Поделиться новостью —

Читайте также

06 Мая 2025

Дзига Вертов снова на экранах кинотеатров

30 Апреля 2025

107-летие Петроградского кинокомитета

30 Апреля 2025

Состоялась премьера ленты «Там, где память»

К списку новостей

Выставка на «Ленфильме»: «Литературная классика на экране»

03 Декабря 2015

Весь декабрь в Киноцентре «Ленфильм» работает выставка «Литературная классика на экране».

Кинематограф любит литературную классику. Проверенные временем сюжеты, хорошо проработанные характеры, блистательные монологи и диалоги – все это прекрасная основа для фильма. Не случайно, ленты по мотивам лучших произведений художественной литературы начали снимать еще на заре кинематографа.

В коллекции «Ленфильма» сотни фильмов, в основу которых легли литературные произведения. Выход этих картин на экраны всегда становился событием в культурной жизни, порождал новый всплеск читательского интереса к литературной первооснове, творчеству писателя.

Многие картины «Ленфильма» по мотивам литературной классики вошли в мировой фонд киноискусства. Среди них: «Пиковая дама» и «Дубровский» (по А.С. Пушкину), «Шинель» и «Женитьба» (по Н.В. Гоголю), «Маскарад» (по М.Ю. Лермонтову), «Левша» (по Н.С. Лескову), «Обрыв» (по И.А. Гончарову), «Дама с собачкой» (по А.П. Чехову), «Петр Первый» (по А.Н. Толстому), «Поднятая целина» (по М.А. Шолохову), «Два капитана» (по В.А. Каверину), «Человек-амфибия» (по А.Р. Беляеву) и многие другие.

В Год литературы, который проходит в нашей стране, «Ленфильм» подготовил программу «Литературная классика на экране». В рамках программы в Киноцентре «Ленфильм» будут демонстрироваться классические фильмы киностудии по мотивам произведений отечественной литературы и экранизации классики последних лет.

Перед сеансами зрители смогут пообщаться с создателями кинолент – режиссерами, художниками, исполнителями главных ролей.

В выставочном пространстве Киноцентра «Ленфильм» развернута экспозиция, посвященная созданию фильмов-экранизаций.

В витринах – знакомые предметы, которые словно сошли со страниц книг и киноэкрана.

Вот – вещи, сопровождавшие всю жизнь старательного, но незаметного чиновника Акакия Акакиевича из гоголевской «Шинели». Эта повесть на «Ленфильме» экранизировалась дважды. Впервые в 1926 году, еще в эпоху немого кино. Вторая картина вышла на экраны в 1959-м. Смятые рукописи, покусанные во время переписывания и составления тонн бумаг гусиные перья, канцелярские книги… Многие из этих предметов – подлинные, достойны музейных залов. Но все они прошли через съемочную площадку, создавая на экране атмосферу времени. Что-то сделано руками бутафоров киностудии, максимально точно воспроизведены даже мелочи. Например, чернильницу из синего стекла специально изготовили для этой картины.

Фильм «Дубровский» был поставлен на «Ленфильме» еще в довоенную пору – в 1936 году. В коллекции киностудии сохранились предметы из реквизита, которыми пользовалась во время съемок героиня Маша, роль которой исполнила Галина Григорьева: книги, зеркало, подсвечник. Ее отцу – Кириллу Петровичу Троекурову, которого сыграл Николай Монахов, принадлежал лорнет. Фигурка пастушка украшала интерьер усадьбы Троекуровых – в декорациях фильма она стояла на буфете гостиной. Главному герою картины – Владимиру Дубровскому, которого сыграл Борис Ливанов – принадлежали карманные часы. О главном герое также напоминает толстый том «Дело Дубровских».

Прошло почти восемьдесят лет, а на киностудии сохраняются эти раритеты.

Рулетка казино и предметы для игры в карты из антикварного хранилища киностудии напоминают нам о фильме «Игрок», поставленном по роману Ф.М. Достоевского в 1972 году. Эти вещи также свидетели той эпохи. Представлены и «личные вещи» главного героя Алексея Ивановича, которого сыграл Николай Бурляев: портмоне и кофейная чашка, из которой он пил в казино за игральным столом.

Еще одна антикварная чашка и сахарница мысленно возвращают нас к первой встрече Дмитрия Гурова (роль исполнил Алексей Баталов) с Анной Сергеевной (Ия Саввина) из знаменитого фильма Иосифа Хейфица «Дама с собачкой». Они познакомились, когда собачка подбежала к Гурову, который пил кофе в летнем кафе. Перчатки, флакон духов, подсвечник взяты из интерьера комнаты Анны Сергеевны.

