Режиссер Алексей Герман завершил работу над масштабной военной драмой «Воздух». Мировая премьера фильма состоится в Основном конкурсе 36-го Токийского международного кинофестиваля, который пройдет с 23 октября по 1 ноября. Фильм создан киностудией «Ленфильм» совместно с кинокомпанией Метрафильмс и Первым каналом при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Международный кинофестиваль в Токио (TIFF) ежегодно проводится с 1985 года. Это крупнейший кинофестиваль в Азии, который является единственным в Японии официально аккредитованным Международной федерацией ассоциации кинопродюсеров (FIAPF). В разное время участниками и лауреатами фестиваля TIFF становились Алехандро Гонсалес Иньяриту, Александр Сокуров, Аки Каурисмяки, Цай Минлян и другие. В этом году фестиваль откроется фильмом Вима Вендерса «Прекрасные Дни».
Алексей Герман-младший, режиссер, со-автор сценария:
«Для нас было важным не только создать глубокий, эмоциональный и интересный фильм, но и максимально передать ощущение документальности происходящих на экране событий, чувства пилотов в кабинах самолетов, аэродромный быт и искренность чувств. Большую часть фильма мы посвятили сценам боев, и горжусь тем, что нам удалось снять их с максимально возможной подлинностью».
Производством картины занимались кинокомпании METRAFILMS и «Амедиа Продакшн» при поддержке Первого канала, Фонда Кино, Фонда «Кинопрайм», Киностудии «Ленфильм» и Комитета по культуре города Санкт-Петербурга.
Съемки заняли более трёх лет и включали в себя несколько блоков. Натурные съемки проходили в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Саратовской и Новгородской областях, а также в Карелии. В съемках воздушных боев, которые порой проходили в сложных метеоусловиях, были задействованы несколько типов самолетов с закрепленными на них камерами. Были воссозданы советские и немецкие полевые аэродромы, интерьеры Эрмитажа во время блокады, развалины Сталинграда и множество иных объектов. Специально для фильма творческая группа воссоздала с исторической точностью большое количество полноразмерных моделей самолетов военного времени. Некоторые из них теперь экспонируются в музее в Кронштадте. Также было изобретено оборудование, которое позволяло артистам при съемках схваток в воздухе в павильонах испытывать настоящие перегрузки.
Константин Эрнст, генеральный продюсер:
«На мой взгляд, «Воздух» – лучшая картина Алексея Алексеевича Германа. Если и раньше ему были подвластны и стиль, и небанальность повествования, то сейчас он обрел эмоциональность. А когда режиссеру удается захватить эмоциональную сферу зрителя и в течение двух с небольшим часов заставлять его улыбаться и плакать, для меня это и есть Настоящее кино. Завидую тем, кто будет смотреть это впервые».
В ходе съёмок сцен воздушных боёв был применен революционный для российского кино набор технологий – в павильоне «Главкино» был построен самый большой в России LEDэкран, который по размерам был сопоставим с четырехэтажным домом, также помимо основного экрана, в съёмках применялись потолочные, подкатные и подвесные экраны, общая площадь которых составила более 800 кв. м. Наряду с этим во время съёмок использовались инновационные технологические устройства для полноразмерных моделей самолётов, технология IN-CAMERA VFX, которая давала возможность синхронно интегрировать графику прямо на съемочной площадке. Это первый случай в мировой кинопрактике, когда для съёмок воздушных боев были применены технологии Virtual Production.
Федор Щербаков, генеральный директор киностудии «Ленфильм», продюсер:
«Тема военного кино для «Ленфильма» исторически одна из важнейших. «Женя, Женечка и «катюша», «Двадцать дней без войны», «Небесный тихоход» – эти ленфильмовские картины знают и любят миллионы зрителей. Картина Алексея Германа – младшего «Воздух» продолжает эту нашу традицию. Действие фильма начинается в блокадном Ленинграде, в основе сюжета – события тяжелого и героического для нашего города и всей страны времени, и особенно важно что он снят именно сейчас, когда Петербург отмечает памятные блокадные даты. Уверен, «Воздух» оценят и зрители, и критики. Это масштабное и очень качественное кино о войне».
Наталия Клибанова, продюсер:
«Такого Германа зритель увидит впервые: это авторское кино большого художника и одновременно масштабный визуальный аттракцион. История главных героинь – хрупких девушек, которые за штурвалами военных самолетов защищают свою страну, – тронет сердца зрителей любого континента».
Художник-постановщик и художник по костюмам Елена Окопная, Лауреат Серебряного Медведя за выдающийся художественный вклад в киноискусство художника-постановщика и художника по костюмам на МКФ в Берлине 2018 г., создала эпоху военного времени, традиционно уделяя особое внимание деталям. Значительная часть костюмов была сшита вручную в полном соответствии с реалиями Великой Отечественной войны.
Елена Окопная, художник – постановщик, художник по костюмам:
«Для меня было очень важно ощутить ткань времени, погрузиться в мир каждого героя, детально и художественно воссоздать быт войны, где важно все – начиная от реконструкции больших военных аэродромов, заканчивая малыми деталями. Ведь даже ткань для костюма мы воспроизводили с нуля, обращаясь к технологиям прошлого, начиная создание с нитки и только после уже плели саму ткань».
По сюжету во время Великой Отечественной войны в смешанный авиационный полк прибывает подразделение юных девушек-летчиц, среди которых героини, сыгранные Анастасией Талызиной и Аглаей Тарасовой. Все они – еще юные, необстрелянные и пока не совсем понимают, что такое война. Девушкам приходится трудно в мужском мире, но они день за днем доказывают, что они не хуже мужчин. Также в фильме снимались Сергей Безруков, Елена Лядова, Антон Шагин, Кристина Лапшина, Мария Мельникова.