Поделиться новостью —

Читайте также

25 Июля 2024

«Кинолес» не за горами

24 Июля 2024

«Последняя цена» поедет на кинофестиваль «Окно в Европу»

23 Июля 2024

90 лет со дня рождения Семёна Арановича

К списку новостей

Гример для художника: как создавались образы известных живописцев

24 Января 2023

Проект «Арт и Факт» режиссера Олега Гусева продолжает знакомить будущих зрителей со съемочной группой. Сериал создается на базе киностудии «Ленфильм» и реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Конечно, когда мы говорим о проекте про художников XIX века, то без гримера не обойтись. На проекте «Арт и факт» работала художник по гриму из Санкт-Петербурга – Светлана Рассохина. О том, как работает гример на проекте, в нашем интервью.

– Светлана, расскажите, где Вы учились профессии?

- Я закончила ИТМО, но потом пришла в кино. Только открывалась прекрасная студия «Кадр». Я в ней училась два года. И потом попала к чудесным художникам, моим учителям – Ольге Михайловне Шамкович, Тамаре Фрид, и Наташе Крымской. Надо сказать, что только живое общение и площадка дают тебе те опыт и знания, которые можно получить исключительно на практике. И я застала самых матёрых художников по гриму, которые делали лучшее кино в нашей стране. Я работала с ними много лет ассистентом и училась у них.

Тамарочка Фрид – это художник, которая сняла «Матильду», «Серебряные коньки». Ольга Шамкович – это «Кукушка», и очень-очень много фильмов. Наташа Крымская – тоже очень известный художник («Морфий», «Блокадный дневник»). Они преподавали в школе при «Ленфильме», меня взяли, как ученика к себе. Мне очень повезло.

– А сейчас в вузах можно получить специальность «художник по гриму»?

- Буквально в прошлом году в Москве при ГИТИСе открыли факультет. В школе Эйфмана открыли школу художников по гриму. Там как в колледже учишься четыре года. Но, правда, направление театральное. Так что полноценное образование по нашей профессии сложно получить.

– Скажите, пожалуйста, Светлана, как Вы создаете образ? К Вам попадает сценарий. Какая подготовительная работа у Вас идет, с чего всё начинается?

– Ко мне попадает сценарий. У нас идет читка с режиссером. Режиссер рассказывает, что он хочет, как он это видит, в какой стилистике. Если картина историческая – значит, какую конкретно эпоху он хочет передать. Или, может быть, он хочет это время историческое, но в современности. То есть, в зависимости от того, какие задачи ставит режиссер.

И дальше я начинаю свою работу: иду в библиотеку, поднимаю материалы, покупаю книги, лекции слушаю об этом времени. Наш проект исторический, о художниках. И, конечно, я побывала на выставке Врубеля, прочитала о его жизни, и прослушала лекции известных историков. Дальше – Мусатов. Так же и о нем, пересмотрела его картины, прочитала его биографию. То есть, всё-всё-всё. Подготовила такую внутреннюю базу для себя по всем персонажам. И стала думать, как нам и время показать, и помочь актерам приблизиться к образу.

Грим режиссер утверждает во время проб. Я ему предлагаю что-то, исходя из того, что я изучила. Мы делаем грим, фотографируем. Режиссер смотрит. Если ему что-то не нравится – он говорит, например: «Я хотел бы, чтобы он был постарше». Или: «Я хочу, чтобы у него были карие глаза». А у него – голубые. Значит, мы предлагаем актеру линзы.

– Образ какого героя киносериала «Арт и Факт» был самый сложный с точки зрения грима?

- У Врубеля было несколько состояний, которые нужно было показать: в начале он молодой, затем начинаются его метаморфозы, и в конце он предстает замученным безумцем. У него вся грудь была в шрамах. Это известный факт. Потому что он был влюблен до беспамятства, и его любовь была отвергнута. Он очень страдал, и когда был в агонии, он резал себя бритвой, и ему становилось легче. Это был период начала его болезни. Потом впоследствии были написаны его «Демоны».

Шишкин – по портретам был немного моложе. Но так как был утвержден актер постарше, чем Шишкин в указанный период, то ему не шло это всё. И мы его сделали более возрастным. Мы решили, что в данной истории нам важнее передать внутренний мир Шишкина.

Владислав Комаров очень внешне похож на Мусатова. И, мне кажется, он очень подошел для этой роли. Мы старались создать максимальное портретное сходство. Мы ему сделали усики, соответствующую прическу.
Дмитрий Могучев, исполнявший роль художника Перова, соответствовал возрасту и типажу своего героя. Мы лишь затемняли цвет волос, бороду, сделали «локон страсти». На мой взгляд, портретное сходство получилось.
Режиссер Олег Гусев очень точно выбрал актеров. Мы посмотрели их фотографии, изучили портреты художников, у кого какие усы, какие бакенбарды, какая стрижка. И всё это старались воплотить так же с нашими актерами.

– Как Вам удается повторять один и тот же грим на протяжении всех дней съемок? Как Вы фиксируете детали, чтобы учитывать их на протяжении всего съемочного периода?

- У нас есть сценарии, в которые мы записываем всё, что мы использовали по гриму: какой тон, средства, абсолютно всё. И потом, конечно, мы фотографируем. Несколько фотографий делаем, чтобы и длину стрижки запомнить, и в какой сцене как лежат волосы: набок, пробор или он растрепанный. По ходу сценария мы вклеиваем фотографии, которые помогают нам в дальнейшем не запутаться, а развивать наш образ в течение всего съемочного процесса.

– Какая атмосфера была на съемочной площадке проекта «Арт и Факт»?

- Это был очень насыщенный проект – за короткий срок надо было очень много сделать. Поэтому мы работали в режиме нон-стоп, как это часто бывает в кино. Но Олег Гусев всегда с юмором на площадке. Даже, если какая-то тяжелая обстановка – он всегда ее разряжает.

Вот, например, на истории с Мусатовым у нас снимался пианист. И в процессе подготовки кадра, Олег сел за рояль и стал играть. Все обалдели. Но он музыкант же еще, понимаете? Но это было так приятно! Впрочем, он играл не для того, чтобы продемонстрировать свои дарования, а чтобы показать, как ходят руки. И мы, конечно, все просто застыли.

У нас снимались чудные актеры, все очень талантливые, и как люди прекрасные. Все они принимали мои предложения по гриму. Не было никаких споров, скандалов. Очень интеллигентная, хорошая команда у нас была, творческая. Они тоже старались что-то привнести в свой образ, тоже что-то предлагали, я с удовольствием принимала и воплощала.

Хочу добавить, что у меня была очень хорошая гримёрная команда, которая мне помогала, одна я бы не справилась, так как очень много было персонажей. Хочу поблагодарить Олю Безденежных, Вику Лодыгину, Шубину Ирину и Холод Светлану.

***

«Арт и факт» – художественный проект, рассказывающий о четырех шедеврах русского искусства – картинах, выставленных в Третьяковской галерее. За каждой великой картиной – интереснейшая история. Каждая новелла создана в своем жанре: комедия, драма, трагедия и мистическая драма. Автор сценария – Инга Ильм.

Роли художников в проекте исполняли: Артур Ваха (Иван Шишкин), Олег Фёдоров (Константин Савицкий), Владислав Комаров (Виктор Борисов-Мусатов), Дмитрий Могучев (Василий Перов) и Владимир Кошевой (Михаил Врубель). В фильме также снимались Софья Присс, Карина Разумовская, Виктория Заболотская и другие.

Проект «Арт и Факт» реализуется на базе киностудии «Ленфильм» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.