Очень часто предметы могут рождать множество ассоциаций. На секунду появившись в кадре, они сами становятся «говорящими» и позволяют нам «дорисовать» целые картины хорошо знакомого произведения.

Вот венок, на котором остановилась камера в фильме «Ася» по одноименной повести И.С. Тургенева. И засохший цветок – все, что рассказчику Н.Н. осталось в память об Асе, непосредственной и чистой девушке, в которую он искренне влюбился, но осознал свои чувства только после того, как потерял ее навсегда.

Каждый предмет на выставке – не случаен. Он часть образа, созданного автором художественного произведения, а потом переосмысленного и перенесенного в фильм.

Почти тридцать лет прошло после премьеры великолепной и любимой зрителями экранизации булгаковского «Собачьего сердца», осуществленной режиссером Владимиром Бортко. И сегодня мы продолжаем цитировать блистательные афоризмы профессора Преображенского, большей частью, знакомые нам по фильму, а не по страницам книги. И как характерны для квартиры доктора – панно «Дичь» и графинчик из гостиной, медицинский справочник, скелет кролика, колокольчик и будильник из кабинета профессора.

Многие фильмы по страницам классики спустя годы сами стали настоящей классикой. В трагическую пору вышел на экраны фильм Сергея Герасимова «Маскарад» по мотивам драмы М.Ю. Лермонтова. Съемки завершились перед самым началом войны, затем начались страшные бомбежки и обстрелы. Многое из реквизита погибло, поэтому на киностудии очень ценят сохранившиеся вещи из этой картины. На витрине можно увидеть кольцо героя Арбенина, в котором он хранил «заветный» яд. Когда Евгений осознал, что натворил, он с горечью в сердце бежал по парку, сжимая в руках шарф Нины. В экспозиции можно увидеть зеркало, которое закрыто шарфом, а рядом лежит черная маска с маскарада, как символ траура Евгения Арбенина по Нине.

Особая тема – костюмы киногероев. Великолепные платья Екатерины Великой, шинель Башмачкина, камзол Петра I и облачения многих других персонажей. А вот костюмов Ихтиандра – сразу два. Оказывается, камера по-разному отражает изображение и очень чутко фиксирует все нюансы, и, чтобы картинка не менялась, один костюм Ихтиандра подготовили для съемок в воде, другой – на суше.

В залах Киноцентра «Ленфильм» воссозданы фрагменты декораций различных картин. В отличие от музейных экспозиций, здесь они прелюдия к главному событию – встрече зрителя с неувядающей экранной классикой – фильмами выдающихся мастеров кино, созданных много десятилетий назад или относительно недавно.

Безусловно в рамках одной выставки сложно рассказать о всех картинах «Ленфильма», созданных на основе литературных произведений. Но экспозиция максимально информационно насыщена. О фильмах напоминают плакаты, редкие фотографии со съемочной площадки. О создателях картин рассказывают стенды и постеры.

И символично, что в экспозиции воссоздана печь-голландка, с «пылающими», но не исчезающими в бутафорском пламени, исписанными листами бумаги. Так авторы программы хотели подчеркнуть простую и проверенную временем истину: «Рукописи не горят». И нам еще предстоит немало открытий, которые готовят литературные произведения и их экранизации на киностудии «Ленфильм».




В рамках программы «Литературная классика на экране» петербуржцев и гостей города ждут встречи с фильмами: (график показов смотрите на странице кинотеатра)

Вход на показы СВОБОДНЫЙ, но по предварительной записи по телефону +7 (911) 991-25-02

«Маленькие трагедии»

Режиссер И. Евтеева. Картина создана по одноименному циклу произведений А.С. Пушкина.

В «Маленьких трагедиях» основные общечеловеческие, вечные конфликты получают специфическую интерпретацию: сталкиваются вещи, идеи и люди. Это мир «сдвинутый», здесь все на изломе: неподвижное движется, любовь торжествует на гробах, тонкое эстетическое чувство приведет к убийству, а пиры оказываются пирами смерти.

Открытый показ 8 декабря в зале «Под колоннами» (Киноцентр «Ленфильм», 2 этаж) в 17.30

Фильм представит режиссер Ирина Евтеева.

