Поделиться новостью —

Читайте также

16 Ноября 2018

Состоялась презентация образовательной кино-программы «КИНОКЛУБ ЮНАРМИЯ»

16 Ноября 2018

Вспоминая Алексея Баталова

15 Ноября 2018

«Ленфильм» подписал соглашение с Псковской областью

К списку новостей

Столетие Павла Кадочникова

29 Июля 2015

29 июля мы отмечаем вековой юбилей народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда Павла Кадочникова.

Его называли «главным разведчиком СССР» и «совестью «Ленфильма». На счету у Павла Кадочникова около 70 ролей – от героических и характерных до лирических и комедийных. Он был органичен в любой из них. Майор Алексей Федотов-Генрих Эккерт в «Подвиге разведчика», летчик Мересьев в «Повести о настоящем человеке», мотогонщик Федор Ермолаев в «Укротительнице тигров», царь Берендей в «Снегурочке», писатель Максим Горький. Великого пролетарского писателя актер сыграл трижды: в «Якове Свердлове», «Педагогической поэме» и «Прологе». Сразу три роли досталось ему и в «Иване Грозном» Эйзенштейна. Но самым запоминающимся стал образ Владимира Старицкого, простодушного, инфантильного юноши, претендующего на царский престол.

В 1929 году Павел Петрович всерьез увлекся театром, и решил подать документы на актерское отделение театрального техникума при ТЮЗе. Во время экзаменов он поразил преподавателей своим несомненным талантом, его приняли с первой попытки. Профессор Борис Вольфович Зон предложил абитуриенту что-нибудь почитать, а выслушав, удивился: «Что за чепуху ты читал?!» Кадочников смутился, но признался: « Это мои стихи». Тут смутился профессор: «Ну ладно, иди в аудиторию».

Когда через несколько месяцев техникум расформировали, класс Зона почти полностью перевели в театральный институт. Так Павел Кадочников стал студентом института в 15 лет. В институте среди старших товарищей Кадочников не потерялся. Внешне он заметно выделялся – большинство студентов ходили в простой одежде. Павел «форсил» – носил бархатную толстовку с бабочкой. Он прекрасно пел неаполитанские песни, которые многих девушек сводили с ума.

Первой работой в кино стала эпизодическая роль Михася в картине «Несовершеннолетние» (1935). Самому актеру появление на экране не понравилось. После этого дебюта Павел принял решение больше никогда не сниматься в кино.

В 1937 году на спектакле «Снегурочка» побывал кинорежиссер Сергей Юткевич. Ему понравился юноша, и режиссер предложил Кадочникову роль в своей картине «Человек с ружьем». Помня о первом неудачном опыте, Павел хотел было отказаться, но повлиял авторитет режиссера. Юноша принял предложение и сыграл молодого солдата. С этой роли и началась блистательная карьера Кадочникова в кино: десятки ролей, миллионы поклонников и всенародная любовь, на фоне которой и награды, и премии, и звания – меркли!

Уже в следующей картине Юткевича «Яков Свердлов» Кадочников сыграл сразу две роли — рабочего паренька Леньку и писателя Максима Горького. Любопытно, что при утверждении ролей художественный совет студии единодушно отверг кандидатуру Кадочникова на Горького, поскольку его посчитали слишком молодым для столь серьезного образа. Тогда режиссер попросил Кадочникова отправиться в соседнюю комнату и загримироваться. Через несколько минут Кадочников вновь предстал перед авторитетной комиссией. Члены комиссии не верили своим глазам: настолько актер был похож на писателя. Кадочников был единогласно утвержден.

Роль Горького принесла Кадочникову большую популярность, и в 1940 году его пригласил кинорежиссер Александр Ивановский на главную роль в музыкальной мелодраме «Антон Иванович сердится». Съемки картины закончились 21 июня 1941 года, а на следующий день началась Великая Отечественная война.

Фронтом в Великую Отечественную войну для Кадочникова стала съемочная площадка. В конце июля 1941 года Павел подал заявление в народное ополчение. Но ему отказали. «Ты снимаешься в «Обороне Царицына» и «Походе Ворошилова». На «Ленфильме» сообщили, что это фильмы оборонного значения. Вернись на студию» – ответили ему. Позже, в 1947 году, на экраны вышел «Подвиг разведчика». Павел Кадочников создал непривычный образ – строгий, сдержанный и в то же время человечный. В прокате лента пользовалась оглушительным успехом, ее в первый же год посмотрели почти 23 миллиона зрителей.

«Мы с ним очень часто общались цитатами из «Подвига»: «Вы болван Штюбинг! Я Вам говорю как разведчик разведчику. Был в банке, видел вашего человека. Не подошел, значит, не счел нужным». Он с удовольствием подхватывал, с юмором у него было в порядке», – вспоминает Александр Адабашьян.

Как и в жизни, так и в работе Кадочников был основательным, надежным. Тонкий психолог, блестящий эксцентрик. В картине «Повесть о настоящем человек» легендарного летчика Мересьева актер сыграл естественно, без всякой помпезности. Но кого назначить на эту роль – Кадочникова или Бондарчука, решал сам Сталин.

Юткевич, Эйзенштейн, Барнет, Михалков, Кончаловский – Павел Кадочников всю жизнь снимался у лучших режиссеров. И к главным, и к эпизодическим ролям относился с одинаковой ответственностью.
Став однажды «героем советского народа», актер говорил: «Не имею права предать это амплуа». И следовал этому правилу всю жизнь.

На киностудии «Ленфильм» Павел Кадочников снялся в трех десятках картин: «Человек с ружьем», «Осень» (1940 г.), «Антон Иванович сердится», «Разгром Юденича», «Оборона Царицына», «Драгоценные зерна», «Большая семья», «Запасной игрок», «Укротительница тигров», «Таланты и поклонники», «Медовый месяц», «Балтийская слава», «Сын Иристона», «Государственный преступник», «Музыканты одного полка», «Снегурочка», «Рядом с другом», «Прощание с Петербургом», «Благочестивая Марта», «Сицилианская защита», «Пропавшие среди живых», «Две строчки мелким шрифтом», «Ночь на 4-м круге», «Сильва», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» («Сокровища Агры»), «Блондинка за углом», «Я тебя никогда не забуду», «Три процента риска», «Серебряные струны».

И все же эти роли не могли удовлетворять талантливого актера. Кадочников решил попробовать себя в режиссуре. В 1965 году вышел его первый фильм, снятый им в качестве режиссера, приключенческая комедия «Музыканты одного полка», в котором он сыграл роль Чулковского. В 1968 году он поставил фильм-сказку «Снегурочка», где сыграл роль старого мудреца царя Берендея.

Как режиссер поставил картины «Музыканты одного полка» (с Г. Казанским), «Снегурочка», «Я тебя никогда не забуду», «Серебряные струны» (с О. Дашкевичем).

В 1987 году на экраны вышел биографический фильм «Серебряные струны», рассказывающий о создателе первого в России оркестра народных инструментов Василии Андрееве. Это была последняя режиссерская и актерская работа Павла Кадочникова.