают», послужила точкой отсчета его кинематографического пути, хотя до нее Маркер и успел выпустить дебютный полнометражный фильм — «Олимпия 52», — оставшийся относительно незамеченным. Короткометражные «Статуи…» — документальное кино с мощным политическим посланием — Маркер создал вместе со своим товарищем по «Группе тридцати» Аленом Рене. Их фильм открыто говорил о культурной апроприации и колониальном насилии, что привело к его десятилетнему запрету в консервативной Франции эпохи Де Голля, стоявшей в то время на пороге Алжирской войны. Однако помимо политического высказывания фильм представляет собой и размышление о том, что происходит с жизнью, перенесенной на целлулоид: статуи здесь становятся метафорой кинематографа.

Этот ранний опыт Маркера в кино дополнит его более поздний фотофильм «Взлетная полоса», до сих пор остающийся самой известной работой режиссера — именно она вдохновила Терри Гиллиама на создание «12 обезьян». Фантастический сюжет фильма связан с Третьей мировой войной, которая разрушила планету и заставила людей переместиться в катакомбы. Единственный путь, оставшийся вымирающему человечеству — обратиться за помощью к людям из будущего. Проблемы времени, памяти и желание постичь законы, по которым они функционируют, находятся в центре всего творчества Криса Маркера. Два этих фильма объединяет диалектическое отношение к образу, мумифицирующему взгляд, но в то же время развивающемуся во времени.

Фильмы демонстрируются на французском языке с русскими субтитрами.

5 декабря, 20:00

Прекрасный месяц май / Le Joli Mai
Пьер Ломм, Крис Маркер, 1962, 136 мин. 18+

Париж, май 1962-го года. Алжирская война только что закончилась Эвианскими соглашениями. Что делают парижане, о чем они думают в эти первые за семь лет мирные майские дни? Люди делятся своими тревогами, надеждами и представлениями о счастье, из чего складывается не только панорама французской жизни в определенной (и весьма драматичной) точке истории, но и объемное изображение общества, вытесняющего тяжелые мысли о политике. Смотря этот фильм, невозможно не думать о том, что принесет май 1968-го, когда политика ворвется на улицы и никому не позволит остаться в стороне. «Прекрасный месяц май» считается одной из вершин жанра «синема верите», то есть «киноправды», и режиссер не скрывает своего вторжения в предкамерную реальность. Даже в самом документальном своем фильме Маркер использует эссеистские приемы: закадровый голос и элементы фикшена. А в свободное от съемок время работает над научно-фантастическим проектом, который станет знаменитой «Взлетной полосой».

Фильм демонстрируется на французском языке с русскими субтитрами.

11 декабря, 17:15

Далеко от Вьетнама / Loin du Vietnam
Аньес Варда, Жан-Люк Годар, Йорис Ивенс, Уильям Кляйн, Клод Лелуш, Крис Маркер, Ален Рене, 1967, 115 мин. 18+

Шестая сторона Пентагона / La Sixième face du Pentagone
Крис Маркер, Франсуа Рейшенбах, 1967, 27 мин. 18+

Маркер был политически ангажированным режиссером, но всегда избегал догматики; моральная восприимчивость в его работах сочеталась с формальными экспериментами, повествовательной импровизацией и кинематографической саморефлексией. Вполне закономерно, что на протяжении своего творческого пути он часто прибегал к коллективному труду. В частности, в 1967-м году он пригласил ведущих мировых режиссеров присоединиться к работе над киноальманахом, призванным поддержать вьетнамский народ в изнурительной войне, длившейся более десяти лет. В «Далеко от Вьетнама» Жан-Люк Годар, Аньес Варда, Йорис Ивенс и другие режиссеры в кинематографической форме высказываются об одном из наиболее жестоких и бессмысленных конфликтов второй половины XX века. Маркер смонтировал отснятый ими материал в мощнейшее антимилитаристское воззвание, в котором кинематограф, по словам кинокритика Ричарда Рауда, приобрел свою версию «Герники».

В «Далеко от Вьетнама» мы не увидим кадров антивоенных протестов, снятых самим Маркером, однако пройти мимо объектива его камеры они, конечно, не могли. В октябре 1967-го года он оказался в США на мирном марше к Пентагону, который был организован молодыми американскими активистами, выступавшими против войны во Вьетнаме. Эта антивоенная мобилизация затронула более ста тысяч человек и стала первой акцией прямого действия после обширных студенческих протестов, спровоцированных появлением военных вербовщиков в университетских кампусах по всей стране. Короткометражный фильм «Шестая сторона Пентагона» погружает зрителя в пучину уличной политики в США в период ее наивысшего расцвета.

