Поделиться новостью —

Читайте также

09 Июня 2025

Специальные показы с 10 по 15 июня

06 Июня 2025

Лето в Петербурге начнётся с Петербургской ярмарки — 7 и 8 июня на «Ленфильме»

05 Июня 2025

Стала известна дата проката фильма «Сказки тёмного леса»

К списку новостей

«Мой друг Иван Лапшин»

05 Июня 2019

5 июня 1984 года на большие экраны вышел один из лучших фильмов режиссера Алексея Германа – «Мой друг Иван Лапшин».

Алексей Герман снял эту кинокартину по повести своего отца — писателя и драматурга Юрия Германа. В основу сюжета положена история начальника уголовного розыска города Унчанска Ивана Лапшина, короткий кусочек его жизни и жизни его друзей, товарищей и знакомых. События фильма, происходящие в 1930-е годы, подаются от имени человека (в ту пору 9-летнего мальчика), который рассказывает о них много лет спустя.

Сценаристом экранизации выступил Эдуард Володарский, а консультировал съемочную группу бывший начальник ленинградского УГРО, который в 1930-е уже работал в милиции. Он рассказал создателям фильма о деле серийного убийцы Тюрина, которое легло в основу детективной линии сюжета.

Готовясь к картине, Герман и его жена Светлана Кармалита целый месяц выезжали на допросы в тюрьмы. Герман и его ближайшие помощники присутствовали при опознании убитых. Киношников оформляли в качестве понятых.

Роли в фильме исполнили: Андрей Болтнев, Нина Русланова, Андрей Миронов, Алексей Жарков, Зинаида Адамович, Александр Филиппенко, Юрий Кузнецов, Валерий Филонов, Анатолий Сливников, Андрей Дударенко и другие.

На главную роль режиссер принципиально искал малоизвестного актера «с печатью смерти на лице». В результате проб был утвержден Андрей Болтнев, который работал в театрах Уссурийска и Новосибирска. После выхода фильма актер стал очень популярен и за десять лет снялся в тридцати с лишним фильмах.

Для роли Ханина режиссер, наоборот, искал известного актера — среди кандидатов были Александр Филиппенко, Анатолий Васильев и Андрей Миронов, который и сыграл журналиста. У Ханина был прообраз — друг Юрия Германа, писатель и переводчик Валентин Стенич. Сам Лапшин тоже был «списан» с реального человека — сотрудника уголовного розыска Ивана Бодунова. Он был другом Юрия Германа.

Для Германа никогда не существовало мелочей. Режиссеру во время съемок обязательно нужна была пасмурная погода со снегом, чтобы подчеркивала тяжесть времени, профессии, жизни главных героев… Монтажер Леда Семенова рассказывала историю, как в сцене задержания бандитов режиссер настаивал, чтобы герой Андрея Миронова падал лицом в грязь. Снимали несколько раз, какое бы неудовольствие при этом не проявлял Миронов. Леда Александровна была на площадке и подмечала каждый нюанс. В одном дубле актер неловко подмял под себя франтовую шляпу, в другом, падая, зацепился за проволоку. Потом она поделилась своими наблюдениями. Герман воскликнул: «Мы со Светланой Кармалитой только что обсуждали то же самое! Ты словно подслушала наши мысли». Миронова больше мучить не стали. Но все «находки» соединили на монтаже, по кадрам выстроив сцену.

Многие декорации были взяты с натуры. Будущее место съемок режиссер Алексей Герман нашел в архиве. Увидел вырезку из газеты начала тридцатых годов со снимками деревянной арки, гипсовых пионеров у фонтана, с сообщением, что такие вот замечательные сооружения воздвигнуты в Астрахани. К счастью, все это еще не успели снести. Художнику Юрию Пугачу осталось только украсить арку гирляндой лампочек, повесить портреты вождей того времени.

Когда фильм был готов, один из критиков корил режиссера: «Зачем ты такие страшные бараки построил?». На самом деле Герман ничего не строил, бараки были настоящие, в них все еще жили люди.

Фильм, многими признанный шедевром, но он на экраны вышел не сразу. Его положили на полку.

А в 1986 году картина получила призы на фестивале в Локарно и Роттердаме, а затем госпремию РСФСР.