Ленфильм, Lenfilm
Кадр из фильма «Маленькие трагедии»

Ленфильм, Lenfilm
Кадр из фильма «Маленькие трагедии»

«Поклонница»

Режиссер В. Мельников. Картина создана по мотивам произведений А.П. Чехова и Л.А. Авиловой.

Романтическая драма, рассказывающая об истории любви молодой писательницы Лидии Авиловой и Антона Павловича Чехова. В Петербурге Чехов знакомится с начинающей писательницей Лидией Авиловой. Между ними возникает взаимная симпатия, которая перерастает в глубокое чувство. Но Авилова – замужем, у нее двое детей, а Чехов неизлечимо болен…

Открытый показ 16 декабря в кинозале «Ленфильм» в 17.10

Фильм представит режиссер Виталий Мельников.

Ленфильм, Lenfilm
Кадр из фильма «Поклонница»

Ленфильм, Lenfilm
Кадр из фильма «Поклонница»

«Маскарад»

Режиссер С. Герасимов. Картина создана по драме М.Ю. Лермонтова.

«Надменный баловень судьбы» Евгений Арбенин – страстный игрок, повеса, успевший все попробовать и во многом разочароваться – увидел прекрасную девушку, идеал чистоты и доброты, и женился на ней. Жизнь с Ниной дала ему покой, уединение, а главное – любовь. Но кругом оставались те, кого он унизил, разорил и растоптал. И вот – любовная интрига. Роковое стечение обстоятельств пробуждает в Арбенине жгучее чувство ревности, за несколько дней превращая его в злодея и убийцу. Яд, смертельные муки возлюбленной и… доказательства ее невиновности, безумство и торжество слепого рока…

Фильм был снят к 100-летию со дня гибели поэта в рекордно короткие сроки – всего за три с половиной месяца. Был закончен 21 июня 1941 года, а на экранах появился в сентябре.

Открытый показ 19 декабря в зале «Под колоннами» (Киноцентр «Ленфильм», 2 этаж) в 11.00

Фильм представит киновед Алексей Дунаевский.

Ленфильм, Lenfilm
Кадр из фильма «Маскарад»

Ленфильм, Lenfilm
Кадр из фильма «Маскарад»

«Сад»

Режиссер С. Овчаров. Картина создана по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

1904 год. Прекрасный сад помещицы Любови Андреевны Раневской скоро должен быть продан за долги. Лопахин предлагает Раневской единственный выход — разбить землю на участки и отдать их в аренду дачникам. Обитатели поместья праздно проводят время, рассуждая о возможных планах спасения сада. Наступает день торгов. Денег на выкуп сада нет. Лопахин выкупает сад на торгах, чтобы разбить на участки под дачи. Бывшие обитатели поместья больше никому не нужны и разъезжаются, кто куда.

Открытый показ 22 декабря в кинозале «Ленфильм» в 17.00

Фильм представит режиссер Сергей Овчаров.

Ленфильм, Lenfilm
Кадр из фильма «Сад»

Ленфильм, Lenfilm
Кадр из фильма «Сад»

«Яр»

Режиссер М. Разбежкина. Картина создана по повести С.А. Есенина.

Яр – это место, которое держит людей, и с которым они не могут расстаться. Если уйдут – погибнут. Единственный, кто хочет вырваться из Яра – главный герой Карев. Но, уходя из Яра, он тем самым порывает со всеми традиционными ценностями, и невольно становится причиной гибели дорогих ему людей…

Открытый показ 25 декабря в зале «Под колоннами» (Киноцентр «Ленфильм», 2 этаж) в 17.30

Фильм представит режиссер Мария Разбежкина.

Ленфильм, Lenfilm
Кадр из фильма «Яр»

«Банкрот»

Режиссер И. Масленников. Картина создана по пьесе А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся».

Купец Самсон Силыч Большов занял крупную сумму денег. И, не желая ее возвращать, объявил о банкротстве. Все свое имущество он перевел на имя приказчика Лазаря Подхалюзина, за которого – для своего же спокойствия – выдает замуж дочь Липочку. Но у Подхалюзина зреет тайный план…

Открытый показ 28 декабря в зале «Под колоннами» (Киноцентр «Ленфильм», 2 этаж) в 11.00

Фильм представит киновед Алексей Дунаевский.

Ленфильм, Lenfilm
Кадр из фильма «Банкрот»

Вход на все сеансы по предварительной записи по телефону +7 (911) 991-25-02

Программа «Литературная классика на экране» проходит в Год литературы в России, одновременно анонсируя начинающийся в нашей стране в 2016-м Год кино.