Фильмы демонстрируются на французском и английском языках с русскими субтитрами.

11 декабря, 20:00

Фильмы группы «Медведкин»

Программа фильмов французской группы «Медведкин», созданной в 1967 году усилиями Криса Маркера и Марио Марре, представляет различные художественные формы диалога, существовавшего между кинематографистами, интеллектуалами и рабочими в период до и после мая 1968-го. Название группы отсылает к проекту советского режиссера Александра Медведкина: кинопоезду, который в 1930-х годах пересекал страну, снимая и показывая строительства первой пятилетки. Вслед за альманахом «Далеко от Вьетнама» (1967) фильмы группы «Медведкин» демонстрируют возможности коллективного производства и использования кинематографа в активистских целях. Маркер следовал идеи преодоления искусственной границы между профессионалами и дилетантами. Передав камеру в руки рабочих завода «Родиацета» в Безансоне, он позволил обрести голос тем, кто до этого молчал под давлением цензуры. Сегодня эти фильмы остаются ярким свидетельством того, что кино способно не только хладнокровно «записывать» историю, но и преобразовывать ее.

Куратор программы — Александра Боканча

До скорого, надеюсь / A bientôt j’espère
Крис Маркер, Марио Марре, 1967, 44 мин. 18+

Первый фильм группы «Медведкин», снятый и смонтированный Крисом Маркером и Марио Марре, вышел на французские телеэкраны в марте 1968-го года, точно предсказав надвигающуюся бурю протестов. Впервые с 1936-го и за год до мая 1968-го рабочие Безансона оккупируют текстильный завод «Родиацета» и выдвигают ряд требований, большей частью связанных с условиями труда. Сами рабочие после просмотра фильма раскритиковали как его форму, так и содержание. «Слишком романтичный» — такой приговор вынесут безансоновцы. И Маркер, со свойственной ему скоростью рефлексии, сразу же меняет тактику: «Чтобы снять настоящий фильм о жизни рабочих — необходимо передать камеру им в руки».

Смычка / Charnière
Антуан Бонфанти, 1968, 13 мин. 18+

Фильм-комментарий к «До скорого, надеюсь». Перед нами только черный экран и звук, записанный после дебатов апрельским вечером 1968-го года. Фильм, который зрителю предстоит достроить в своем воображении. Рабочие суровы, но справедливы: почему на экране не представлены женщины-рабочие? Почему не поднята тема дисциплинарных наказаний? И почему кажется, что режиссер просто использовал сотрудников «Родиа»? На эти вопросы необходимо ответить кинематографистам. «Смычка» — еще и фильм-переход, радикально меняющий вектор группы от «фильмов для рабочих» к «фильмам, снятым рабочими».

Класс борьбы / Classe de lutte
Группа «Медведкин», Безансон, 1969, 40 мин. 18+

Сюзанна, главная героиня этого фильма группы «Медведкин», первого снятого самими рабочими, просматривает отснятую пленку, подобно монтажнице в «Человеке с киноаппаратом» Дзиги Вертова. Рукописный титр гласит: «Кино — не магия, кино — техника, наука. Это техника, вставшая на службу науке, которая дает право волеизлияния: право сказать рабочему о своих свободах». Сюзанна — пролетарское воплощение французского философа Симоны Вейль. Она уже появлялась в «До скорого, надеюсь», но на втором плане, за плечами своего мужа, тихая и не подающая голоса. В «Классе борьбы» она становится олицетворением не только рабочего коллектива завода «Йема», но и самой свободы, которая доступна каждому, стоит только решиться взять слово.

Лестница-сани / Traîneau-échelle
Жан-Пьер Тьебо, Группа «Медведкин», Безансон, 1971, 9 мин. 18+

Фильм-коллаж поэта, художника и фотографа Жан-Пьера Тьебо, участника группы «Медведкин» и частого посетителя Культурного Центра в Безансоне (CCPPO), во многом вдохновленный работами Криса Маркера, который помогал Тьебо в процессе сбора и монтажа материала. Поэтическое слово здесь воплощается в контрастных изображениях и завуалированных образах, которые рассказывают нам о классовой борьбе и месте рабочего в современном ему обществе. Рабочий в поэме Тьебо находится между небом и землей, и вся жизнь его протекает в попытках вырваться из иерархической структуры, использовав волшебный инструмент — лестницу-сани, способную преодолевать одновременно и вертикаль, и горизонталь.

