Поделиться новостью —

Читайте также

03 Декабря 2024

«Ленфильм» продолжает съемки картины «Ганди молчал по субботам»

02 Декабря 2024

Курс сценарного мастерства для подростков в Учебном центре киностудии

02 Декабря 2024

«Последняя цена» и «Сделайте красиво» в конкурсной программе «Сделано в Санкт-Петербурге»

К списку новостей

35 лет со дня выхода фильма «Дон Сезар де Базан» Яна Фрида

04 Июля 2024

35 лет назад на экраны вышел один любимых зрителями музыкальных фильмов – «Дон Сезар де Базан» Яна Фрида.

«Дон Сезар де Базан» – одна из последних режиссерских работ Яна Фрида, фильм, который называют завершением эпохи музыкального советского кино 1970-1980-х гг. К моменту выхода на экраны этой музыкальной комедии советские зрители уже хорошо знали Яна Фрида как режиссера замечательных музыкальных фильмов «Собака на сене», «Летучая мышь», «Благочестивая Марта» и «Сильва».

Испания, XVIII век. Обедневший граф любит уличную танцовщицу, а она — его. Но их союзу противостоит самодовольный и беспринципный испанский король! Он положил глаз на прекрасную барышню и посадил несчастного графа в тюрьму. Дни узника сочтены… Однако настоящая любовь способна преодолеть и не такие преграды!

Этот музыкальный фильм, так же, как и другие работы Яна Фрида, был снят на музыку Геннадия Гладкова – они с режиссером понимали друг друга с полуслова. Часто композитор и сам исполнял свои песни, временами даже пел за актеров, которые не смогли приехать на озвучание.

Как и во всех кинокартинах режиссера, в фильме снялся потрясающий актерский состав: Михаил Боярский, Анна Самохина, Юрий Богатырев, Наталья Лапина, Игорь Дмитриев, Виктория Горшенина, Михаил Светин, Юрий Дедович, Василий Леонов, Андрей Краско и другие.

Одним из тех актеров, которых Ян Фрид снимал практически во всех своих фильмах, был Михаил Боярский. В своем самом известном амплуа – романтического героя со шпагой и в шляпе – он впервые появился именно у Яна Фрида. «В этом жанре он слепил меня. Начиная с «Собаки на сене» – это его идея», – признавался актер. И в этом жанре ему действительно не было равных, к тому же все трюки на съемках актер выполнял самостоятельно, поэтому режиссер не сомневался ни минуты, кому предложить главную роль. Правда, сам Боярский этой своей работой остался недоволен – ему казалось, что это было повторением того, что он играл в кино ранее.

Пробы на роль Маританны, возлюбленной дона Сезара де Базана, проходило множество актрис. Главная героиня должна была быть не только красавицей, но и уметь хорошо танцевать. Этим требованиям идеально соответствовала Анна Самохина. На съемки она приехала с 4-летней дочерью Сашей, и она тоже появилась в кадре в одном из эпизодов – ее держал на руках герой Михаила Боярского. Впоследствии Александра Самохина пошла по стопам матери и тоже стала актрисой.

Главная отрицательная роль досталась Игорю Дмитриеву, с которым Ян Фрид сотрудничал и дружил на протяжении 30 лет и которому доверил роли в 7 своих фильмах.

Гротескный образ короля Испании создал Юрий Богатырев, которому с одинаковым успехом удавались и драматические, и комедийные роли. Так случилось, что этот фильм стал для него последним, и вышел на экраны, когда актера уже не было в живых.

Стоит отметить, что и сам Ян Фрид появился в одном из небольших эпизодов своей киноленты – в роли педагога по танцам Маританны, а оператор Эдуард Розовский сыграл учителя музыки.

Натурные съемки картины прошли в разных городах СССР. Сцены на городской площади и старинные улочки снимали в Вильнюсе и в Каунасе. В качестве старой крепости, где содержали дона Сезара, были использованы Нарвский замок и Ивангородская крепость. Королевский дворец снимался в дворцовом ансамбле Ораниенбаум (Ломоносов). В 1980-1990 годах в бывшем Дворце располагалась воинская часть, и создателям картины пришлось частично отреставрировать здание, прежде чем приступить к съемкам.

Невероятной красоты исторические костюмы для фильма создала Татьяна Острогорская. Художник работала с Яном Фридом на большинстве его кинолент: «Собака на сене», «Благочестивая Марта», «Тартюф» и др., она же создала все костюмы для саги о Д’Артаньяне и трех мушкетерах. Многие из костюмов авторства Острогорской до сих пор хранятся в костюмерных киностудии «Ленфильм».