Поделиться новостью —

Читайте также

26 Апреля 2024

«Ленфильм» примет участие в «Ночи музеев»

25 Апреля 2024

В ГЭС-2 открылась выставка, посвященная Динаре Асановой

24 Апреля 2024

«Чайка»: специальный показ на «Ленфильме»

К списку новостей

Правды и неправды Пепеляева

26 Марта 2015

На киностудии “Ленфильм” закончились съемки исторического детектива по повести Леонида Юзефовича “Контрибуция”.

После “Белой гвардии” это второе обращение режиссера Сергея Снежкина к теме Гражданской войны. За увлекательной фабулой “герметического детектива” (действие происходит в доме экс-губернатора Перми, куда молодой генерал Анатолий Пепеляев приглашает местных купцов с целью собрать деньги для нужд армии) скрывается попытка понять, кто прав и кто виноват. Да и есть ли в Гражданской войне “правые” и “виноватые”. Реально существовавшего Анатолия Пепеляева играет Максим Матвеев:

Вы прежде знали что-нибудь о генерале Пепеляеве?

Максим Матвеев: Ничего. Но я очень рад, что эта работа открыла мне эту совершенно уникальную личность. Весной 20-го года он бежал с женой и сыновьями в Харбин, где зарабатывал на жизнь то грузчиком, то плотником. А потом с ним происходит нечто исключительное. Он опять идет воевать, пытаясь собрать против красных хоть какую-то армию, ее вооружить, и в итоге доходит до Якутии. Но, в конце концов, его отряд был вынужден сдаться. Казалось бы, участь пленного генерала Пепеляева предрешена. Но вместо расстрела суд приговорил его к 10 годам тюрьмы. Как, почему? Загадка.

Не менее загадочно его письмо Михаилу Калинину с просьбой о помиловании.

Максим Матвеев: Бог его знает, зачем он писал. Может быть, рассчитывал, что советская власть не навсегда, и рассчитывал сыграть свою роль в этом. Мы со Снежкиным придумали один психологический нюанс. Пепеляев стал генералом очень рано – в 27 лет, и мы увидели в этом его крест. В повести Юзефовича он появляется в парадной шинели, на лошади, в каком-то смысле бравируя. В его гневе, что никто не встречает, чувствуется некоторое мальчишество. А у нас он, в отсутствие штаба, отягощен непростыми обязанностями – где разместить войска, как их обеспечить довольством и т.д. Пепеляев – человек, в свое время очень сильно уязвленный, отсюда его холодность, жесткость и даже жестокость. У нас в фильме Пепеляев подписывает расстрельный приговор, хотя реальный Пепеляев не только никого не казнил, а, напротив, распустил по домам 20 тысяч своих пленных …

Семь десятков лет для нас героями были лишь красноармейцы, в последнее время идеалы ищем в Белой армии. Но существуют факты, что и там была коррупция, в частности, прибывшие во Владивосток английские танки, купленные за золотой запас, белые продавали красным…

Максим Матвеев: Однозначности не было ни у кого – ни у красных, ни у белых. Беспредельно жестоки были и Деникин, и Колчак. Что касается Колчака, то слишком много неясного в истории с золотым запасом России. Гражданская война стирает все критерии, по которым мы судим о людях в мирное время. Именно поэтому эта тема так волнует сегодня, когда мы нечто подобное наблюдаем сами.

Гражданскую войну, как и Первую мировую, нам еще предстоит открывать. Много “белых пятен” и в истории Великой Отечественной. Помните, в фильме “Ярость” с Брэдом Питтом сцену, когда американские танкисты ведут себя отвратительно в квартире немецких женщин? В нашем кино такая сцена невозможна…

Максим Матвеев: Наверное, вы правы. Действительно, в нас десятилетиями сформировали взгляд на героизм, и нам трудно принимать неоднозначность многих вещей, происходивших на войне. Как-то прочел реальную историю про то, как русские и немцы решили отметить Новый год. Дело происходило в одной деревне, разделенной линией фронта. Воюют долго, уже практически друг о друге все знают. Уже даже существуют негласные договоренности – кому когда идти за водой. И вдруг кому-то приходит в голову устроить краткое перемирие, чтобы отметить праздник в ближайшем сарае. Одни притащили шнапс, другие – водку. Все закончилось тем, что их расстреляли партизаны, не разобравшиеся, что в сарае есть и наши. Ужас в том, что все, кто был внутри дома, – и немцы, и русские, объединились, отстреливаясь от нападавших. Но такой сюжет долго не появится на наших экранах. Хотя, мне кажется, важно понять, что ко многим вещам, которые там происходят, нельзя относиться осуждающе с позиции мирного времени.

Ваш дедушка воевал?

Максим Матвеев: Да, и он меня, кстати, пристрастил к военному кино. “Баллада о солдате”, “На безымянной высоте” пересматривались по несколько раз. И каждый раз не мог остановить слез, смотря, как погибают герои фильма “В бой идут одни старики”. Я и сам хотел быть военным – носил зеленые рубашки, похожие на гимнастерки, нацеплял самодельные медальки – хотелось, чтобы у меня было так же много медалей, как у моего деда…

Для кинематографистов минкультуры назвал в списке приоритетных “Истории успеха, способные вдохновить”.

Максим Матвеев: Понятно, что кино должно ориентироваться на что-то куда более увлекательное, значительное. Но здесь очень легко скатиться в пафосную пустышку, сделать плоскую агитку, которая не тронет никого – ни самих создателей, ни зрителей. Мне кажется, что герой сегодняшнего времени -человек с недостатками, даже с какими-то отрицательными качествами. Но который хочет быть лучше. В этом-то и заключается “история успеха”, на самом деле…

Источник: http://www.rg.ru/2015/03/26/matveev.html