Фильмы демонстрируются на французском языке с русскими субтитрами.

12 декабря, 15:00

Цвет воздуха красный / Le fond de l’air est rouge
Крис Маркер, 1977/1998, 180 мин. 18+

Эпический фильм-эссе о мировых потрясениях 60-х и 70-х годов, среди которых военно-политические конфликты во Вьетнаме, Боливии, Праге, Чили, события мая 68-го и последующая судьба «новых левых». Свое масштабное размышление над определяющим десятилетием политической истории ХХ века Маркер представлял как картину о Третьей мировой войне: «Некоторые думают, что Третья мировая война будет развязана ядерной ракетой. С моей точки зрения, она этим закончится. Пока же плетутся нити сложной игры, клубок которой придется распутывать будущим историкам, если в будущем останутся историки, и он доставит им немало хлопот. Это странная игра. Ее правила меняются по ходу партии. Начнем с того, что соперничество сверхдержав оборачивается не только священным союзом богатых против бедных, но и избирательным уничтожением революционного авангарда везде, куда могут долететь бомбы. А также манипуляцией передовыми представителями общества для достижения целей, которые не являются их собственными». Не без меланхолии Маркер анализирует провалы революционных движений по всему миру и критикует Коммунистическую партию Франции за неспособность примкнуть к ним. После окончания Холодной войны и распада Советского Союза Маркер переработал и реактуализировал «Цвет воздуха красный» в 1993-м году, сократив хронометраж с 240 до 180 минут, добавив послесловие и сделав английскую версию. В рамках ретроспективы будет показана переработанная еще один раз французская версия, законченная в 1998-м году.

Фильм демонстрируется на французском языке с русскими субтитрами.

18 декабря, 17:30

Письмо из Сибири / Lettre de Sibérie
Крис Маркер, 1957, 67 мин. 18+

Было бы у меня четыре верблюда / Si j’avais quatre dromadaires
Крис Маркер, 1967, 51 мин. 18+

Творчество Криса Маркера часто ассоциируют с жанром травелога. Это неудивительно — еще до первых своих опытов в кино он начал активно путешествовать по миру, работая фоторепортером. Травелогом можно назвать и его первый самостоятельный фильм, сделанный после сотрудничества с Аленом Рене. Картина «Письмо из Сибири», в отношении которой знаменитый теоретик Андре Базен и ввел впервые термин «фильм-эссе», стала дневником первого путешествия Маркера в СССР. С тех пор связь французского режиссера с нашей страной не ослабевала, и в своем творчестве он постоянно обращался к ее истории и культуре. В этом фильме, где этнографические наблюдения соседствуют с поэзией и политическим анализом, а документальные съёмки существуют на равных с анимацией и фотографией, эссеистский метод Криса Маркера впервые проявился во всей своей полноте. То, что сегодня стало привычным медиа-форматом, 50 лет назад было открытием, — и этот фильм по-прежнему выглядит свежее большинства новейших образцов.

Из путешествий по миру родилась и картина «Было бы у меня четыре верблюда». Этот фотофильм был составлен из снимков, сделанных Маркером в 26 странах с 1955-го по 1965-й год, и стал его первым по-настоящему глобальным проектом — как и более прославленные поздние работы. Свыше 800 фотографий из Токио, Гаваны, Пекина, Москвы, Стокгольма, Рима и Парижа комментируются самим Маркером и его друзьями. Результат вышел далеко за рамки дневника путешествий. Кадры из разных концов света (от Афона до Китая) вместе с закадровым текстом становятся элементами плотного монтажа, объединяющего локальные истории в общую картину анализа социальных, политических и культурных контрастов, которые проявляются для зрителя в результате смелого соединения и сопоставления отдельных точек нашей глобальной деревни. Название фильма позаимствовано из сборника стихов Гийома Аполлинера «Бестиарий»:

Дон Педро, принц, на четырех
Верблюдах в дальний путь пустился,
Мир осмотрел – и восхитился.
И я бы мог… А чем я плох?
Еще б верблюдов. Четырех!
(Перевод М. Яснова)

Фильмы демонстрируются на французском языке с русскими субтитрами.

18 декабря, 20:00

Загадка Кумико / Le Mystère Koumiko
Крис Маркер, 1965, 54 мин. 18+

Один день из жизни Андрея Арсеньевича / Une journée d’Andreï Arsenevitch
Крис Маркер, 1999, 55 мин. 18+

Главное, что интересовало Криса Маркера в его постоянных путешествиях по миру, это люди. Именно портреты легли в основу его многочисленных фото-серий, среди которых и знаменитые «Кореянки»; женские портреты красовались на обложках гидов Petite Planète, работая над которыми в 1950-х Маркер изъездил почти весь мир. В фильмографии его тоже немало портретов, и первый фильм, который можно так назвать, посвящен Кумико Мураоке, молодой секретарше из Токио. Ей больше двадцати, но меньше тридцати, она родилась в Маньчжурии, любит романы Жана Жироду и фильмы Франсуа Трюффо, ненавидит ложь, электрические пишущие машинки и чрезмерно галантных французов, которых так легко встретить в Токио во время Олимпийских игр. Фильм об этой неординарной японке становится портретом и быстро развивающегося Токио. Соединяя элементы городской симфонии — уличные сцены, неоновые вывески, толпы людей, монорельс — с фрагментами комиксов и другими локальными культурными артефактами, Маркер признается в любви Японии, которая и в дальнейшем будет играть важную роль в его творчестве.

За свою карьеру Маркер посвятил портретные фильмы множеству людей, с которыми дружил и которых ценил за их таланты и человеческие качества. Среди них был и Андрей Тарковский. «Один день из жизни Андрея Арсеньевича» предвосхитил жанр аналитических видеоэссе, столь популярный в наши дни: кадры со съемочной площадки «Жертвоприношения», прямая речь и фрагменты работ советского классика в сочетании с глубоким закадровым анализом его художественного метода и места Тарковского в русской и мировой культуре делают этот фильм важнейшим памятником визуального киноведения. Однако помимо этого Маркеру удалось создать и интимный образ творца в изгнании: именно он последним снимал Тарковского перед смертью и запечатлел его встречу с сыном, которого шесть лет не выпускали к семье из Советского Союза, фактически удерживая в заложниках. Этот фильм выходит за рамки признания в любви и некролога великому русскому режиссеру, страдающему от ностальгии по родине. Он о самой этой родине — порой слишком брутальной и жестокой, чтобы ее любить; о которой, по словам Маркера, иногда можно только петь.

Фильмы демонстрируются на французском языке с русскими субтитрами.

19 декабря, 19:30

Поезд в пути / Le train en marche
Крис Маркер, 1971, 31 мин. 18+

Последний большевик / The Last Bolshevik / Le Tombeau d’Alexandre
Крис Маркер, 1993, 120 мин. 18+

Советский кинорежиссер Александр Иванович Медведкин родился в 1900-м году. Благодаря этой детали для горячо интересующегося историей Маркера он стал символом всего XX века, полного стремительных перемен и катастроф. Медведкин был не только предметом художественного осмысления французского режиссера, но и его близким другом. «Поезд в пути» рассказывает историю экспериментального кинопоезда, который в течении 294 дней курсировал по СССР в 1930-м году. Организовавший его Медведкин снимал проблемы, с которыми столкнулась Русская революция в эпоху первой пятилетки. Но главное, он стремился привлечь к съемкам рабочих и крестьян, о жизни которых делала фильмы команда кинопоезда. Стирая границы между эстетикой и политикой, предметом и субъектом кинопроцесса, Медведкин предвосхитил путь послевоенного политического кино. Этот фильм стал своеобразным вступлением к показам фильма Медведкина «Счастье» (1935) во Франции и других странах Европы, которые организовывал Маркер и вдохновленная опытом советского режиссера группа «Медведкин».

Связь с Александром Медведкиным Крис Маркер поддерживал до самой кончины советского режиссера в 1989-м году. В память об ушедшем друге он снял замечательный фильм-портрет, в котором речь идет одновременно об истории советского проекта и личной истории художника, раздираемого противоречиями между верностью официальной идеологии и собственным независимым пониманием социализма. «Последний большевик» организован в виде шести неотправленных писем Медвекину, в которых Маркер задается вопросами, что тот чувствовал в ходе решающих событий советской истории: 17-летним юношей во время революции, 20-летним кавалеристом Красной армии, 38-летней жертвой сталинского режима, 40-летним фронтовым режиссером и коммунистом на пенсии в годы Перестройки. Маркер сопоставляет Медведкина с другим, более известным его современником Дзигой Вертовым, пристально рассматривая сложные переплетения эстетического, политического и личного в судьбах двух этих советских мастеров.

Фильмы демонстрируются на французском и английском языках соответственно с русскими субтитрами.

24 декабря, 20:30

Без солнца / Sans soleil
Крис Маркер, 1982, 100 мин. 18+

«Без солнца» — однозначно самая личная и многогранная картина Криса Маркера, в которой мысли о парадоксах памяти и логике исторического процесса переплетаются с частными наблюдениями и размышлениями о животных, видеоиграх, субкультурах и других привычных вещах. Фильм построен как серия писем кинооператора по имени Шандор Красна, которые были отправлены «из мира образов и видимостей» неизвестной женщине, читающей их за кадром. Визуальный ряд картины невероятно разнообразен и состоит из архивных материалов, фрагментов телешоу, цитат из классики мирового кино и философии. Но в основе фильма лежат документальные кадры, снятые самим Маркером в ходе многочисленных поездок к «двум крайним полюсам выживания»: Японии и Гвинеи-Бисау. Как упоминаемая в фильме японская придворная дама Сэй-Сенагон, он собирает образы, заставляющие сердце биться сильнее и приближающие нас к пониманию того, что сам он называет «головокружением времени»: в одной из частей этого невероятного эссе Маркер путешествует по локациям «Головокружения» Альфреда Хичкока — фильма, которым он был одержим. В «Без солнца» нет линейного повествования, это лирический коллаж, в котором благодаря одной монтажной склейке из футуристического Токио мы переносимся в маленькую африканскую страну, ставшую символом потерпевших крах революционных надежд, а оттуда в Исландию, где, держась за руки и смотря в камеру, по дороге движутся дети — олицетворение счастья. Этот фильм лучше любого другого смог показать отношения, в которых находятся память и изображения, а также то, почему воспоминания — всегда шрамы на теле истории, неважно, личной или общественной.

Фильм демонстрируется на французском языке с русскими субтитрами.

25 декабря, 16:30

Пятый уровень / Level Five
Крис Маркер, 1996, 106 мин. 18+

Прощай, кино / Ouvroir the Movie
Крис Маркер, Макс Мосвитцер, 2009, 30 мин. 18+

Заключительный сеанс ретроспективы Криса Маркера посвящен его неустанному интересу к новым технологиям, которые он активно использовал в своих работах. Так, в 1982-м году в «Без солнца» он пропустил отснятые на пленку кадры через видеосинтезатор, а в 1990-м активно использовал компьютерные программы для своей инсталляции Zapping Zone в Центре Помпиду. Именно компьютер, а точнее компьютерная игра, оказывается в центре его фильма «Пятый уровень». Французская программистка Лаура получает в наследство сложный квест о битве за Окинаву — последнем противостоянии между США и Японией во время Второй мировой войны перед сбросом бомб на Хиросиму и Нагасаки. Чтобы добраться до заключительного пятого уровня, она путешествует по интернету в поисках недостающей информации и берет интервью у экспертов и свидетелей. Постепенное выяснение обстоятельств этого забытого исторического эпизода, ставящего человечество перед лицом вытесненной коллективной травмы, заставляет Лауру переосмыслить многие вещи. Этот фильм — не только антивоенное высказывание, но и размышление об изменении природы памяти и социальных связей под воздействием цифровых технологий.

В конце своего жизненного пути Маркер все активнее погружался в сетевую культуру, завел свой канал на Youtube (Kosinki) и посвятил себя многопользовательской игре Second Life. Этот прототип социальных сетей стал для него одновременно домом и художественным музеем, в котором его собственные работы — такие, как двухмерный аналог инсталляции Zapping Zone, — соседствуют с произведениями любимых авторов. Свой аккаунт в Second Life он назвал словом Ouvroir [ателье, мастерская — фр.], которое по-французски звучит как прощание — au revoir. Один из своих последних фильмов он создал при участии программиста Макса Мосвитцера внутри этой цифровой мастерской и назвал Ouvroir the Movie, прощаясь в том числе и с самим устаревшим медиумом кино. Даже на позднем этапе своей жизни Маркер оставался в авангарде технического и художественного процесса. Подобная чувствительность к стремительно меняющимся медиа навсегда вписала его в историю искусства как новатора, для которого техника была, в первую очередь, средством стимуляции воображения.

Фильмы демонстрируются на французском и английском языках с русскими субтитрами.

Билеты уже можно приобрести на сайте киностудии «Ленфильм».

Уважаемые посетители, на входе в кинотеатр будет произведена проверка QR-кодов, подтверждающих вакцинацию. Просьба приходить на сеанс заранее.